Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
05.05.2024
04:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Косаченко И. В. Использование информационных технологий в начальной школе
02.03.2013, 03:52
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
 
Косаченко Иван Васильевич – магистрант Московского областного гуманитарного института. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
 
Информация – это знание. Современный период развития общества характеризуется растущим объемом информации, весь вес и значение которой на данном этапе развития цивилизации трудно себе представить. Нынешнее состояние социума определено влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы деятельности, образуя глобальное информационное пространство. Важный этап образовательного процесса в нашей стране – вхождение образования в мировое информационное пространство.
 
 Следствием этого является изменение в педагогике, связанное с модификацией содержания технологий обучения, способствующее вхождению обучаемого в информационное общество, значительно повышая эффективность его образования. Тенденции роста количества детей, умеющих пользоваться компьютером, с каждым годом ускоряются, что выражено во всех сферах общественной деятельности, кроме образовательной. Это связано в первую очередь с недостаточным использованием компьютеров в учебном процессе, отсутствием четкой методологии и методов ведения современного обучения.
 
Иными словами учитель неясно представляет возможности, которые открывают для образовательного процесса современные информационные технологии. Информатизация обеспечивает:
 – активное использование интеллектуального потенциала ребенка;
– интеграцию научных технологий в развитие общественных институтов, в том числе – школы;
– высокий уровень информационного обслуживания, в том числе – быстрый и легкий доступ к источникам информации.
 
 Информатизация образования – приоритетное направление деятельности современного общества, направленное на обеспечение методологией и практическими разработками для оптимального использования технологий, обращенных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
 В этом процессе заложены: Разработки и механизмы системы управления образовательным процессом.
Совершенствование методологии, как основополагающего элемента отбора нужной информации. Разработка новых методик, направленных на развитие интеллекта обучаемого. Создание и использование методик компьютерной обработки тестового материала для контроля и оценки уровня знаний.
 
Концепция модернизации российского образования, одобренная Правительством Российской Федерации, провозгласила необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.
 
Признано, что ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть не только успехи подрастающего поколения в годы школьного обучения, но и его возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
 
Дети должны научиться не только создавать новое, но и использовать наработанное человечеством. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Использование ИКТ в полном объеме обеспечивает учащихся такой возможностью.
 
Преимущества использования ИКТ в начальной школе можно разделить на три группы:
– личностные;
– методические;
– психологические.
 
Внедрение ИКТ в программу обучения в начальной школе позволяет воспитать компьютерно грамотную личность. Применение компьютерных технологий прежде всего предполагает обучение учеников пользоваться компьютером и компьютерными средствами. Младшие школьники приобретают навыки ПК-пользователя, умение работать с документами, вводить информацию, сохранять ее и корректировать, знают основные значения клавиш. Работа с компьютером позволяет систематизировать и классифицировать поступающую информацию и уже имеющуюся документацию. Эти навыки останутся с учениками навсегда и помогут им обретать знания на протяжении всей жизни.
 
ИКТ формируют информационно-коммуникационую компетенцию, предполагающую получение информации, а также ее обмен между членами информационного общества. Информационные технологии открывают перед школьниками возможность пользоваться огромным количеством информации, виртуально посещать музеи, галереи, библиотеки, различные образовательные порталы и сайты, что является немаловажным на пути получения знаний.
 
Таким образом, ИКТ помогает учащимся не только вести экспериментально-исследовательскую деятельность, но и обеспечивает их равными возможностями в сфере образования. Ведь источники обычно являются открытыми для всех пользователей, не зависимо от места проживания малышей, то есть ребенок, обучающийся в сельской школе, в перспективе может находиться в равных академических условиях с детьми из густонаселенного города. Наряду с открытым доступом к информации ИКТ обеспечивают возможность устанавливать коммуникацию учеников со своими сверстниками с целью получения и обмена знаниями между собой. Вследствие этого у детей автоматически происходит интеграция с мировым сообществом, дети становятся непосредственными участниками глобализации информационного пространства.
 
Работа с ИКТ имеет и ряд методических преимуществ.
 
Во-первых, ИКТ помогает учителю методично организовать материал для работы в классе, выделить основные моменты цветом, шрифтом. Тщательная подготовка преподавателя на этом этапе обеспечивает экономию времени на уроке, дает возможность последовательного обучения «от простого к сложному», используя задания на узнавание материала, его применения, а также воспроизведение материала. Индивидуальный и разноуровневый подходы в обучении с ИКТ из разряда мифа перерастают в реальность, поскольку можно заранее подготовить упражнения и задания для детей с разной успеваемостью, образовательными интенциями и гендерной принадлежностью. Преподаватель может видеть выполнение заданий на своем мониторе и давать указания по их выполнению индивидуально.
 
С ИКТ использование разнообразных табличек, рисунков в объяснении перестает быть трудностью. Возможность использования наглядных материалов значительно увеличивается, что меняет качество обучения, позволяет учителю проводить уроки на высоком эстетическом уровне. Применение ИКТ для поиска информации помогает и в решении задач, поставленных перед преподавательским составом Министерством образования: «научить детей учиться». Задания преподавателя отыскать какую-либо информацию в сети Интернет активизируют мыслительные процессы ребенка, учат его работать с потоками информации, заставляют осознанно искать, сопоставлять и отбирать необходимый для выполнения задания материал.
 
Используя этот метод, преподаватель сделает целенаправленной самостоятельную работу учеников, сформирует навыки для их дальнейшего самообразования и осуществления исследовательской деятельности. Применение ИКТ по сравнению с традиционной методикой обучения имеет ряд положительных характеристик с точки зрения психологии. Дело в том, что школьники младшего возраста имеют наглядно-образное мышление, у них зрительная память преобладает над слуховой, а, следовательно, многообразие информации, передаваемой с помощью графических изображений, увеличивает процент ее запоминания детьми.
 
Наличие ярких картинок, таблиц и движущихся анимаций делает материал более наглядным, запоминающимся, привлекает к нему внимание детей и включает в работу непроизвольный и эмоциональный виды памяти. Красиво оформленная презентация нового материала с использованием картинок, музыкальных, анимационных эффектов влияет сразу на несколько органов чувств, действует на учащихся эмоционально. Появляется мотивация для усвоения материала, ученики чувствуют интерес к преподаваемому предмету, становятся активными участниками процесса обучения. Активнее задействовать учащихся начальной школы в учебном процессе с помощью ИКТ можно либо при изложении материала в игровой форме, либо в ходе отработки уже пройденного материала с задействованием игровых программ-тренажеров.
 
Проблемой многих младших школьников является трудный переход от игровой деятельности к учебной. При традиционной системе обучения такой переход воспринимается детьми очень болезненно. Ученики часто теряют интерес к обучению, вырабатывают привычку механического выполнения заданий, слепо следуют рекомендациям преподавателя без включения в процесс познания критического мышления, в результате через короткий промежуток времени ученики утрачивают природную любознательность, перестают задавать неординарные вопросы по содержанию изучаемых предметов.
 
 В свою очередь применение ИКТ позволяет облегчить этот переход путем совмещения учебной деятельности и игровой. Выполнение домашних заданий при помощи компьютера также психологически обосновано. Дома ребенок может осуществлять поиск нужной информации на диске либо в Интернете в собственном рабочем режиме, что позволяет ему избавиться от стресса. Ребенок не спешит, не пытается угнаться за своими сверстниками, не опасается получить выговор в случае невыполнения задания до конца урока.
 
Увеличивается и скорость поиска информации: нажав несколько клавиш, ребенок с легкостью находит незнакомое слово в электронном словаре, избегает эмоциональной утомляемости и не теряет интереса к выполняемому заданию. Отсутствует и страх совершения ошибки. Компьютер дает возможность самопроверки и корректировки, часто задания можно переделывать до достижения максимально положительного результата. Таким образом, работа осуществляется на результат.
 
Быстрая возможность корректировки введенной на компьютере информации не дает повода для разочарования из-за ее внешнего вида и необходимости полностью переписывать материал. С помощью ИКТ на уроках достигается и психологический комфорт учеников: дети, как правило, относятся к компьютеру, как к игрушке, следовательно, к обучению с применением ИКТ – как к игре. Поэтому информация, передаваемая за счет компьютерных средств, воспринимается легче и более качественно. Игра позволяет добиться косвенности обучения, непринужденного получения знаний.
 
 Интерактивные доски, а также графические редакторы раскрывают творческий потенциал ребенка. Возможность перемещать предметы на доске, добавить рисунок к имеющейся уже картинке вовлекает учащихся в процесс учебы, заставляет их активно мыслить, решать не только учебные задачи, но и развивать воображение, учиться выражать свои мысли творчески. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод: использование ИКТ в начальной школе в состоянии не только развить созидательные способности ребенка, раскрыть его творческий потенциал, но и подготовить для общества информационно грамотную личность, владеющую компьютерными средствами, и таким образом решить образовательные задачи, выполнить требования, выдвигаемые к человеку современным информационным обществом.
 
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex.ru
Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin | Теги: Косаченко Иван Васильевич
Просмотров: 782 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz