ЧУДЕСНЫЙ И ПОЛЕЗНЫЙ
ШИПОВНИК
исследовательско-творческий
проект
Создатели
проекта: воспитанники старшей группы, родители, педагоги.
Краткое
содержание проекта
Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Программа «Истоки», раздел «Природа и ребенок».
В результате поисковой деятельности у детей
формируются представления о полезных кустарниках и особенностях их внешнего
вида.
При помощи взрослого дети учатся пользоваться источниками
информации и находить ответы на интересующие их вопросы.
В ходе проектной деятельности дети совместно с взрослыми создают различные
продукты деятельности (индивидуальные и совместные): творческие работы, альбомы
и т.д.
Предметная
область:
экологическое воспитание дошкольников.
Обоснование
выбора темы:
Мы позволяем нашим детям расширить знания об окружающем мире. Воспитывать чувство прекрасного
через общение с природой и
бережное отношение к ней.
Приобрести навык
публичного изложения своих мыслей.
Проблемная
ситуация:
П ч е л а М а
й я. Здравствуйте, ребята. Я летала к красивому цветущему кустарнику, который
называется шиповник. На усики и лапки я собирала нектар, а потом в своем домике
складывала его в восковые соты, и получился мед. Я-то знаю, что цветочный мед
полезен.
А как же используют шиповник люди? Помогите мне
разобраться!
Цель проекта: воспитывать у детей интерес и
бережное отношение к природе, познакомив их с декоративным кустарником –
шиповником.
Задачи проекта:
Обучающие:
– познакомить детей с разными видами роз и шиповников;
– обогатить словарь народными пословицами и
поговорками о погоде,
времени года, растениях, насекомых;
– обучить
элементарным агротехническим навыкам.
Воспитательные:
– воспитывать интерес и любовь к природе;
– воспитывать такие качества, как внимание, терпение,
наблюдательность.
Развивающие:
– развивать сенсорные навыки, мелкую моторику,
мышление, воображение, память, усидчивость;
– развивать чувство любования любым проявлением жизни.
План
деятельности:
I-й этап.
–
Знакомство с кустарником – шиповник.
–
Наблюдение за ростом и развитием цветов и плодов шиповника.
–
Наблюдение за влиянием погодных изменений на динамику цветка.
–
Изучение влияния ухода и полива на рост растений.
–
Наблюдение за насекомыми.
II-й этап
–
Подбор стихов, песен, легенд, мифов, иллюстраций и загадок о погоде, времени
года, растениях.
–
Рассматривание иллюстраций. Составление описательных рассказов.
–
Проведение подвижных игр («Садовник, медведь и пчелы»).
–
Проведение дидактических игр («Собери цветок, найди отличие»).
III-й этап
–
Фотографирование цветов. Изготовление
ароматических подушечек.
–
Оформление альбома «Роза» (плоскостная
лепка, объемная аппликация, рисование на асфальте, фото).
–
Чаепитие (фиточай) из плодов шиповника.
Конспект занятия
Тема: полезный шиповник
Цели:
– познакомить детей с происхождением названия
«шиповник», его характерными особенностями, полезными свойствами, значением в
жизни человека и животных;
– закрепить знания детей о насекомых;
– расширить словарный запас (шиповник, шип);
– продолжать учить детей отгадывать загадки, понимать
значение поговорок; – воспитывать
интерес к природе родного края;
– учить детей видеть красоту природы.
Оборудование: картинки
фотографии и плоды шиповника (целые и разрезанные пополам), ветка шиповника,
отвар из плодов шиповника с сахаром.
Х О Д З А Н
Я Т И Я
В
о с п и т а т е л ь. Название этого
растения произошло от слова «шип» – колючка. О нем говорили: «Лик пахучий, а хвост колючий» или «И ограда
в
саду, и закуска дрозду, и от болезни
настой – душистый, густой».
Это
растение – шиповник. Почему о нем так говорили? А для чего шиповнику шипы? Если
бы у шиповника не было колючек, то человек и животные так его обирали, что и на
развод не оставили бы.
Корни
шиповника надежно закрепляют склоны, и почва на таких склонах не осыпается. В
колючих кустах шиповника гнездятся и выводят потомство некоторые виды мелких
птиц.
Люди
называют плоды шиповника плодами «жизни» за то, что в них много витаминов и
других полезных веществ. В аптеках продаются приготовленные из ягод шиповника
витаминные препараты – сиропы, таблетки. С давних времен людям известно о
лечебных свойствах шиповника. Цветки, ягоды и корни шиповника считали
чуть ли не основным лекарством, и их с выгодой обменивали на драгоценные
ткани и меха.
Издавна
шиповник использовался и в качестве украшения. Женщины и девочки еще в
первобытные времена носили бусы, сделанные из его плодов. Во многих странах
гирляндами из его цветков украшали невест, поэтов, героев, правителей.
Посмотрите,
как красиво цветет шиповник. (Просмотр иллюстраций, фотографий).
Пищевые,
витаминные и лечебные достоинства шиповника задолго до человека распознали
звери и птицы. Уж на что лиса мясоедка,
и то шиповник любит. Мышь на
камушек заберется, на цыпочки встанет, а дотянется-таки до низко висящей
ягодки. Пыльцою цветков шиповника пользуются многие насекомые.
–
А зачем насекомым пыльца? (Ответы детей).
Физкультминутка
«Трудолюбивая пчелка»
ТЕКСТ
ДВИЖЕНИЯ
Пчелка трудится весь день, Дети
руками обрисовывают круг.
И
работать ей не лень. Покачивают указательным пальцем.
От
цветка летит к цветку, Взмахивают руками.
Клеит
на брюшко пыльцу. Круговые движения
ладонью по животу.
Хоботком
нектар сосет, Одну руку вытягивают
вперед и наклоняются.
За
день много соберет. Раскрывают
перед собой все пальцы.
Унесет
нектар в тот улей Обрисовывают в
воздухе треугольник.
И
назад вернется пулей. Выбрасывают вперед руку с
вытянутым
указательным пальцем.
В
сотах утрамбует мед, Топают
ногами.
Скоро
ведь зима придет. Ежатся.
Будет
пчелкам, чем питаться. Имитируют движения
ложкой.
Летом
надо им стараться. Имитируют
накладывание меда в соты.
Воспитатель: У некоторых
народов существовало предание: чтобы отогнать от заболевшего ребенка злых «духов болезней»,
матери необходимо было помахать над его кроваткой ветвями колючего шиповника.
Если вы вместе со взрослыми будете собирать ягоды шиповника, то
будьте осторожны – не пораньте руки об колючие шипы. И еще запомните: нельзя
собирать ягоды с тех кустов, которые растут возле дорог – они отравлены
выхлопными газами машин. Такие ягоды вместо пользы могут принести вред.
–
Посмотрите внимательно на плоды шиповника. Каковы они снаружи, многие из вас
уже видели, а вот что у ягодки внутри, я предлагаю вам рассмотреть сейчас.
Послушайте
загадку о шиповнике:
«Сидят
на палочке
В
красной рубашке,
Брюшко
светло,
Камешками
набито».
–
О каких «красных рубашках» идет речь в загадке? Почему «брюшко светло», и
какими «камешками» оно набито? Что значит «сидят на палочке»?
(Ответы детей).
–
А сейчас я хочу предложить вам попробовать настой шиповника. Может кто-то из
вас уже пил его?
–
Расскажите об этом: каков он на вкус?
–
После занятия мы попробуем сами сделать из шиповника бусы.
Рефлексия
Вопросы:
1.
Почему шиповник получил такое название?
2.
Как говорили о нем в старину?
3.
Как используют шиповник звери? Птицы? Насекомые?
4.
Как используют шиповник люди сейчас? В старину?
5.
Где нельзя собирать шиповник и почему?
6.
Какую загадку про шиповник вы узнали?
(Ответы детей).