Главная
Регистрация
Вход
Суббота
18.05.2024
19:20
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Филатова Г. В.Через творческий поиск - к педагогическому опыту
23.03.2013, 00:46
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
 
Филатова Галина Васильевна – учитель-дефектолог ГБОУ д\с компенсирующего вида № 1078 ВАО г. Москвы. Педагогический стаж – 45 лет. Высшая квалификационная категория. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
 
ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК – К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОПЫТУ
 использование фотографий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения из опыта работы учителя-дефектолога
 
Примечание: приведенный материал является основой выступления автора на Педагогических чтениях по теме «Профессиональная компетентность педагога детского сада в условиях реализации федеральных государственных требований к основной образовательной программе». Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений. Я решилась выступить перед вами, коллеги, от имени ветеранов педагогического труда.
 
У каждого поколения педагогов в жизни и работе возникают свои проблемы, трудности которые привносят перестройка, реформирование, новые федеральные государственные требования. Но всегда, во все времена, профессиональная педагогическая компетентность, педагогическая культура, мастерство, новаторство, педагогическое творчество остаются неизменными качествами для педагогов влюбленных в дело, которому они служат, для которых совесть и самоуважение – главные критерии их контрольно-оценочной деятельности. На практике мы, педагоги нашего дошкольного учреждения, поставлены в такие условия, когда любая педагогическая идея не принимается как очевидная, а проверяется и в ходе глубокого проникновения в нее развивается и совершенствуется.
 
Педагогический поиск путей повышения качества работы с детьми – неотъемлемое условие в нашей деятельности. Так в стенах детского сада появлялись свои оригинальные, новые технологии, предложения, открытия, фантазии, методы в освоении новых образовательных сред, средств, материалов. Это «Лего-педагогика», «Лего-мозаика», «Палочки Кюизенера». В нашем детском саду первым появился педагог-психолог, социальный педагог.
 
Впервые в Москве возникли «Сенсорная комната», «Мини музей», комплекс «Цвет и свет в реабилитационном пространстве ДОУ». С первых лет работы в детском саду и своего участия в развитии учреждения я вычленила для себя правила гибкости мысли и творческого ума – движущей силы развития педагога. Поделюсь этими правилами с вами. Первое правило: решая проблему, не забудь заглянуть в будущее. В будущем эта проблема уже решена, остается только вспомнить дорогу и просто выполнять решение, ведь найти путь к разгадке проще, чем придумывать и изобретать. Правило второе. Каждый из нас – «един в трех лицах»: фантазер, критик и практик. Главное – развести все три «субличности» во времени. Сначала надо дать волю «фантазеру», пусть он решает без передышки, придумывая множество вариантов решения проблемы и путей их претворения в жизнь. При этом на время необходимо полностью отключить «критика», иначе он не даст развернуться творчеству и фантазии. А когда есть, из чего выбирать, то можно подключить и критика. Из множества идей наверняка найдется несколько удачных решений. Наконец наступит время творца – «практика».
 
Лучшие решения отобраны, осталось их претворить в жизнь. И еще есть принцип активного поиска. Творческий человек должен жить в режиме «локатора», то есть – «искать всегда, искать везде». Все события, любая деятельность, наблюдения, опыт коллег должны стать источником информации, которая пропускается сквозь наше оценочное сито. Возможно, это уже известно, но идея уже работает, ее можно назвать и представить по-другому. Она хороша, но может быть лучше, рациональнее. В ходе таких размышлений и проживания идеи вдруг восклицаешь: «Эврика!». Главное в творчестве – идти не проторенной дорожке, а привносить свое, применительно к конкретным условиям, конкретным детям. По типологии творческой личности в нашем коллективе меня отнесли к практикам-экспериментаторам, для которых свойственен поиск новых решений, проверка гипотез практикой. Для людей этого типа характерна работа с аппаратурой, большой интерес и способности к практическим делам. И это действительно так. Приведу примеры. Я самостоятельно освоила машинопись, компьютер – первая в детском саду, потом фотографию, которая стала моим хобби и инновационным проектом, поддержанным в качестве «ноу-хау» творческой группой ДОУ «Инновации». (Есть у нас такая общественная организация). Свою дружбу с фотографией я начинала с подбора серии снимков по темам, которые востребованы при ознакомлении с окружающим: «Овощи», «Мебель» и др. Они очень помогли мне во взаимодействии с учителем-логопедом и с воспитателями при «погружении» в тему. Чем больше я увлекалась работой по ней, то с каждым разом появлялись новые формы, приемы, подходы. Почему за одну из основ работы была выбрана фотография? Да потому, что с опорой на фотографии можно говорить с ребенком обо всем. Именно фотографии позволяют больше узнать о его возможностях и потребностях: что он помнит, что ему больше нравится, что привлекает его внимание.
 
При подготовке фотографий для детей с нарушением зрения были определены следующие требования к фотографиям: – фотографии должны быть достаточно крупными (не менее 10х15 см.), непременно матовые; – на них должны быть хорошо видны лица людей, элементы обстановки, действия к которым привлекается внимание ребенка. – фотографии могут быть случайными и постановочными. В основном мои фотографии большей частью случайные. Фотография может быть использована как: Развивающее средство – обогащение содержания развития. Коррекционное средство – помощь в решении определенных конкретных трудностей в развитии ребенка. Пропедевтическое средство – подготовка детей к восприятию нового материала. С помощью фотографий можно решать такие ответственные и сложные задачи, как:
– развитие речи ребенка; – осознание и систематизация своего личного опыта;
– построение картины мира,
– создание основ для взаимопонимания. В образовательной деятельности фотография – это окно в мир, образ окружающего мира, то, что в новой программе называется «Формирование целостной картины мира».
 
И это прежде всего: – формирование образного представления о предмете и его свойствах; – восприятие окружающих предметов в действии (многообразие использования предмета в жизненных ситуациях); – восприятие предмета в разное время суток, время года: – представление о предмете или явлении в развитии (был одуванчик желтый, стал белый; бутон – цветок). Фотографии приближают предмет к глазам ребенка (стрекоза, паутина). Зрительное восприятие помогает коррекции пространственной ориентировки. Решению данной задачи помогают игры, игровые задания с фотографиями на: – соотнесение (нахождение) объекта или отдельного указанного фрагмента фотографии, с подобным предметом в естественной обстановке Например: В каком месте сделан этот снимок? Узнай, куда приведут тебя эти фотографии (3-4 шт.), если пойдешь мимо мест изображенных на фотографиях. Найди эти предметы на спортивной площадке. Скажи, как они называются, где расположены. Среди простых примеров, связанных с коррекцией пространственно-временных понятий логично назвать следующие задания: Определи время суток, года по фотографии. Разложи фотографии в определенной последовательности действий. Важнейшая функция использования фотографии заключается: – в обеспечении реабилитационных функций, – в роли психолого-педагогического сопровождения, – в эволюции социального развития. Они являются дополнительным каналом взаимодействия депреированного ребенка с окружающим миром. Обращение к воспоминаниям от общения с природой, живыми объектами, праздничными событиями вызывают повторные яркие эмоциональные переживания.
 
Ребенок получает новый коммуникативный опыт, психоэмоциональный заряд. Очень помогают фотографии ребенка в познании им самого себя. Ребенок видит свой физический дефект – косоглазие. Дети не любят себя в очках, не любят носить очки. Полюбить себя им помогает вручение портрета, как победителя конкурса красоты с различными номинациями: «Девочка с самыми голубыми газами», «Папа и я очень похожи», «За самую красивую улыбку». Это вызывает интерес и любовь к себе. Осознание самого себя Важным этапом в формировании представлений о возрасте на тему «Я расту» выступают детско-родительские проекты. Их цель – помощь в осознании уровня развития умелости, физического развития, достижений в разных видах деятельности, в прошлом, раньше, когда был совсем маленький, в настоящее время, сейчас, когда тебе 5 лет, и в будущем, когда станешь школьником, к 7 годам. Сравнивая свои умения и достижения с предполагаемыми умениями будущего ученика, ребенок размышляет: «Я не дошкольник, а школьник, ученик. В школе стою первым на физкультуре. Умею читать. Хожу в форме, пишу письменными буквами. И т.д.». Подобный подход в работе с детьми – это и есть ответ на федеральные требования к организации образовательного процесса, когда образование идет во взаимодействии с семьей, на доступном, понятном интегрированном материале.
 
Самая главная ценность фотографии – возможность увидеть, как ты растешь, зримая функция самореализации ребенка его успешности, ощущение важности и общественной значимости того, что он делает признание этой деятельности, популяризация этого ребенка в кругу сверстников, повышение его статуса среди взрослых. Нет необходимости говорить о системе работы с фотографией в самостоятельной деятельности ребенка через книжный уголок. Это, на мой взгляд, в каждом дошкольном учреждении – повседневная реальность. Замечу, что фотографию можно использовать в сюжетно-ролевой игре, когда «Семейные портреты» украшают квартиру, «Фотокорреспондент» готовит репортаж, работает фотостудия, дети идут на фотовыставку, посвященную природе, Дню победы; путешествуют вместе с товарищем по местам его летнего отпуска. Так расширяется кругозор, идет взаимопросвещение. По серии фотографий получился ряд коррекционных игр и упражнений.
 
 Среди них: «Найди цветок по фотографии», «Собери букет по фотографии», «Найди эти цветы издалека» (вид из окна), «Сравни два портрета. Ребенок и взрослый. Мальчик и девочка», «Если вы не верите, возьмите да проверьте» (образование звука). Например, я говорю: «На этой фотографии извлекают звук. Верите? Давайте проверим». И мы с детьми проводим опыт. Очень интересно проходит и, главное, является полезным привлечение детей к составлению фоторепортажей, фотоколлажей из семейных фотографий на темы «Спорт в моей семье», «Я научился», «Здоровье моей семьи». Подобный вид работы выполняется и родителями как проектная деятельность. Пришло время, когда дети стали фотографами и фотоохотниками. Наши наблюдения теперь подчас сопровождаются съемками. Мы это называем «Остановись, мгновенье». От этого дети становятся любознательными, ищут и находят «удивительное рядом». Я делаю для поддержания их амбиций контрольные кадры, а они радуются пойманным мгновеньям. Эта работа, отлично зарекомендовавшая себя в практике, продолжается. Интересные фотографии я дарю друзьям. Благодарю за внимание.
Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin | Теги: филатова галина
Просмотров: 813 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz