Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.05.2024
07:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Гусакова Н.Ф.Там, на неведомых дорожках. Занятие по развитию устной связной речи и коррекции письменной речи для подгруппы детей с ОНР
12.03.2013, 23:58
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
 
Гусакова Наиля Фаритовна – учитель-логопед МАДОУ д\с компенсирующего вида «Ручеек» г. Новый Уренгой, ЯНАО. Педагогический стаж – 15 лет. Высшая квалификационная категория. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог». Лауреат 1-го Открытого конкурса «Методист года» в двух номинациях
 
ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ
занятие по развитию устной связной речи и коррекции письменной речи для подгруппы детей с ОНР
 
Цель программного содержания: пересказ текстов (сказок) по серии сюжетных картин, на основе интеграции разных видов деятельности и областей знаний. Задачи: Образовательные задачи: – продолжить знакомство с признаками рассказа; – способствовать формированию представлений о композиционных особенностях сказки (зачин, середина, концовка); – редактировать рассказ путем устранения повторов; – расширять и систематизировать знания детей о «крылатых» словах и выражениях. Коррекционные задачи: – учить использовать разнообразные синтаксические конструкции; – учить устанавливать причинно-следственные связи; – совершенствовать умение навыка восстанавливать деформированный текст с опорой на признаки (название) рассказа и цепочки связей картинок в рассказе; – учить последовательному пересказу содержания рассказов (сказок). Развивающие задачи: – обогащать словарный запас; – развивать диалогическую и монологическую речь детей; – способствовать развитию умения аргументировать свои ответы (свой выбор); – развивать логическое мышление; – развивать когнитивные компоненты с применением метода эйдетики.
Воспитательные задачи: – воспитывать желание помогать друг другу в трудных ситуациях; – способствовать бережному отношению к рабочему материалу; – воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками; – поощрять дружеские взаимоотношения, умение действовать сообща, работать в подгруппе. Оборудование: игровое поле для составления сказки «Радуга»; набор предметных схем-деталей для составления и пересказа сказки; набор сюжетных картинок «Радуга», с целью составления картинного плана; пособие «Один лишний»; набор масок с целью проведения театральной разминки (развитие мимики); конверт с изображением Бабы-Яги с заданиями; воздушные шары, записки с фразеологизмами; «медальки» для награждения детей в финале занятия.
 
Х О Д    З А Н Я Т И Я
 
I этап – организационный.
 
Создание положительного настроя на занятие 1.Гимнастика для развития артикуляционного аппарата «Съешь воображаемое яблоко». Представь, что в твоей руке большое и сочное яблоко. Постарайся откусить от него, как можно больше. Рот раскрывается широко, нижняя челюсть опускается, язык лежит на дне ротовой полости, губы мягкие, пассивные. Теперь можно и «пожевать». «Шкатулка». Нижняя челюсть выдвигается медленно вперед, потом возвращается в исходное положение. Повторите 4-5 раз. «Неожиданное известие». Приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза (3-4 сек), затем расслабьте мышцы, опустите веки. 2. Развитие общей моторики «Марионетки».
 Марионетка – это деревянная кукла на ниточках. Представьте, что вы такая кукла. К голове, рукам и ногам у вас привязаны шелковые нити, которые заставляют вас выполнять то или иное движение руками, ногами и головой. Ваши мышцы то напрягаются (ниточки натягиваются), то полностью расслабляются. II этап – мобилизирующий. Эскалация эмоционального включения П е д а г о г. На наш адрес пришло заказное письмо со сказочным штампом. (Показывает конверт). Помогите понять, от кого оно могло прийти?
 
 Д е т и. Судя по изображению избушки на курьих ножках, можно сделать вывод, что письмо пришло от Бабы-Яги. Педагог достает содержимое: развивающий игровой практикум «Один лишний». Раздает игровой материал детям, которые разделены на две подгруппы. Цель игры – развитие логического мышления, умения устанавливать смысловые связи между предметами и на этой основе строить сюжетную линию рассказа.
 П е д а г о г . Пройдя по неведомой дорожке, желаешь в сказку заглянуть? В лесу дремучем без забот Яга веселая живет. Она и песенку споет, и спляшет нам вприсядку, И с удовольствием начнет загадывать загадки. Яга – фанатка сказок. Ты отгадай, да поскорей, какая приглянулась ей. (Показывает предметные картинки с изображением предметов из сказок). Посмотрите на картинки 15 секунд. (Убирает материал). Вспомните, что было изображено. Определите на каждой карточке ненужные предметы, которые помешают вам пересказать эти сказки. Изображения для сказки «Курочка-ряба»: лиса, мышка без хвоста, мышка с хвостом, белое яичко, золотое яичко, белая курочка, рябая курочка. Изображения для сказки «Три поросенка»: три поросенка, волк, волк с монетой, бобр, избушка на курьих ножках.
П е д а г о г. Так какие сказки предпочитает Баба-Яга?
 Д е т и. «Курочка ряба», «Три поросенка».
П е д а г о г. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке «Курочка ряба». Какая мышь является лишней и почему? Кто еще здесь лишний? Д е т и. Лишней является мышь, у которой нет хвостика, потому что, не имея хвоста, она не сможет разбить яйцо. Лишней является белая курочка, так как по сказке яйцо снесла рябая курочка. Лишним является и простое яйцо, по сюжету снесла курочка яйцо золотое. Лиса является лишним персонажем.
 П е д а г о г. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке «Три поросенка», какие картинки лишние. Почему?
Д е т и. Волк с монетой является лишним, лишними являются избушка на курьих ножках и бобр.
П е д а г о г. Кратко перескажите содержание сказки. (Рассказы детей). Что вами было рассказано: сказка или рассказ? (Сказка). Докажите, что речь идет о сказке, а не о рассказе.
Д е т и. Потому что в реальности такого не бывает. Здесь рассказываются о необыкновенных, необычных событиях.
П е д а г о г. А что сказочного в этих историях?
 Д е т и. Курица не может нести золотые яйца. Поросята не умеют строить, говорить.
П е д а г о г. Есть еще одна отличительная особенность между рассказом и сказкой. Вспомните структуру рассказа, какие три правила существуют в нем?
Д е т и. В рассказе есть начало, середина и конец.
П е д а г о г. Совершенно верно. И в сказке тоже содержатся эти три правила, но звучат их названия по-другому. Если в рассказе это начало, в сказке – зачин, в рассказе – середина и в сказке – середина, а вот конец в сказке – это концовка. Кто является авторами этих сказок?
Д е т и. Сказку «Курочка-ряба» написал народ – это народная сказка. Сказку «Три поросенка» тоже написал народ.
П е д а г о г. Только «Три поросенка» – английская народная сказка в обработке русского писателя Сергея Михалкова. Чему учат нас сказки?
Д е т и. Мудрости, храбрости, добру.
П е д а г о г. Почему и взрослые, и дети любят сказки?
Д е т и. Потому что сказка – это увлекательный мир, который манит нас удивительными приключениями, превращениями и героями.
П е д а г о г. А какие ваши любимые сказочные герои?
Д е т и. Буратино, крокодил Гена и т.д.
П е д а г о г. Представьте на минутку, что золотая рыбка, Змей Горыныч, привидение по имени Каспер, Золушка и Русалочка оказались в нашем современном мире. Какие бы профессии они выбрали для себя?
 Д е т и. Каспер работал бы сторожем и пугал грабителей, непослушных детей. Змей Горыныч мог работать в пожарной охране, рассказывать детям и взрослым, насколько может быть опасным огонь. Мог бы помогать путникам, путешественникам разжигать костер в холодные ночи. Мог бы стать воздушным транспортом и перевозить по небу всех желающих в далекие города и страны и т.д. Золушка открыла бы агентство «Чистюля», ателье по пошиву одежды. Русалочка стала бы самым быстрым спасателем на воде, она может курсировать корабли, попавшие в беду или шторм, быть дрессировщиком морских обитателей.
 
III. Актуализация знаний
 
П е д а г о г. Как вы уже догадались, сегодня мы с вами погрузимся в страну фантазий, а нашим спутником в этом мире будет Бабя-Яга. А кто служит вечным спутником Бабы-Яги в сказках? Д е т и. Кощей Бессмертный.
П е д а г о г. Послушайте, какое послание отправил он Ягусе. (Достает конверт с посланием от Кощея Бабе-Яге). Ятебялюблюждувстречи в гостяхусказкикощей Дети читают послание, отделяя слова друг от друга простым карандашом. Цель задания: умение детей не нарушать границы слов и предложений, видеть целостный образ слова, предложения. Начало предложение – заглавная буква, конец – точка.
П е д а г о г. Что написал Кощей Бабусе-Ягусе? («Я тебя люблю. Жду встречи в гостях у сказки. Кощей»). Интересно, в какую сказку приглашает Кощей, ведь Баба-Яга уже немало лет живет на белом свете, а сказок знает столько, что не пересчитать. (Дети знакомятся со сказкой «Радуга»). Отгадайте загадку: «Разноцветное коромысло над землей повисло». Что это может быть?
 Д е т и. Радуга!
П е д а г о г. Значит, мы отправляемся в сказку с названием «Радуга»! Но я никогда не слышала сказку с таким названием, а вы?
 Д е т и. Нет! П е д а г о г. Что ж, тогда в путь по сказочной тропинке. (Педагог читает сказку автора М. Бабкина «Радуга»). IV. Основная часть. Творческое задание, самостоятельная работа Разрешение игровой ситуации – как самостоятельное открытие знаний детьми, подведение к цели занятия с обязательной постановкой проблемы. Работа с деформированным рассказом при помощи игрового пособия «Кубики». П е д а г о г. А вы бы хотели оказаться на сказочной поляне, в заповедном лесу? Тогда закройте глаза, произнесите волшебные слова: «Один, два, три, в сказку попади-и-и-и…». Педагог выкладывает на стол игровое пособие «Сказка на полянке» и комплект моделей героев сказки. Дети моделируют сказку, коллективно рассказывают и сопровождают рассказ выкладыванием фигурок. Посредством этого приема у детей развивается пространственные представления, формируется умение ориентироваться на плоскости, происходит развитие «психомоторного интеллекта» в действии: думать не только головой, но и руками. П е д а г о г. Вы смоделировали и кратко пересказали сюжет сказки «Радуга». А сможете ли вы ее показать? Знаете, кого называют мимистами? Это артисты, которые искусно владеют мимикой. Представьте себя мимистами и покажите, то есть – расскажите без слов, только с помощью жестов и мимики рассказ, который мы услышали от Кощеюшки. Педагог проводит динамическую игру «Мимисты» Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть? Называется игра «Разминка театральная». Тогда скажите мне, друзья, как можно изменить себя? Чтоб быть похожим на лису? Чтоб превратиться нам в жару? А без костюма можно, дети, превратиться, скажем, в ветер? Что ж поможет здесь, друзья? Жесты и, конечно, мимика. Что такое мимика? (Выражение нашего лица). Верно, ну, а жесты? (Это движения). Педагог просит одного ребенка закрыть глаза и надевает на него маску животного. Остальные дети без словесного сопровождения должны изобразить указанного животного эмоционально, с помощью жестов и мимики. П е д а г о г. А теперь вспомните, с кем вы были в команде в самом начале занятия-путешествия в сказку. (Дети делятся на две команды). Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. И чтобы ваша речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, которые называются «фразеологизмы», или «крылатые выражения». У меня для вас есть игра «Задания в шарах». Раскройте тайну, смысл слов и выражений, написанных у вас в записках. К кому из героев сказки «Радуга» их можно отнести? Педагог каждой команде вручает по одному воздушному шару, внутри которых лежат записки с вопросом. Надо извлечь записку, прочитать задание, дать правильный ответ. Д е т и. Выражение «мастер на все руки» обозначает человека, который многое умеет. П е д а г о г. Эта поговорка родилась в профессиональной среде перчаточников. Мастером на все руки называли умельца, который мог сделать перчатки на любую руку. Сейчас смысл этого выражения иной: мастер на все руки это человек, который многое умеет. Можно ли это фразеологизм отнести к нашей сказке?
Д е т и. Да, ведь животные из нашей сказки сделали радугу из разных предметов.
П е д а г о г. Поясните выражение «остаться у разбитого корыта».
Д е т и. Выражение «остаться у разбитого корыта» можно сказать о человеке, который что-то потерял.
П е д а г о г. Выражение «разбитое корыто» употребляется в значении: утрата блестящего положения. Помните, эта крылатая фраза заканчивает сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», где все прихоти жадной, завистливой старухи выполняла золотая рыбка. Но в результате старуха осталась с разбитыми мечтами и надеждами, у «разбитого корыта». К какому персонажу сказки «Радуга» можно отнести это выражение?
Д е т и. К тучке, у нее разбились мечты и надежды о том, чтобы остаться в небе навсегда, проливая над лесом дождь.
П е д а г о г. Ребята, мы с вами побывали в сказке, проявили себя в различных видах деятельности: разгадали загадки Бабы-Яги, моделировали, вспомнили сюжет сказки, и показали ее, расшифровали «крылатые выражения». Но мы лишь кратко пересказали сказку. А так хочется услышать ее еще раз, так хочется, чтобы каждый перевоплотился в своего героя в движении и мимике, а также озвучил его. Педагог показывает на «хаос» из сюжетных картинок по сказке. Предлагает детям «навести порядок»: выложить иллюстрации в логической последовательности. Примечание: наряду с картинками по сюжету сказки даны картинки с другого сюжета для создания проблемной ситуации. Дети выкладывают картинки в определенной последовательности и рассказывают сюжет. Потом дети выбирают себе персонажей, воображая себя ими, и рассказывают от себя.
 
V. Этап рефлексии, обобщение полученных знаний
– Что нового ты узнал на сегодняшнем занятии? – Какое задание вам понравилось больше всего на занятии? Почему? – Сделайте комплимент или пожелайте что-нибудь рядом сидящему участнику. – Посмотрите на медали. Я бы хотела вручить их каждому из вас. Тебе, Женя, за самую старательную девочку и т.д.
 
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru

 
 
Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin | Теги: опубликовать статью, Гусакова Наиля, Новый Уренгой
Просмотров: 978 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz