Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
06.05.2024
01:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Демьянова С.А. Занятия психолога в темной сенсорной комнате
26.02.2013, 13:06
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
 
Демьянова Светлана Анатольевна – педагог-психолог ГБОУ ЦРР д\с № 753 ВОУО г. Москвы. Педагогический стаж – 17 лет. Вторая квалификационная категория. Награждена медалью «В память 850-летия г. Москвы». Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
 
ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГА В ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСЕЩАЮЩИМИ ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
 
Пояснительная записка
 
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
 
Идея проведения занятий в темной сенсорной комнате с детьми и родителями, посещающими Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР), родилась исходя из реальных возможностей Центра развития ребенка – детского сада № 753. Темная сенсорная комната была оборудована у нас в 2009 году и использовалась для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми среднего и старшего возраста по апробированным программам. В 2011 году на базе детского сада открылся Центр игровой поддержки ребенка, в котором занимаются дети от года до трех лет с родителями. При разработке конспектов занятий было решено использовать темную сенсорную комнату и занятия в ней как заключительную часть игрового сеанса.
 
Сначала, чтобы понять необходимость синтеза занятий с детьми раннего возраста и их родителями именно в темной сенсорной комнате, надо было ответить на следующие вопросы:
 1. Каково влияние интерактивного оборудования на развитие детей раннего возраста? Спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным воздействием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов торможения, стимулируется интерес к познавательной деятельности.
2. Как занятия в темной сенсорной комнате помогут в общении «ребенок-родитель»? Воздействие интерактивной среды увеличивает потенциал процесса воспитания, развивает творческое мышление, умение удивляться не только у детей, но и у взрослых. Они вместе испытывают целую гамму положительных эмоций, познают удивительный мир ощущений и фантазий. Главное, что у родителей появляется желание открывать со своим ребенком окружающий мир заново. Также в присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой, что помогает им полноценно развиваться, а родителям видеть положительный результат. На основе данных, полученных в качестве ответов на вопросы, была разработана общая концепция занятий, в которую вошли нижеприведенные составные части. Программа развивающих занятий для детей 1-3 лет, посещающих ЦИПР Цель занятий для детей – пробуждение интереса детей к окружающему миру, стимулирование исследовательских действий, способствовать развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, развитие эмоциональных ощущений в комплексе с формированием сенсорно-перцептивных представлений о цвете, звуке, движении и т.п.
 
Задачи:
– снятие эмоционального и мышечного напряжения;
– снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
 – развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
– развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
– развитие игровых навыков, произвольного поведения.
 
Цель занятий для родителей – формирование активной позиции родителей по отношению к процессу обучения и воспитания детей. Задачи: – обучить родителей возможным способам общения с ребенком; – научить формировать доверительные взаимоотношения со своим ребенком. Цикл занятий рассчитан на три месяца, занятия проходят один раз в неделю по 10-15 минут, наполняемость группы – до 8 детей с сопровождающим взрослым. Структура занятий не меняется, а лишь наполняется разным содержанием. Занятия можно менять в зависимости от времени года. Оборудование темной сенсорной комнаты используется в зависимости от тематики занятий.
 
Когда включаются световые приборы, которые расположены сверху, на потолке («Звездное небо», «Звездный шар», «Звездная сеть» и др.) и дают достаточное освещение помещения (как правило, на «Спокойной минутке»), то свет четырех комнатных люстр выключается полностью. Когда включаются приборы, которые частично освещают комнату (фонтан водный настольный, «Волшебная нить» с контролером, светильник «фонтан света», «Звездный дождь», пузырьковая колонна), потому что расположены на стене, в углу или на специальной подставке, то затемняется только та часть комнаты, где зажегся используемый прибор. Остальное оборудование используется при полном комнатном освещении (волшебная тропа, сухой душ, сухой бассейн, панно «Ежик», мягкий уголок и т.д.). Такой подход к использованию оборудования темной сенсорной комнаты обусловлен техникой безопасности, т.е. объемом самой комнаты, количеством человек (8 детей, 8 взрослых и педагог-психолог), возрастными возможностями детей раннего возраста. Цикл занятий составлен в процессе практической работы в ДОУ № 753 на основе группы детей от года до трех лет, посещающих Центр игровой поддержки ребенка.
 
 Так пройти данный курс занятий смогли около 120 детей и взрослых. По отзывам родителей, несмотря на то, что дети посещают ЦИПР только три месяца, заметны большие сдвиги в их эмоциональном и интеллектуальном развитии. Разработка данного цикла занятий была представлена на окружном смотре-конкурсе «Сенсорная комната-2013», где заняла 3-е место.
 
 Алгоритм групповых занятий в темной сенсорной комнате:
– Приветствие: «песенка Бим-Бома». 1-2 мин.
– Волшебная тропа. 2 мин.
– Подвижные игры, танцевальные движения с музыкальным сопровождением. 4-5 мин.
– Упражнения с использованием интерактивного оборудования. 1-2 мин.
– «Спокойная минутка» (релаксация). 1-2 мин.
 – Прощание. 1-2 мин.
 
Цикл занятий № НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ
 
 Дидактический Материал Используемое интерактивное оборудование
1 СемьяРазноцветные мячи с улыбками «Зеркальный шар»
2 ОсеньРазноцветные листья, корзина. «Зеркальный шар»
3Поиграй со мною Куклы по числу детей «Звездное небо»
4 ЕжикПанно «Ежик», корзина, массажные мячи разного размера, покрывало-полянка «Зеркальный шар»
5 Мишка Мягкий медведь («говорящий стихотворение») Сухой бассейн, «Зеркальный шар»
6 Волшебный цветокСултанчики по числу детей и взрослых Светильник «Фонтан света», «Зеркальный шар»
7 Котята Большая корзина, мягкая большая кошка и игрушки котята по количеству детей «Звездный дождь», «Звездная сеть»
8 ПтицыДеревянная «птица счастья» Сухой бассейн, фонтан водный настольный, «Волшебная нить» с контролером, «Звездное небо».
9 ЗоопаркМягкие среднего размера игрушки зверей, обруч Сухой бассейн, «Зеркальный шар»
10 Рыбки -Пузырьковая колонна, сухой бассейн, проектор «Меркурий»
11 Снежинка Картонные снежинки с улыбкамиСухой бассейн, проектор «Плазма-250»
12 СказкаИгрушки для сказки «Курочка-Ряба», волшебное покрывалоСухой бассейн, «Звездный шар»

На каждом занятии постоянно используется оборудование: круглые «кочки-мешочки», массажные коврики, сухой душ, мягкая дорожка; мат, складное кресло, пуфы.
 
Чтобы лучше представить типовую конструкцию занятий, приведем в качестве примера подробную разработку одного из них – конспект занятия «Мишка».
 
 Приветствие (используется кукла клоун с улыбкой на лице).
 
Цель: привлечь внимание детей, создать положительный настрой. Действия: психолог каждого ребенка встречает, улыбается, приветствует от лица куклы. Песенка Бим-Бома. Бим-Бом – дети быстро топают. Бим-Бом – медленно качаются из стороны в сторону. Бим-Бом – в среднем темпе хлопают в ладоши. Волшебная тропа (используются «кочки-мешочки», массажные коврики, сухой душ, мягкая дорожка). Цель: развитие тактильного восприятия, координирование движений, профилактика плоскостопия. Идут наши ножки по каменистой дорожке – топ-топ-топ. Вот какие хорошие ножки – топ-топ-топ. Вот прошли через разноцветный лесок – топ-топ-топ. Побежали на каменистый мосток – топ-топ-топ. (Повторить 2-3 раза).
Подвижные игры, танцевальные движения (используется игрушка мягкий мишка, звучит веселая мелодия «Сиртаки»).
 
 Цель: активизировать слуховое внимание, речевую деятельность. Развитие общей моторики, слуховой деятельности, чувства ритма, координации движений.
 
П с и х о л о г. В гости пришел мишка. (Рассматриваем игрушку, даем детям погладить). Эх, у всех зверей хвосты несказанной красоты, Только мне не повезло, хвост короткий, ну и что? А зато какая шуба: в ней не страшен мне мороз! В ней лежать в берлоге любо, не замерзнет хвост и нос. Дети с родителями рассказывают мишке стихотворение с имитацией движений. Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, в корзиночку кладет. Шишка отскочила, прямо мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою – топ! Звучит веселая музыка, дети с родителями ходят по кругу, танцуют, имитируя движения мишки (ходит, прыгает, собирает шишки, кружится). Упражнение с использованием интерактивного оборудования (сухой бассейн). Цель: развитие координации движений в пространстве и мелкой моторики; стимуляция зрительных ощущений, концентрация внимания на объекте. Мишка приглашает детей в бассейн искупаться. Игра с шариками «Самый сильный». Упражнение «Покатаем шарик».
 
П с и х о л о г. Давайте скажем мишке «спасибо» за то, что он поиграл с нами, а потом – «до свидания». Спокойная минутка (звучит спокойная музыка, используются мат, складное кресло, пуфы, «Зеркальный шар»). Цель: концентрация внимания, снятие эмоционального напряжения, релаксация. Звучит спокойная музыка, гаснет свет, зажигаются звезды.
 
П с и х о л о г. Послушайте, ребята, какая спокойная музыка звучит, приглашает нас отдохнуть. Давайте мягкое место искать и отдыхать. Прощание (используется улыбающаяся кукла клоун). Цель: поддержать положительный настрой и вызвать желание прийти еще раз на занятие.
 
 П с и х о л о г. А теперь пора прощаться, Будем Бим-Бому улыбаться. Мы помашем ему рукой И пойдем скорей домой. Психолог прощается с каждым ребенком от лица куклы и просит улыбнуться.
 
 
 Использованная литература:
1. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010.
2. Афонькина Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012.
 3. КРОХА: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений /Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В.Сергеева и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
4. Пальчиковая гимнастика. Автор-составитель Е.М. Косинова. – М.: Эксмо, 2003.
5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Национальный книжный центр, 2012.
6. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С.Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2000.
7. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2010. Использованные музыкальные произведения: Приложение к программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика». А.И. Буренина 2000. Классическая музыка для детей. Музыка о природе. Музыка для отдыха и расслабления. Релаксация. Медитация. Звуки природы.
Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin | Теги: Демьянова, Зеленоград
Просмотров: 6157 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz