ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Грама Валентина Владимировна – учитель-логопед ГБОУ д\с комбинированного вида № 876 г. Москвы. Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж – 28 лет. Награждена Почетной грамотой Окружного методического центра (2010), имеет благодарности методического центра (2011, 2013). Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ЗВУКИ «П» – «П'» И БУКВА «П» второй год обучения для детей с ОНР
Цель: Учить детей правильно дифференцировать мягкий и твердый звук «П»; Развивать слуховое внимание и память, закрепление правильного произношения звука «П» в словах и предложениях; Упражнять в определении слоговой структуры слов; Совершенствовать умение определять место звука «П» в слове; Выполнять звуковой анализ слова; Познакомить с буквой «П»; провести анализ, синтез и чтение прямого и обратного слогов типа «АП» – «ПА»; 7. Развивать графические навыки. Оборудование: ширма, куклы – сказочница Пелагея, Полина, Петя; печка, лебеди, речка, звук «П», буква «П», поднос с пирожками, яблоня, картинки со звуками «П» – «П'», корзины, ведра, домик, избушка Бабы-Яги, буквы «А», «О», «У».
Х О Д З А Н Я Т И Я
1. Организационный момент Звучит музыка, заходят дети. В руках у логопеда кукла.
Л о г о п е д. Ребята, вы узнали нашу гостью?
Д е т и. Да. 2. Постановка цели занятия
Л о г о п е д (говорит от имени куклы). Конечно, я – сказочница Пелагея. Я рассказывала вам много сказок, а сегодня расскажу еще раз русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Но это не простая сказка, в ней живут другие герои, они помогут нам еще раз вспомнить звуки «П-П'» и познакомят нас с буквой «П». А чтобы вам было удобно смотреть и слушать, рассаживайтесь поудобнее. Звучит песня «В мире много сказок». (Музыка Владимира Шаинского, слова Юрия Энтина).
Л о г о п е д. В мире много сказок грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя без них. В сказке может все случиться, Наша сказка впереди. Сказка в двери к нам стучится, Скажем гостье: «Заходи». Появляется кукла-девочка, она идет и плачет.
Л о г о п е д. Здравствуй, девочка. Как тебя зовут?
Д е в о ч к а. Полина
Л о г о п е д. А почему ты плачешь?
Д е в о ч к а. У меня потерялся братик Петя.
Л о г о п е д. Не плачь, сейчас я своего помощника позову, у него совета спрошу. Эй, звук «П», ко мне скорей, помоги друзьям быстрей! Появляется звук «П» в сине-зеленом беретике. Д е в о ч к а. Ой, какой звук смешной! А почему у тебя такой беретик?
З в у к «П». А вы, ребята, знаете, почему?
Д е т и. Потому что звук «П» – согласный, глухой, может быть твердым, а может быть мягким.
Л о г о п е д. Полина, это мой помощник, давай попросим его отыскать Петю?
Д е в о ч к а. Звук согласный, помоги! Братца милого найди!
З в у к «П». Поиграйте со мной, тогда помогу. Поймайте меня, когда услышите в слогах (произносит слоги: «ПА», «БА», «ДА», «ПУ», «НА», «ПО», «КА», «АП») и в словах (произносит слова: «ПУШКА», «УГОЛОК», «ПОЧКА», «АНАНАС», «ПУДРА», «ПЫЛЕСОС», «БАНАН», «ПУХ»).
Л о г о п е д. Спасибо тебе, согласный звук. З в у к «П». Знаю я, в какой он сказке. Его гуси-лебеди унесли в избушку Бабы-Яги. Бежим туда скорее.
3. Определение твердости/мягкости звуков «П-П'»
Появляется декорация из сказки «Гуси-лебеди». Стоит печка.
П е ч к а. Пых-пых-пых. Ох, и вкусные будут пирожки, румяные.
Д е в о ч к а. Печка, печка, подскажи словечко. Где мой братец Петенька?
П е ч к а. Пых-пых-пых. Помогите вместе с ребятами вынуть пирожки из печки, помогу и я вам. Логопед берет поднос с пирожками и говорит ребятам: «Ребята, на другой стороне пирожков есть картинки. Нужно правильно назвать звуки «П-П'» и положить их в синие или зеленые ведра, чтобы пирожки остыли». Дети выполняют задание.
П е ч к а. Ох, помогли мне ребята, молодцы. Поспешайте скорее к яблоньке, там ваш Петенька.
4. Определение места звука «П» в словах Появляется декорация яблони.
Л о г о п е д. А вот и яблоня. А яблоки какие! Крупные и необычные!
Д е в о ч к а. Яблонька, яблонька, помоги! Где мой братец Петенька, подскажи?
Я б л о н я. Сорвите мои волшебные яблочки, назовите слова на картинках и правильно разложите их по корзинкам, в одну корзинку положите слова со звуком «П» в начале слова, в другую – в середине и в третью – в конце. (Дети выполняют задание). Ох, помогли вы мне, ребятки! Легко стало моим ветвям. А братца вашего я видела, его гуси-лебеди унесли в лес. Поспешайте туда скорей!
5. Звуковой анализ слова
Появляется картина «Гуси-лебеди».
Д е в о ч к а. Гуси-лебеди, где мой братец Петенька, помогите?
Г у с и - л е б е д и. Поиграйте с нами, скажем. Расколдуйте нас, подскажем. Проводится звуковой анализ слова «гуси».
Г у с и - л е б е д и. Спасибо вам, ребята. Вы расколдовали нас. А мы оставили Петеньку у речки. Поспешайте скорей туда, а то Баба-Яга его заберет.
6. Знакомство с буквой «П» Появляется декорация речки.
Л о г о п е д. Ой, а как же нам перебраться на другую сторону? Давайте у звука «П» спросим. (Появляется буква «П»). Ой, а он превратился в букву «П». Ребята, на что похожа буква «П»? (Дети отвечают). Но чтобы нам можно было перейти речку, надо построить мост. Вот и камни нам для постройки. Лежат муляжи камней, дети берут камни и выкладывают мост в виде буквы «П».
Л о г о п е д. Какой у нас получился мост, если он из камня? (Каменный). А если мост из дерева? (Деревянный). А если мост в сказке сделан из хрусталя? (Хрустальный). А если из воздуха? (Воздушный).
7. Физкультминутка Звучит музыка.
Л о г о п е д. Ребята, сейчас мы по бережку пойдем, по реке поплывем, через речку перепрыгнем и заниматься снова начнем. (Дети выполняют действия, которые имитируют движения, перечисленные логопедом).
8. Анализ, синтез и чтение прямого и обратного слогов, типа «АП» «ПА».
Дети сидят за столами. Появляется сказочный домик.
Л о г о п е д. Ребята, если мы возьмем букву «П» и «О», что получится?
Д е т и. ПО. В окошке домика выкладывают слог «ПО». Аналогично дети составляют слоги «ПУ» и «ПА». Л о г о п е д. А сейчас поселим буквы в кассы. (Идет выполнение задания). Л о г о п е д. Ой, ребята, пролетая, гуси-лебеди, потеряли перышки. Что написано на перышках? (Слоги). А когда соединяются слоги, что получается? (Слова). А когда слова дружат между собой и сообщают нам какую-то мысль, что это? (Предложение). Дети из слогов, написанных на перышках, выкладывают предложение. Один ребенок читает его: «Петя у Бабы-Яги». Появляется декорация: избушка Бабы-Яги, а вместо замка ребус. Дети разгадывают ребус – это слово «Петя». Дети пишут букву «П» в своих тетрадках. Дверь избушки открывается, появляется кукла Петя.
П е т я. Спасибо вам, ребята, что вы меня спасли.
Итог занятия. Игра с мячом
Л о г о п е д. Ребята, вам понравилась новая сказка?
Д е т и. Да.
Л о г о п е д. Мы проделали долгий путь и трудный, а что же нам помогало в пути? Чтобы ответить правильно вы должны использовать короткие слова «НЕ» и «А». А я буду вам задавать вопросы-подсказки. – Нам помогало зло? Лень? Трусость? Ложь? Грусть? Д е т и. Не зло, а добро. Не лень, а трудолюбие. Не трусость, а смелость. Не ложь, а честность. Не грусть, а радость.
Л о г о п е д. И, конечно, наши знания.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|