ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4(2013)
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ
общие
направления работы и конспект занятия
«Детство должно быть без травм»
Год
от года расширяется и расцветает наш город. По улицам и паркам прогуливаются
мамы, папы со своими малышами. Но, с какой быстротой растет город, с такой же
скоростью растет количество автомобилей на магистралях и улицах. А это несет за
собой риск увеличения дорожно-транспортных происшествий, в которых получают
травмы дети.
Дети в силу своих возрастных
особенностей не всегда могут дать правильную оценку различным дорожным
ситуациям, определить расстояние до приближающегося транспорта. Они переоценивают
свои возможности, выезжая на самокатах, роликах и велосипедах на проезжую
часть. Избежать опасности можно путем воспитания навыков дорожного движения с
раннего возраста, потому что полученные в детстве знания наиболее прочные.
Знакомство детей с правилами дорожного
движения происходит последовательно, усложняясь от занятия к занятию и от
группы к группе.
На занятиях по знакомству с окружающим
миром дети учатся ориентироваться в
пространстве (влево-вправо, вверх-вниз), на занятиях по физической культуре –
ловкости и быстроте реакций, на занятиях художественного творчества дети рисуют
улицы, города, виды транспорта. Для закрепления знаний используются целевые
прогулки и экскурсии, на которых детей знакомят с реальными дорожными
ситуациями и рассказывают, что такое перекресток. Малыши наблюдают за
светофором, знакомятся с дорожными знаками и разметкой на дороге, видят
реальную работу сотрудников ДПС. После этого можно предложить детям настольные
игры, сюжетно-ролевые упражнения с использованием атрибутов (жезл, шапочки).
Проводятся развлечения «Мой друг дорожный знак» и «Происшествия в Светофории»,
подвижные игры и чтение книг по нужной
тематике. Большое значение в работе по знакомству детей с ПДД отводится дидактическим играм («Пешеход и
транспорт»), активизирующим мышление
ребенка, ставящим его перед необходимостью находить решения, используя
полученные ранее знания. В итоге у детей развивается чувство контроля и
самоконтроля. Работа с детьми по воспитанию навыков безопасности поведения
происходит в тесном контакте с родителями. Проводятся родительские собрания на
тему «Правила движения достойны уважения», оформляются папки, проходят
консультации.
Участвуют: ведущий, дети с игрушками-пешеходами, рассказчик, Кот, Петушок,
Лиса, Свистулькин.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Зал оформляется в виде улицы с транспортным движением и переходом со светофором. У перехода собрались люди. Все ждут сигнала светофора.
В е д у щ и й (читает стихотворение «Светофор – ты наш помощник»).
В обычном шумном городе на перекрестке уличном,
Руководит
движением бессменный постовой.
Машины мчатся грозные, бегут, спешат прохожие,
За всех
несет ответственность трудяга-светофор.
Днем и
ночью, в снег и в дождик светофор –
ты наш
помощник.
Пешеходам
и машинам ты надежный друг всегда.
Только вы
не торопитесь, свет зеленый вы дождитесь,
Путь ваш
станет безопасным, и не встретится беда.
Пешеходам путь открыт! (Игрушки-пешеходы с помощью детей переходят улицу).
Как бы мы ни спешили, ни торопились, не следует бежать,
расталкивая прохожих, будто за нами кто-то гонится. В этом случае можно сказать
тем, кто идет не спеша: «Разрешите пройти». Постарайтесь никого не задеть вашим
портфелем, зонтиком. Послушайте «Основные правила для пешеходов»:
– следует идти только по правой стороне тротуара;
– нельзя гулять по мостовой и нельзя
переходить проезжую часть улицы наискосок;
– не расталкивайте прохожих, спеша к
автобусу;
– если встретили знакомого, то,
чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону;
– если вы идете со своими
друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по три-четыре
человека;
– всегда помните, что от
вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность
окружающих.
«Мне, – сказала черепаха, – Неизвестно чувство страха,
На
сигналы не гляжу: где хочу – перехожу!»
А пока
переходила, под машину угодила. (Мальчик ведет машину и наезжает на черепаху). Искры брызнули из глаз... Хорошо, что
панцирь спас!
Ребята, объясните
черепахе, почему она не права. (Дети дают
пояснение).
Шарик
мчится за мячом: – Мне машина нипочем! ((Ребенок вытаскивает маленький мяч на
проезжую часть, за мячом бежит собачка. Машина объезжает Шарика). Отскочить
он не успел и остался чудом цел!
Дети,
объясните Шарику, какое правило он нарушил.
Д е
т и. Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней!
В е д у щ и й. Назовите сигналы светофора. Что
они означают? Назовите правила поведения для пешеходов и покажите их
действия на игрушках:
– сойдя с тротуара, нужно посмотреть
налево, а дойдя до середины улицы, направо;
– переходить улицу можно в местах, где есть
пешеходная дорожка;
– обходить автобус надо сзади, а трамвай –
спереди;
– маленьких детей при переходе улицы надо
держать за руку.
Ответьте
на следующие вопросы:
– Станет ли культурный человек громко
разговаривать на улице, привлекая внимание, сорить, бросать шелуху от семечек,
бумажки?
– Если вам нужно о чем-то спросить на
улице, как вы поступите?
– Можно ли двигаться навстречу пешеходному
потоку?
– Недопустимо разглядывать человека,
имеющего физические недостатки. Мы должны проявлять к ним больше чуткости.
Помогите им сесть в транспорте, поднесите сумку. За свою помощь вы получите
искреннюю благодарность.
Ребята,
а вы любите сказки? Я сейчас вам расскажу сказку «Кот, петух и лиса» на новый
лад. Помогут мне ребята. (Выходят дети в
костюмах, идет драматизация).
Р а с с к а з ч и к. На поляне стоит дом. Он ни низок, ни
высок. И живут в доме Кот и друг его Петушок. Вот уходит Кот в лес за дровами и
петушку очередной урок дает.
К о т. Вчера тебе, Петя, исполнилось десять лет. Я подарил
тебе новый велосипед. Ты на нем Петя, по двору катайся. Управлять велосипедом
упражняйся. За ворота – ни ногой, там движение рекой. Чтоб машиной
управлять, правила ты должен знать. А если Лиса придет, ты ворота не открывай,
Лису во двор не пускай.
П е т у ш о к. А если Лиса гулять позовет?
К о т. А ты, Петенька, Лису не слушай, попадешь с ней снова в
беду. А я буду далеко и тебе не помогу.
Р а с с к а з ч и к. Дал наказ Кот и ушел.
П е т у ш о к (говорит
сам себе). Запрещает
Кот мне за ворота выезжать, да с Лисонькой играть. Хоть и хитрая Лиса, и
проказница она. И в беду я попадал, и в кастрюле побывал. Только весело мне с
ней, интересно.
Р а с с к а з ч и к. Только вымолвить успел, Лиса тут как
тут. И манит с собой Петушка.
Л и с а. Петя-Петенька, дружок! Выезжай-ка, Петя, на
велосипеде. По дороге да по трассам будем мы с тобой кататься.
П е т у ш о к. Нет Лиса, не пойду.
Л и с а. Петенька, пошли со мной, скучно тебе одному в твоем
большом доме.
П е т у ш о к. Нет, Лиса, не уговаривай. Запретил мне Кот выезжать за
двор. Там движение рекой по дороге мостовой.
Л и с а. Петя, я поле гороха большое нашла, здесь, недалеко от
леса. Едешь со мной?
П е т у ш о к. Может, пешком пойдем?
Л и с а. Нам пешком мешок не донести. А горох-то сладкий,
душистый, крупный.
Р а с с к а з ч и к. Не удержался Петя и выехал на велосипеде. Сели они на
велосипед вдвоем и покатили к дороге. Перед ними два знака стоят. Прямо знак –
«Движение на велосипедах запрещено», справа –
«Велосипедная дорожка».
П е т у ш о к. Что это за знаки? Друг на друга похожи. Куда нам можно
ехать?
Л и с а. А чего их знать, оба круглые, на обоих велосипед
нарисован, поэтому поедем под тем знаком, который нам понравится. Смотри, у
этого знака красная каемочка, как твой гребешок. Знак красивый, яркий, да и
дорога здесь шире, асфальтированная, быстрей доедем. (Звучит музыка «Песенка Свистулькина»).
С в
и с т у л ь к и н (входит). Вы что,
дорожных правил не знаете?
Л и с а. Это вы не знаете, а мы знаем!
С в
и с т у л ь к и н. Скажите тогда, как называются эти знаки?
Л и
с а. Как? Да просто! Велосипед!
С в
и с т у л ь к и н. Нет такого знака! Я бы в угол вас поставил за незнание
дорожных правил. Коль уж вы за руль сели, так в таком серьезном деле нужно
очень твердо знать, как движеньем управлять.
П е
т у ш о к. Скажите тогда, как называются эти знаки?
С в и с т у л ь к и н. Знаки всякие нужны, знаки всякие важны. Есть
разрешающие, а есть – запрещающие. (Показывает
знаки и объясняет их значение). Ездят здесь одни машины. Грозно их мелькают
шины. У тебя велосипед? Значит: стоп! Дороги
нет!
П е т у ш о к. Это ты Лиса заманила меня, а сама правил не знаешь,
движение нарушаешь да меня этому обучаешь. Я исправиться хочу, эти правила
движенья наизусть я заучу.
С в и с т у л ь к и н. Вы не только знаки не знаете, а еще и правила
нарушаете. Со скольких лет разрешается ездить на велосипедах по дорогам? (Лиса и Петушок опускают головы). Не
знаете?! А садиться за руль велосипеда разрешается только с 14 лет, и только
одному водителю, пассажиров перевозить нельзя. Видите, сколько нарушений у вас!
Придется велосипед забрать. Виновников оштрафовать.
Р а с с к а з ч и к. В это время возвращался из леса Кот. Увидел он Петушка
опечаленного и подбежал к нему.
К о т. Что такое случилось, что с тобой
приключилось? Опять Лиса? Значит, снова беда! У тебя печальный вид, ты скажи
мне, где болит?
С в и с т у л ь к и н. Вы Петушка не ругайте, его нужно правилам учить, а
Лису нужно проучить.
Л и с а. Простите меня, виноватая я. Научите и меня этим
правилам дорожного движения. Я стану грамотной Лисой и буду относиться к
правилам с уважением!
П е т у ш о к
и Л и с а (вместе). И
конечно, мы их будем соблюдать везде и всюду!
Р а с с к а з ч и к. С той поры Лиса, Петушок и Кот дружно живут, пряники
жуют. Правила изучают и совсем их не нарушают.
В е
д у щ и й. А в конце нашей встречи дети должны выполнить задание: надо
нарисовать и раскрасить дорожные знаки, которые вы знаете. (По окончании занятия дети
читают стихи о светофоре правилах дорожного движения).
Светофор дорожный очень осторожный.
Он не просто нам сияет, он всем людям помогает.
Цвета свои меняет, движеньем управляет.
Если красный включит свет, значит: стоп! Дороги нет!
Если желтый загорится, нужно нам остановиться,
Подождать зеленый свет: желтый –
вам дороги нет.
Зеленый засияет, движенье разрешает.
Только ты не торопись, береги свою ты жизнь!
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц,
проспектов, дорог город дает нам все время урок.
Вот она, азбука
– над головой: знаки развешены вдоль мостовой.
Азбуку города
помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда.
|