Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
06.05.2024
02:12
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Чернова Е.Н. «Чувство языка» у дошкольников: почему важно изучать?
17.12.2013, 16:57

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ"  4(2013)


«Чувство языка» у дошкольников: почему важно изучать?


Систематическая разработка проблемы «чувства языка»  вообще мало кем предпринималась из исследователей. Решение этой задачи, возникшей перед нами, будем осуществлять путем исследования образуемых понятий, исследование речи и ее отношения к мышлению.

Исследование мышления и речи с неизбежностью затрагивает целый ряд смежных и пограничных областей научного знания. Сопоставление данных психологии речи и лингвистики, экспериментального изучения понятий и психологической теории обучения оказалось при этом неизбежным.

Как и в любом исследовании, которое вносит нечто новое в разрешение изучаемых проблем, естественно возникает вопрос, что же есть новое и, следовательно, спорное, что нуждается в тщательном анализе.  Стоит выделить некоторые понятия, о которых пойдет речь далее и те, которые связаны с главным понятием, мы определили их для исследования.

В понятии «чувство языка» выделяем два ключевых понятия, такие как чувство и язык. Из толкового словаря русского языка Ожегова выделяем понятие «чувство»,  во-первых, это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, а во-вторых, это состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее. Теперь поговорим о языке, язык  -  это средство общения людей друг с другом либо в форме устной речи, либо в форме письма или языка знаков (символов). Теперь наша задача свести эти два понятие воедино. Термин «чувство языка» используется в лингвистике для обозначения разнородных явлений языка. Существует также множество определений «чувства языка», укажем некоторые из них.

Большинство авторов трактуют «чувство языка» с позиций интеллекта. Оно рассматривается как результат накопленных знаний о языке, сформированный в результате практической деятельности. Существует, однако, и другое мнение, согласно которому «чувство языка» - эмоциональное переживание, связанное с чувством удовольствия - неудовольствия при оформлении языкового высказывания.

Значение слова «чувство языка» по психологическому словарю следующее: «чувство языка - феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и прочих конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций».

Взрослому человеку свойственно особое языковое чутье. Поэтому, не помня правил, он находит нужное решение за доли секунды. Это касается и ребенка, его способности верно находить решение в общении. Что же касается природы чувства языка, обсуждения данной темы и сейчас ведутся, еще К.Д. Ушинский определил ее двойственную основу: "Дар слова есть сила, врожденная душе человека, и, как всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается не иначе как от упражнений». «Дар слова», или «словесный инстинкт», – так называет К. Д. Ушинский явление чувства языка.

Интеллектуальную природу чувства языка подтверждают некоторые современные достижения науки в области интуиции. В настоящее время в науке на первое место ставят мнение о том, что основу интуиции составляет напряженная деятельность сознания, интеллектуальный процесс. Это мнение опирается на экспериментально обоснованную общепсихологическую теорию. Основными условиями, приводящими к интуиции, называются индивидуальный опыт, знания, интересы, потребности, цели и задачи, которые ставит перед собой человек.

Человек знает не правила, а логику правописания и ощущает ее как некое смутное "чувство языка". Откуда оно берется? Прежде всего, из опыта длительного использования языка: чтения, письма. В этом случае мозг вынужден обрабатывать огромное количество языковой информации в ее звуковом и графическом отображении. У ребенка дошкольного возраста, не умеющего писать, тоже есть это «чувство языка». Его нужно развивать, без развития этого «чувства», постепенно оно угасает.

Психолог и лингвист Сохин Феликс Александрович считал, что одно из направлений исследований в области психологии детской речи зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком: развивается речь ребенка на основе подражания речи взрослых, её заимствования и воспроизведения. Существенную роль здесь играют явно «неподражательные» элементы – обобщение языковых и речевых явлений и их осознание, которое может формироваться как неосознанное обобщение, как «чувство языка». Но при этом следует сказать, что подражание остается фактором речевого развития.  При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигнут достаточного высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача данного обучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Также Ф.А. Сохин подчеркивал связь осознания этого с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языка в целом. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, соответствующей каждому возрастному этапу, но при этом не стоит забывать и об индивидуальных особенностях детей, они могут очень значительно не соответствовать норме. В процессе обучения развитию речи решается множество сопутствующих задач, таких как умственное, эстетическое, нравственное развитие, но в большей степени, конечно же, связано развитие речи с умственным развитием.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания. Освоение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Недаром К.Д. Ушинский в своей книге «Родное слово» назвал грамматику «логикой языка».

Нужно ли систематическое изучение развития речи? Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.

Взрослый человек может и должен помогать детям в овладении умения полноценно общаться, пользоваться разными формами и типами высказываний. Но при этом не стоит забывать, что речь ребенка имеет существенное различие от речи взрослого в отношении смысла, который ребенок вкладывает в произносимые слова. Часто дети сами пытаются осмыслить произносимые ими слова в соответствии с опытом. Множество таких примеров собрал К.И. Чуковский. Знаменитый писатель и знаток детской психологии Корней Иванович Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты, поскольку ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком». Такую работу — в сказочно сжатые сроки познать сложившиеся формы родительской и прародительской речи — и мы, вслед за К. И. Чуковским, можем смело назвать поистине титанической. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей родного языка происходит в дошкольный и младший школьный период и совершается это, конечно же, под непосредственным воздействием взрослых.

Поэтому в развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения (смысла) слов, над развитием точности словоупотребления, что в целом определяет в дальнейшем культуру речи.

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми, что очень важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.

Анализ теоретических основ развития речи включает рассмотрение множества вопросов, таких как взаимодействие языка и речи, развитие языковой способности, связь речи с мышлением. Также выделим особенности развития речи в разных типах высказываний.

Согласно А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка  условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь. При этом нужно заметить, что важнейшее средство языковых навыков – это легкость перенесения единиц языка на новые, ещё не встречающиеся сочетания. Вот здесь и входит в силу так называемое «чувство языка», которое дает возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово или высказывание к какому-либо классу явлений языка, уже известных ему, то здесь можно сказать о том, что у этого человека развитое «чувство языка». В тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. Большую роль при этом играет осознание явлений языка и речи.

Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь речевого и умственного развития. Начальные формы мышления дошкольников – наглядно-действенное и наглядно-образное, затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Здесь уже развивается интеллектуальная функция языка.

Разложив  речевое мышление на образующие его элементы – на мысль и слово, - исследователи пытаются, изучив свойства мышления как такового независимо от речи, и речь как таковую независимо от мышления, представить себе связь между тем и другим как чисто внешнюю механическую зависимость между двумя различными процессами.

Считается, что решительным и поворотным моментом в учении о мышлении и речи является переход к анализу, расчленяющему сложное единое целое на единицы. Под единицей подразумевается такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является неразложимыми живыми частями этого единства.Что же является такой единицей, которая далее неразложима и в которой содержатся свойства, присущие речевому мышлению как целому? Такая единица может быть найдена во внутренней стороне слова - в его значении.

Мышление отражает действительность в сознании качественно иначе, чем непосредственное ощущение. По-видимому, есть все основания допустить, что это качественное отличие единицы в основном и главном есть обобщенное отражение действительности. Заключаем, что значение слова, которое пытаемся раскрыть с психологической стороны, его обобщение представляет собой акт мышления в собственном смысле слова. Но вместе с тем значение представляет собой неотъемлемую часть слова как такого, оно принадлежит «царству речи» в такой же мере, как и «царству мысли». Слово без значения есть не слово, а звук пустой. Слово, лишенное значения, уже не относится более к «царству речи». Поэтому значение в равной мере может рассматриваться и как явление, речевое по своей природе, и как явление, относящееся к области мышления. О значении слова нельзя сказать так, как это раньше свободно говорили по отношению к элементам слова, взятым порознь. Что оно представляет собой? Речь или мышление? Оно есть речь и мышление в одно и то же время, потому что оно есть единица речевого мышления. Возникают вопросы об отношении мышления и речи, ибо само это отношение содержится в избранной единице, и, изучая развитие, функционирование, строение, вообще движение этой единицы, можем познать многое из того, что прояснит вопрос об отношении мышления и речи, вопрос о природе речевого мышления.

Первоначальная функция речи является коммуникативной функцией. Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. Эта функция речи обычно также в анализе, разлагающем на элементы, отрывалась от интеллектуальной функции, и обе функции приписывались речи как бы параллельно и независимо друг от друга. Речь как бы совмещала в себе и функции общения, и функции мышления, но в каком отношении стоят эти обе функции друг к другу, что обусловило наличие обеих функций в речи, как происходит их развитие и как обе структурно объединены между собой – это оставалось и остается до сих пор мало исследованным.

Между тем, значение слова представляет в такой же мере единицу этих обеих функций речи, как и единицу мышления.

Исследовать такую проблему, как мышление и речь, как для современной психологии, так и лингвистики означает в то же самое время вести идейную борьбу с противостоящими ей теоретическими воззрениями и взглядами.

Развитие речи в дошкольном возрасте имеет очень большое значение, потому что – это процесс, многоаспектный по своей природе, и очень важный. Прежде всего, этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку интеллектуально-языковые взаимосвязи, включенные в овладение родным языком, активно влияют на педагогический процесс обучения родному языку, развития, формирования речи.

Список литературы

Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000.

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Развитие языковой способности дошкольников с речевыми нарушениями. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2008.

Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin
Просмотров: 4676 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz