ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4(2013)
Логопедические
досуги в системе коррекционной деятельности ДОУ
Примечание:
В статье использовался опыт работы учителя-логопеда
О.Л. Рониной и воспитателя по физической культуре Е.А. Мироновой (ГОУ д/с
№1505 г. Москвы).
Все примеры логопедических досугов организованы исключительно
педагогами МБДОУ №26 Мытищинского района.
Коррекционная
работа с детьми, имеющие нарушение речевой деятельности (в частности ОНР) носит
многоаспектный характер и требует комплексного подхода в работе со стороны всех
специалистов дополнительного образования
ДОУ.
Вокруг
каждого такого ребенка необходимо создать единое коррекционно-развивающее
пространство, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели
группы детского сада, которую посещает ребенок, но и узкие специалисты:
психолог, педагог-эколог, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре, специалист по ИЗО деятельности.
Мы,
а это МБДОУ № 26 «Светлячок» Мытищинского района, попытались найти такую форму
работы, которая бы объединила усилия всех субъектов педагогического процесса,
помогла бы преодолеть разобщенность в их работе, т.е. организовать комплексный
подход к овладению детьми правильной речью.
Поиски
новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели нас к
идее проведения логопедических досугов.
Логопедический
досуг может проводиться совместно с воспитателями, психологом, педагогом-экологом, музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре, со специалистом ИЗО
деятельности, с родителями.
Необычная
форма коррекционно-развивающей деятельности вызывала интерес у детей, помогала
обобщать и закреплять полученные знания. А у специалистов совместная подготовка
к такому виду деятельности повысила
заинтересованность и способствовала реализации коррекционных задач в воспитании
и обучении.
Эффективными
являются различные варианты организации занятий с использованием:
логопедических игр, литературных или придуманных персонажей, сказочных сюжетов,
воображаемых путешествий, поездок, приключений, настольно-печатных игр,
использование рисунков и других работ детей, игр-драматизаций и т.д.
Каждое
развлечение может проводиться по одной из лексических тем или являться итоговым
занятием после изучения определенных тем.
Досуг
длится от 25 до 40 минут.
Ответственным
за проведение досуга бывает логопед и один из узких специалистов. Во время
логопедического досуга используются упражнения на:
развитие ВПФ; упражнения,
регулирующие мышечный тонус; развитие чувства
ритма; развитие
координации движений; снятие
эмоционального и мышечного напряжения; развитие речевых
и мимических движений; игры
(статические, малоподвижные, подвижные) и т.д. Участие
детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает раскрепоститься,
приобрести опыт публичных выступлений, обогащает новыми эмоциями, учит
выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить
полученные навыки. В
течение года учителем-логопедом, педагогами и родителями организуются
тематические досуги, конкурсы, посвященные разным темам (День Победы, «Моя
любимая игрушка», Пушкинские чтения и т.д.). Вместе с родителями дошкольники
составляют мини-рассказ о любимой книге, делятся впечатлениями о прочитанном,
придумывают необычные подделки. По итогам мероприятия в группах организуются
выставки детских работ. В
день рождения А.С.Пушкина мы провели «Пушкинские чтениия» основная цель –
познакомить детей с творчеством великого писателя. Дети отгадывали кроссворд,
угадывали по картинкам, отрывкам
названия сказок. По итогам мероприятия вручались небольшие поощрительные
призы самым эрудированным маленьким чтецам. На
досуговых мероприятиях, посвященных «Неделе игры и игрушки», дошкольники вместе
с педагогами и родителями мастерили игрушки своими руками, делились рассказами
о них, тем самым обогащали свой словарный запас, развивали навык составления
рассказов. Захватывающие
по своему оснащению проходит досуг совместно с педагогом по экологии. Дети не
просто знакомятся с понятиями «живой-неживой природы», у них есть уникальная
возможность активизировать все органы чувств. Что в свою очередь оказывает
благоприятное влияние на речь: дети желают высказаться, рассказать о своих
ощущениях, поведать свою историю. Отдельное
место среди всех досугов занимают музыкально-речевые досуги, они всегда
проходят весело и зрелищно. Учитель-логопед вместе с воспитателями, музыкальным
руководителем и родителями готовит дошкольников для участия в сценках и драматизациях.
В
своей работе педагоги используют элементы речедвигательной ритмики, пластики.
Эти приемы позволяют работать не только над темпоритмической стороной речи, но
и над интонацией, помогают развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. К
участию в досуговых мероприятиях педагоги также привлекают родителей: это либо
присутствие родителей на досуговых мероприятиях в качестве зрителей (это дает
им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка), либо
участие родителей в подготовке самих досуговых мероприятий (в основном это наши
сотрудники, чьи дети посещают данный ДОУ). В
начале учебного года мы провели в логопедической группе небольшое мероприятие
под названием «Логопедическая пятиминутка». Целью данного досуга было
познакомить детей с артикуляционной гимнастикой (сказка о Язычке, загадки и
т.д.), приемами их выполнения, вспомнили игры на развитие ФС, ФВ, пальчиковые
игры. Вспомнили правила поведения на занятиях, а так же необходимых условиях
их проведения – наличие индивидуальной
тетради. На
родительском собрании мы провели логопедический тренинг для родителей,
основной целью которого было привлечение внимания родителей к речевым проблемам
детей. Родители проявили свою
заинтересованность и с удовольствием выполняли упражнения по артикуляционной,
дыхательной и пальчиковой гимнастиках. Активно
и дружно проходят физкультурно-речевые досуги, например, досуг "Всей
семьей на старт!". На данном досуге решались помимо физкультурных задач и
речевые задачи:
развитие
артикуляционной моторики и мелкой моторики рук; совершенствование
навыка произношения коротких стихов и закличек и т.д. В
день Матери мы организовали «Уроки кулинарии», приуроченной к теме «Хлеб всему
голова». Результатом необычного досуга стала не только активизация глагольного
и предметного словаря по данной тематике и развитие мелкой моторики, но и
прекрасная домашняя выпечка. Свой подарок в виде ароматной булочки каждый
ребенок приподнес своей матери. Подвести
итог осенним тематикам помогла интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Данный
досуг был организован логопедом при участии воспитателя и музыкального
руководителя. Основной целью было: обобщить полученные знания, закрепить навыки
в лексико-грамматических категориях, фонематических процессов, в составлении
связных рассказов, а так же активизировать работу всех ВПФ. Игра способствовала
в воспитании дружеского взаимоотношения между детьми, научила проявлять
инициативу и любознательность, развивать чувство товарищества, ответственности,
умения взаимодействовать и сотрудничать, развивать командный дух. Таким
образом, различные досуговые мероприятия в логопедической группе детского сада
значительно улучшают качество произношения, дикции, положительно влияют на
эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают
в усвоении программного материала. Данная
модель взаимодействия имеет большие потенциальные возможности и может
способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей,
профессиональной подготовке педагогов в области коррекционной педагогики.
|