ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Колодова Наталья Андреевна – педагог-психолог ГБОУ д\с комбинированного вида № 606 г. Москвы. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
СОВРЕМЕННЫЕ РОДИТЕЛИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИ – РАСТИМ БУДУЩЕЕ РОССИИ
Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее. Сухомлинский В.А. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то компенсирует ребенку семью проблематичную. Он консультирует и обучает родителей, передает традиции и воспитывает маленького человека. Таким образом, дошкольное образование имеет гораздо большее значение для общества, чем просто место, где учат и развивают детей. Главная тенденция в работе дошкольного учреждения с семьей – обучать родителей самостоятельно решать задачи, касающиеся воспитания собственных детей. Это требует определенных усилий.
Ведь и воспитатель, и родитель – взрослые люди со своими психологическими особенностями, с жизненным опытом и собственным видением проблем, с возрастными и индивидуальными чертами. Но им необходимо объединиться, чтобы решить основную задачу – вырастить здоровых, общительных, счастливых, активных, жизнелюбивых, гармонично развитых детей. Взаимодействие современного дошкольного учреждения и родителей необходимо сделать насыщенным и интересным. Поэтому, с одной стороны, педагоги должны сохранять все лучшее и проверенное временем, а с другой – внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников. И основная задача этого взаимодействия – реальное сотрудничество между детским садом и семьей. Общение воспитателя и родителя будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах. Безусловно, ведущая роль в организации общения принадлежит воспитателю. Педагог должен обладать коммуникативными умениями, профессионализмом и заинтересованностью в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он – их единомышленник. Необходимо отметить и то, что качество самого образовательного процесса сильно зависит от единого подхода к воспитанию детей со стороны педагогов и родителей. Внедрение инновационных форм работы с семьями воспитанников должно обеспечить сотрудничество с семьей, эффективное взаимодействие.
Основная цель этого взаимодействия – создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, комфортно. Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания необходимо проводить работу не только с родителями, но и совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада, вести ее одновременно и параллельно. Для развития ребенка необходима благоприятная микросоциальная среда. Поэтому перед дошкольным учреждением встает ряд задач: – изучение семьи ребенка, поступающего в дошкольное учреждение; – психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей в вопросах воспитания и обучения детей; – оптимизация детско-родительских отношений.
Тщательное изучение семей позволяет выстроить этапы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями:
1. Информационный. Он включает сбор информации о семье воспитанников путем анкетирования, наблюдение, если это необходимо, то посещение семьи на дому.
2. Аналитический. Информация обрабатывается и вносится в карту воспитанника.
3. Содержательный. Определяется направленность, тематика, формы работы с семьями воспитанников.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, групповые консультации, конференции, «круглые столы».
К индивидуальным формам общения относятся педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в ход собрания. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей в рамках заданной темы. Главное назначение консультации – поддержка убежденности родителей в том, что в детском саду они могут получить поддержку, помощь, совет. Существуют и «заочные» консультации – «родительская почта». Читая ее, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Очень часто такая форма консультации позволяет родителям задать вопросы, о которых они не желали говорить вслух. Наглядно-информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей. К ним относятся записи бесед с детьми, фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки.
Большой популярностью у педагогов и родителей нашего детского сада № 606 г. Москвы пользуются нетрадиционные формы общения. Это родительские клубы, дни открытых дверей, родительские гостиные, общение посредством Интернет-сайта, тренинги, подготовка и проведение различных праздников и досугов и т.д. Семейные клубы могут быть различной направленности: интеллектуального и познавательного развития, коммуникации, физического развития и оздоровления, художественно-эстетического воспитания. Занятия клубов должны быть ориентированы на совместную деятельность детей, родителей и педагогов. Цель общения посредством Интернет-сайта – познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой, коллективом педагогов. Здесь родители могут узнать последние новости, задать вопрос специалистам, работающим в саду, оставить свой отзыв.
Еще одна форма взаимодействия, осуществляемая в нашем детском саду, – оформление «Летописи». Ее цель – познакомить родителей с жизнью детей в группе за какой-то промежуток времени. Воспитатель записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе, фразы, высказывания. Тематика летописей может быть различная: «Говорят малыши», «Страницы истории нашей группы», «Подготовка к празднику» и т.д.
Во многих дошкольных учреждениях проходят «Дни открытых дверей». Родители имеют возможность посещать занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещений, пишут отзывы, пожелания педагогам. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, часто способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Эта форма позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка. Родители могут участвовать в жизни дошкольного учреждения, посещая Школу для родителей, совместно с детьми участвуя в турнирах знатоков, викторинах, творческих конкурсах, выставках рисунков, поделок и т.д. Отдельно надо отметить работу Попечительских советов, функция которых – коллегиальное участие в вопросах управления ДОУ, контроль за использованием финансовых средств, определение возможных форм помощи и участие в воспитательном процессе. Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями».
Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. Главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Изобрести что-то новое в педагогике сложно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные приемы и методы, можно. И как результат эффективности такой работы – повышение качества образования наших детей за счет активного включения родителей в образовательный процесс.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex.ru
|