ГДЕ ЖИВЕТ ТОЧКА?
геометрическая сказка
Примечание: данная игра
проводится с использованием дидактических материалов В. Воскобовича, она
рассчитана для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 8 лет.
Цели: в доступной и
занимательной форме познакомить детей с рядом основных геометрических понятий
(точка, линия, луч, отрезок, многоугольники); научить детей ориентироваться в
простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в
окружающей обстановке.
Материалы:
Демонстрационный: коврограф, круг
Кругоша, квадрат Квадратоша, тругольник Треугоша, прямоугольник Прямоугоша,
Карандаш, Геоконт – великан, точка на липучке, полоска на липучке.
Раздаточный: ковролины,
точки на липучках, полоски-липучки, Геоконты – малыши, Геовизоры, фломастеры.
Т Е К С Т С
К А З К И
В стране Геометрии жили фигуры –
точки, линии, квадраты, круги, многоугольники и многие другие. Однажды Карандаш
пригласил к себе в гости все геометрические фигуры, чтобы выбрать из них самую
главную фигуру.
Поднялся шум, каждая фигура стала хвастаться.
–
Я – самый круглый, могу кататься в любую сторону, – заявил шар.
–
Я – самый устойчивый, – сказал куб.
–
А из меня может получиться другая фигура, если я перевернусь, – возразил
прямоугольник.
Долго спорили фигуры, но ничего у них
не получилось.
«Смотрите!»
– сказал Карандаш и ткнул носом в лист бумаги. «Что это такое?» – воскликнули
фигуры. «Точка – она самая главная здесь!» – сказал Карандаш. «Она же очень
маленькая!» – зашумели фигуры. «Хоть я самая маленькая, – тихо сказала точка, –
но из меня состоят все-все фигуры. Поиграйте со мной в разные игры, и тогда вы
узнаете, какая я нужная!»
Карандаш спросил: «Как вы думаете, где
может жить точка?» Посыпались самые неожиданные ответы: «в сказке», «в лесу»,
«в доме». Карандаш внимательно выслушал все ответы, а затем нарисовал прямую
линию. «Нарисуйте точку» – попросил Карандаш и раздал каждому карточки с
нарисованными на них прямыми линиями. Решения у всех получились разные.
В о п р о с: Где живет точка?
Варианты
ответов:
1)
Точка
живет на листе; 2) Точка живет на прямой линии.
Сложнее всего выделить и описать
расположение точки, которая не находится на прямой. Для этого необходимо
использовать в речи пространственные предлоги и наречия: над, под, слева,
справа и др.
Перечисление различных вариантов и
взаимного расположения прямой и точки позволяет сделать обобщение: точка может
быть расположена на прямой и не на прямой. Карандаш обращается к своим
ученикам: «Вспомните, где живут точки?» «На прямой», – весело воскликнул
прямоугольник. «И не на прямой», – добавил куб.
Карандаш
рисует прямую линию и говорит: «Точки очень любят жить на прямой».
В о
п р о с: Сколько точек на прямой?
Варианты
ответов:
1)
Одна
точка; 2) Две точки, десять точек; 3) Очень много точек.
Все фигуры рисуют точки на прямой, их
становится все больше и больше. «Точек много как звезд на небе, как волос на
голове, как капель в море». «Точек – огромное количество. На прямой бесконечное
количество точек», – делает вывод
Карандаш.
Карандаш рисует точку и проводит через нее
прямую линию.
В о п р о с: Сколько прямых линий можно
провести через одну точку?
Варианты ответов: 1) Одну. 2) Две, пять, сто, миллион. 3) Очень
много.
(Предполагаемые
варианты зарисовываются. На практике все фигуры убеждаются в том, что через
одну точку можно провести очень много линий).
Карандаш просит фигуры нарисовать две точки
и провести через них линии.
В о п р о с: Сколько линий можно провести
через две точки?
Варианты
ответов:
1.
Через
две точки можно провести только одну линию.
2.
Несколько
линий.
«На моем листочке поселились точки», –
пропел куб. Карандаш нарисовал две точки и соединил их, получилась линия. Если
линия прямая, то она единственная. Ученики Карандаша убеждаются в этом,
прикладывая линейку к двум точкам. «Внимание, я делаю открытие! – воскликнул
Карандаш, – через две точки можно провести не только прямую линию, но и кривую
линию, а точнее, много кривых линий». Все фигуры нарисовали одну прямую и много
кривых линий через две точки. «Вот какая я важная и нужная, – сказала точка, -
но я хочу узнать: линия на которой я живу, длинная или короткая?» Сказано – сделано.
Вышла точка на прямую и пошла по этой прямой. Долго шла точка по прямой линии и
устала. «Тогда я поверну назад, – сказала точка, – я наверно пошла не в ту сторону, и в другую
сторону не будет конца». У прямой линии совсем нет концов.
Опечалилась точка: «Как же быть? Что же
мне так и придется идти и идти без конца?» «Ну, если ты не хочешь идти без
конца, давай позовем на помощь ножницы», – сказал Карандаш. Тут, откуда ни
возьмись, появились ножницы, щелкнули перед самым точкиным носом и разрезали
прямую. «Ура! – закричала точка, – вот и конец получился! Ай да ножницы! А
теперь сделайте конец с другой стороны».
«Можно и с другой стороны», – послушно
щелкнули ножницы. «Как интересно! – воскликнула точка, – что же из моей прямой
получилось, как это называется?» «Это отрезок, – сказали ножницы, – теперь ты
точка на отрезке прямой». «Мне нравится на отрезке, у него есть начало и конец.
А это что такое? Тоже отрезки?» «Нет, – ответили ножницы, – ведь у них конец
только с одной стороны, а с другой стороны нет конца, и называются они лучами!»
«Я знаю, почему они так называются, они похожи на солнечные лучи».
«Да, – подтвердили ножницы, – солнечные
лучи начинаются на солнце и идут от него без конца». «А можно сделать много
отрезков на прямой?» – спросила точка. Ножницы нарезали на прямой много
отрезков разной длины. Дальше пошла точка путешествовать и увидела своих
сестер-точек, их было много. Они как-то странно соединились, и получились целые
созвездия из фигур. Чтобы их увидеть, надо соединить каждую группу из четырех
точек отрезками и назвать получившуюся фигуру.
В о п р о с: Какие фигуры можно получить
из четырех точек?
Варианты
ответов: 1) Квадрат. 2) Прямоугольник. 3) Четырехугольник.
В о п р о с:
Какие фигуры можно получить из трех точек? (Треугольник).
Из четырех точек – четырехугольник, из пяти - пятиугольник и т.д.
Так точка попала
в городок прямоугольников, а затем в город многоугольников.
Итак,
наша многоуважаемая точка подружилась со всеми геометрическими фигурами и
пришла к вам, ребята, чтобы вы с ней поиграли. Детям предлагаются аналогичные
игры с точками. Они упражняются в различных способах соединения точек и
получении разных фигур. С удовольствием дети играют с «Геоконтом», «Геовизором»
и на маленьких ковролинах выкладывают из полосок-липучек разные линии и точки.