ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Грекова Алла Анатольевна – учитель-логопед ГБОУ д\с № 276 г. Москвы. Высшая квалификационная категории. Педагогический стаж – 19 лет. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПРОПЕДЕВТИКЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОНР
Впереводе с древнегреческого термин «дисграфия» означает неумение овладеть правильным написанием слов, в результате чего возникает большое число ошибок, искажающих звуковой состав слов. Дисграфическая проблема возникает еще на уровне детей-дошкольников. В течение длительного времени моей практической работы я проводила наблюдения за действиями детей-дисграфиков, которые посещают детский сад.
Анализ речи детей-дисграфиков показал, что их ошибки происходят главным образом потому, что у дошкольников недостаточно сформирован фонематический слух, вследствие чего они не представляют себе звукового состава слова. Школьники-дисграфики неправильно оформляют свою речь, избегают сложных предложений. У них часто встречаются нарушения связной речи. Специальные логопедические игры с детьми с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) могут способствовать предупреждению появления у них ошибок в письменной речи при поступлении в первый класс массовой школы. Предлагаю конспект итогового подгруппового занятия «Дифференциация звуков «с/ш» в логопедических играх» для детей подготовительных групп с диагнозом ОНР.
Задачи: – закреплять четкое произношение звуков «с» и «ш»;
– дифференцировать эти звуки в различных позициях в слове;
– совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
– продолжать учиться составлять предложения из трех слов с заданными первыми звуками;
– закреплять навык работы с деформированным словом; – продолжать расширять словарь.
Оборудование: музыкальный плеер; две демонстрационные картины с изображением «сказочных» городов; макет почтового ящика; магнитные буквы; магнитная доска; два конверта с надписями «телеграмма»; конверты с нарисованными марками, изображения на которых имеют в названии звук «с» или «ш»; карточки с предложением, имеющим деформированное слово; распечатки с буквенными примерами на каждого ребенка; картинки для звукового анализа формата А5.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Организационный момент
На музыкальном плеере включаются звуки города.
Л о г о п е д. Где мы можем услышать такие звуки?
Д е т и. На улице, на дороге, в городе.
Л о г о п е д. А мы в каком городе живем? Какие еще города вы знаете? Дети перечисляют названия городов.
Л о г о п е д. Посмотрите, у нас нарисованы два вымышленных города, а сверху написаны только первые буквы их названий. Назовите эти буквы. Что вы можете сказать про звуки «с» и «ш»: чем они похожи и чем отличаются? Дети дают характеристики звукам.
Л о г о п е д. Давайте придумаем названия для наших городов. Мальчики придумывают названия на звук «ш», а девочки – на звук «с».
Д е т и. Солнечный, Шумный, Сказочный. Производится выбор названий для двух городов. Игра «Телеграмма»
Л о г о п е д. Прочитайте, что написано на этом ящике.
Д е т и (читают). Почта.
Л о г о п е д. Что такое почта?
Д е т и. Место, куда приходят и откуда отправляют посылки, письма, телеграммы. Логопед достает из ящика конверт и просит одного из детей прочесть, что написано на конверте: «Телеграмма».
Л о г о п е д. А что такое телеграмма?
Д е т и. Очень короткое письмо. Длинные слова в телеграмме могут сокращать.
Л о г о п е д. А в какой город пришла эта телеграмма, вы узнаете, когда соберете из букв слово. Один из детей достает из конверта буквы «и», «л», «с» и собирает на магнитной доске слово «лис».
Л о г о п е д. Для какого города телеграмма? Одна из букв является подсказкой. Дети называют город.
Л о г о п е д. Давайте расшифруем телеграмму: придумаем предложения из трех слов, чтобы каждое слово в предложении начиналось с букв слова «лис».
Д е т и. Леня интересовался словарем. Лида искала сумку. Лена испекла сочник. Люба испугалась собаку. Лева испортил сапоги.
Л о г о п е д. Давайте узнаем, для какого города вторая телеграмма. Один из детей собирает слово «душ». Затем дети поочередно «расшифровывают» вторую телеграмму, придумывая слова, начинающиеся с букв слова «душ»: Даша улыбнулась шутке. Даня убрал шлепанцы. Дружок укусил школьника. Друг угостил шоколадкой. Игра «Исправить ошибку»
Л о г о п е д. В почтовом ящике лежат еще и письма для наших городов. Но сначала ответьте мне, какого человека мы назовем грамотным.
Д е т и. Того, кто знает буквы, пишет без ошибок, умеет читать.
Л о г о п е д. В наши города пришли не совсем грамотно написанные письма. Марки на конвертах подскажут, в какой город пришло письмо. Дети берут конверты, по рисункам на марках (коШка, буСы, капуСта, мыШка) они определяют, в какой город пришло письмо, встав рядом с картинкой своего города. Достают карточки с предложениями и читают их, исправляя ошибку в слове. (Яша катался на саПках. Саша играл в Сашки. Маша грызла Пушки. У самоката два колеНа. Даша пила Шок. Собака ест из миШки). Игра «Сложить и вычесть слово»
Л о г о п е д. Грамотные люди не только пишут без ошибок, но и правильно вычитают и складывают. И вы сейчас будете вычитать и складывать слова. Дети складывают письма обратно в ящик и садятся за столы, на которых лежат распечатки с буквенными примерами.
1) УШИ-У+НА=___________ (ШИНА)
2) КУЛАК-ЛАК+СОК=__________(КУСОК)
3) ОКНА-НА-К+СЫ=___________ (ОСЫ)
4) КУКЛА-КУК+П+ША=_________(ЛАПША)
5) ЛИСА-ЛИС+ИС+Т=__________(АИСТ)
Дети поочередно называют получившееся слово, потом берут с мольберта картинку, которая начинается с такого же звука и, держа картинку на груди, выстраиваются в линейку. Один из дошкольников по первым звукам изображенных на картинках слов собирает слово «школа» (шапка, карандаш, окна, лампа, ананас).
Л о г о п е д. Скажите, что делают ученики в школе. Постарайтесь, чтобы в ваших словах-действиях были звуки «с» и «ш».
Д е т и. Слушают, решают, пишут, рисуют, спрашивают, соревнуются. Рефлексия Логопед подводит итог занятия.
Использованная литература:
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex.ru
|