ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ БИНОКУЛЯРНОГО ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИБОРА «ПАЛОЧКОВЫЙ МОТИВАТОР»
Выраженные аномалии бинокулярного и стереоскопического зрения отмечаются у детей страдающих косоглазием (Э.С. Аветисов, И.Д. Смолянинова). В связи с нарушением бинокулярного и стереоскопического зрения при косоглазии у детей возникают трудности в восприятии глубины пространства при формировании сложных пространственных представлений. Расстройства стереоскопического зрения могут быть в ряде случаев устранены путем интенсивных тренировок и упражнений на специальных приборах. Совместно с родителями мы изготовили прибор «Палочковый мотиватор», взяв за основу подробное описание прибора в книге «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией». Авторы: В.П. Жохов, И.А. Кормакова, Л.И. Плаксина. Прибор, в котором пять палочек длиной 120 мм вертикально укреплены на деревянных планках. Палочки можно передвигать вперед и назад.
Диафрагма (отверстие 200х100мм) ограничивает взгляд в стороны, вверх и вниз. Стереоскопические упражнения на приборе «Палочковый мотиватор» я провожу с детьми 5-8 лет на заключительной стадии лечения содружественного косоглазия, когда достигнуто симметричное положение глаз и устойчивое бинокулярное зрение. У детей этого возраста имеются большие потенциальные возможности для развития бинокулярного и стереоскопического зрения. Эти возможности обусловлены тем, что указанные функции находятся у них в стадии формирования и обладают большой пластичностью. Цель упражнений: восстановление стереоскопического зрения, позволяющего видеть окружающий мир в трех измерениях, определять расстояния между предметами, глубину пространства. Коррекционные задачи: – Учить при ориентировке в пространстве активно и осознанно использовать зрительный контроль. – Определять с помощью зрения удаленность предметов в пространстве, расстояние между ними. – Развивать видение разнообразных факторов (окраска, пересечение контуров, распределение светотени). – Учить осмысливать слова «далеко-близко», «дальше-ближе» и использовать их в речи. – Определять местоположение предмета в макропространстве в зависимости от точки отсчета (ближе ко мне, дальше от меня). – Учить понимать словесные указания, задания на пространственную ориентировку с учетом «точек отсчета» по отношению к другим объектам. – Упражнять определять и сравнивать расположение предметов в микропространстве относительно друг к другу. – Упражнять самостоятельно располагать предметы в микропространстве, менять местоположение предметов в микропространстве. Интерес к тренировочным упражнениям целесообразно поддерживать разнообразием форм и методов. Приведу описания некоторых из данных упражнений. Упражнения с цветными палочками В процессе упражнений дети учатся использовать в речи пространственную терминологию: далеко-близко, дальше ближе, ближе ко мне, дальше от меня, чуть дальше чем, рядом, около. Исходное расположение столбиков. Цветные столбики установлены равномерно по глубине.
Х О Д У П Р А Ж Н Е Н И Я
Тифлопедагог предлагает ребенку поиграть с цветными столбиками. – Установи белый столбик далеко от себя, красный близко к себе, желтый далеко, на одну глубину с белым. Расскажи: – Как установлен синий столбик по отношению к красному столбику? – Как установлен синий столбик по отношению к белому? – Какого цвета столбик расположен близко к тебе?
П р и м е ч а н и е: Упражнения проводятся неоднократно с разным расположением палочек. Вместо палочек можно использовать силуэты животных, солдатиков. Упражнения с персонажами сказок Ребенок располагает сказочных героев по ходу рассказывания сказки педагогом. Затем ребенок сам рассказывает сказку и передвигает планки со сказочными героями У
пражнения с использованием схем В предлагаемых упражнениях дети учатся располагать разноцветные столбики так, как указано на схеме. Упражняясь таким образом, дети соотносят схематическое изображение пространства с реальным, определяют и сравнивают расположение цветных столбиков в микропространстве относительно друг к другу. Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и целенаправленными.
А для этого учитель-дефектолог должен четко видеть цель и задачи своей работы с детьми с нарушением бинокулярного и стереоскопического зрения, чтобы комплексно решать общеобразовательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-восстановительные задачи. Коррекционный прибор «Палочковый мотиватор» был апробирован и дал положительные результаты по восстановлению у детей стереоскопического зрения. Во взрослом возрасте у этих детей не будет ограничений в выборе профессий, требующих бинокулярного зрения.
|