ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Филина Ирина Николаевна – воспитатель МБДОУ «Мишутка» г. Ноябрьск Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа. Педагогический стаж - 10 лет. Лауреат 1-го Открытого конкурса авторских разработок «Методист года» (2013). Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОГРАММЕ ДОУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Согласно Федеральным государственным требованиям, структура образовательной программы каждого дошкольного учреждения непременно должна включать в себя региональный компонент. Это направление концентрирует педагогические действия, которые предполагают формирование у детей целостных представлений о крае, где они живут, через решение следующих задач:
– приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка);
– знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими родной край;
– формирование представлений о достопримечательностях родного города (района), его государственных символах;
– воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
– формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе) Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь нужных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей.
Это очень кропотливый труд, результаты которого достигаются с помощью определенных педагогических технологий. Например, с детьми младшего дошкольного возраста ведется работа по русскому фольклору, с детьми старшего дошкольного возраста – по национальной культуре. Региональный компонент – непременная составная часть и программы по развитию речи. Приведу примеры использования регионального компонента на примере разработанной мной программы по разделу «Развитие речи» для детей подготовительной группы образовательной области «Коммуникация». Наш детский сад «Мишутка» находится в городе Ноябрьск (Тюменская область Ямало-Ненецкого автономного округа).
Естественно, что природное окружение диктует появление в любых занятиях ДОУ определенной специфики. Рассмотрим более пристально ее преломление в тематике программы. Так, в пояснительной записке к программе сказано: «Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент в форме:
– бесед;
– рассматривания иллюстраций, картин;
– мультимедийных презентаций;
– подвижных и дидактических игр народов Севера. Представлен следующими темами:
– знакомство с природой Ямала;
– знакомство с животными, растениями Ямала».
Рабочая программа рассчитана на 37 непосредственно образовательных деятельностей (1 образовательный компонент в неделю), длительность 1 НОД – 30 мин.
Для реализации программы используются следующие методические приемы:
– сочетание практической и игровой деятельности;
– решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Программой предусмотрено проведение:
– практической деятельности в тесной взаимосвязи по всем разделам (ИЗО, конструирование, лепка, режимные моменты);
– наблюдений (во время прогулок и в свободное от занятий время). Подготовительную группу (с 6-7 лет) посещают дети из двуязычных семей. В таких семьях родители плохо владеют русским языком, и дома общаются, в основном, на родных языках: азербайджанском, лезгинском и др.
Разберем подробнее присутствие регионального компонента в содержании программы.
Содержание Пересказ сказки «Лиса и козел» Учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной скоростью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом).
Развивать описательную речь. Воспитывать интерес к сказкам.
Козел, лиса, рыжая, красивая.Физкультминутка «Телефон»Слайд- беседа о городе Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» Учить составлять связный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета, модель – схему, придумывать события, которые были ранее изображенных.
Активизировать слова по темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, подбирать слова для обозначения явления; подбирать одноко-ренные слова; диффе-ренциация звуков С и Ш, учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости. Школа, осень, ученики, школьники, первоклассники.Физкультминутка «Енот и еж»
Слайд- беседа «Народы Севера»
В октябре присутствуют такие разделы НРК, как «Рассказ о животных Севера», «Северные грибы», беседы о климате нашего района, физкультминутка «Олени». В ноябре – беседа о зимнем времени года в Ноябрьске, о зиме на Севере. В январе при составлении рассказа по картине «Дети Севера» дошкольники узнают новые слова (нарты, каюр, погонщица, мчатся, ветвистые, ненцы, эскимосы, якуты, чукчи, олени).
Они придумывают историю нашего города, знакомятся с профессиями людей, проживающих здесь, изучают произрастающие на Ямале лечебные травы. Весной проводят наблюдения за птицами Ямала, просматривают фильмы о северных животных и достопримечательностях Ноябрьска. Занятия по развитию речи с использованием подобной тематики помогают закреплять полученные знания, развивать описательную и диалогическую речь, воспитывать любознательность. Весной завершается год знакомством детей с хантыйским народным праздником «День оленевода».
Воспитание ребенка в среде национальной культуры позволяет приобщить его к красоте, добру и пониманию через осознание уникальности и самобытности коренных народов. Но главной целью наличия регионального компонента в программах является не просто приобщение детей к материальной и духовной культуре народа, среди которого они живут, к его традициям и обычаям, а воспитание любви и уважения ко всему краю и к своему родному дому.
Используемая литература:
1. Алексеева М.М. «Речевое развитие дошкольника». – М.: Академия, 1998.
2. Волчкова В.Н. Степанова Н В. «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Речевое развитие» Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004.
3. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в старшей, подготовительной группах». 4. Тимофеева Е.А. Строение развивающих занятий со старшими дошкольниками. – М.: 2006. 5. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М. А. Васильева: М.: Просвещение, 1985.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex.ru
|