Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
06.05.2024
02:06
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Краснова Е.В. Развитие осязания и мелкой моторики на занятиях «пластилинографией» с детьми, имеющими нарушения зрения
21.12.2013, 15:52


ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4(2013)


РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ЗАНЯТИЯХ «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЕЙ» С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ


Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Осязание является эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия.

Для формирования навыков осязательного восприятия у детей с нарушением зрения могут быть использованы разные педагогические приемы.

В своей работе по данному направлению я использую, в частности, работу с пластилином.

Важно отметить, что наряду с пластилином на занятиях «пластилинографией» используются и другие дополнительные материалы: бумажные салфетки, стеклянные и пластиковые баночки, пайетки из фольги разного размера и цвета, бисер разного размера и цвета, стеклярус (бисер вытянутой формы), семена и плоды растений, собранные на прогулке, крупа, бобы, фасоль, маленькие веточки и другой природный материал, крышечки от баночек, картонные тарелки, леска и даже блестящие компьютерные диски. Это позволяет разнообразить и обогатить опыт тактильного восприятия разных материалов, расширить словарный запас детей, их связную речь.

Я считаю очень важным развитие творческих способностей и воображения, формирование художественной культуры посредством творческого овладения основами декоративно-прикладного искусства.

На занятиях в сотворчестве «педагог – воспитанник» хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируются выдержка и самоконтроль.

Занятия «пластилинографией» доставляют детям радость, эмоционально раскрепощают, дают заряд позитивных эмоций.

Вот пример занятия с детьми 5-6 лет «Цветы на диске».

Коррекционные задачи: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, воображения, пространственной ориентировки (на микроплоскости), развитие формовосприятия, цветовосприятия, зрительной памяти, внимания, умения выполнять правильно инструкции педагога, развитие словарного запаса детей, умения рассказывать о своих ощущениях.

Материал: пластилин цветной, мягкий, не липнущий к рукам, разноцветные пайетки из фольги, крупа, бобы, бисер, стеклярус, маленькие веточки и другой природный материал, компьютерные диски, салфетки влажные и простые, леска закреплена на диске, игрушка на палочке для физкультминутки, легкий музыкальный фон.

ВАЖНО! Закрепить знание пальцев рук, работать большим и указательным пальцами (они должны стать крепкими и послушными, им предстоит держать ручку и карандаш).

Х О Д   З А Н Я Т И Я

1.П е д а г о г. Открой пластилин, сосчитай кусочки слева направо, определи цветслева направо, пощупай, какой он на ощупь, что чувствуют твои пальчики?

Дети отвечают на вопросы педагога, который их уточняет и поправляет.

2. П е д а г о г. Справа возьми диск, положи его на салфетку. Оторви от желтого пластилина кусок размером, как я показала, разомни его между ладошек и пальчиками.

3. П е д а г о г. Большим и указательным пальцами разотри пластилин по поверхности диска.

4. Физкультминутка с игрушкой на палочке

П е д а г о г. Следи за игрушкой только глазками, не поворачивая головы:

«Прилетел к нам, дети, жук,

Поиграть решил он вдруг:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Посмотри, куда скажу».

П е д а г о г. А теперь глазки закрываем и спокойно отдыхаем.

Звучит спокойная музыка, дети сидят на стульчиках, прислонившись к их спинкам, чтобы было максимально удобно.

5. П е д а г о г. Мы будем делать цветок под названием «мак». (В обязательном порядке проводится демонстрация иллюстрации). Оторвем кусочек зеленого пластилина, скатаем колбаску – это стебелек. Указательным пальцем прижмем его на диск. (Проводится показ педагога). Оторвем еще кусочек зеленого пластилина поменьше, скатаем шарик, а из него сделаем овал – расплющим между указательным и большим пальцами. Это будет листик. Прилепим его к стебельку, еще немного расплющим, он должен быть совсем плоским. (Показ педагога). Листочков может быть два или три.

Оторвем четыре кусочка красного пластилина, скатаем из них шарики – это будут лепестки цветка. Прижмем их к стеблю сверху, сделаем почти плоскими. Работаем большим и указательным пальцами!

Оторвем маленький кусочек черного пластилина и скатаем маленький шарик – это середина цветка. Прижмем его указательным пальцем в середине лепестков. У нас получился цветок под названием «мак».

(Показ иллюстрации).

Физкультминутка

Упражнения на расслабление для глаз «Теплые ладошки».

П е д а г о г. Снимите очки и положите их на стол перед собой, закройте глазки, потрите ладошки и приложите их к глазкам. Глазкам стало тепло, они отдыхают.

Пальчиковая игра «Липкие пальчики». Дети поочередно прижимают пальчики согласно тексту.

          ТЕКСТ                                     ДВИЖЕНИЯ

«Первый пальчик – в глине,       Прижимают  пальчики правой руки

Второй – в пластилине,                   к пальчикам левой.

Третий – в шоколаде,

Четвертый – в мармеладе.           Пальчики правой и левой рук соединены.

Даже пятый молодец

Прилепился наконец»

После этого делаем из пластилина ромашку или василек, аналогичным образом проговаривая цвет лепестков и середины.

6. П е д а г о г. Теперь нам нужно сделать обрамление диска по краю. Для этого сплетем в жгут две колбаски любого цвета и укладываем жгут по краю диска.

Цвет колбасок выбирается по желанию детей, каждый ребенок придумывает свой цвет.

Обрамление можно сделать пожеланию из пайеток (детали из блестящей фольги разного цвета мелкого размера), бобов, стекляруса или бисера.

Если покрыть диск бесцветным лаком, рисунок будет прочно держаться и выглядеть более нарядным, как подарочный вариант.

По такому же принципу проводятся занятия по выполнению других оригинальных поделок:

«Елочная игрушка» – выполнена на крышке от банки, закрепленной на леске;

«Ваза» – из бутылочки от йогурта (подарок для мамы к Дню 8 марта);

«Банка для кухни» – узор на банке. Может быть сделана в качестве подарка маме к Дню 8 марта. Используются банки средних размеров из пластика, непрозрачные, или прозрачные стеклянные баночки;

«Аквариум, рыбки» – баночки стеклянные, маленькие, от детского питания, впоследствии они заполняются водой, закрываются и переворачиваются вверх дном, внутри они заполняются бобами или фасолью – это камушки на дне. Сам пластилиновый рисунок наносится на внешнюю сторону баночки;

«Кошечка» – пластилин наносится на предварительно нарисованный контур на плотном картоне;

«Мой любимый зайка» – выполнен аналогично поделке «Кошечка»;

«Виноград» – выполнен на компьютерном диске или плотной бумажной тарелке. Узор состоит из пластилина, можно добавить для виноградин другой материал: крупные и мелкие шарики или овалы из стекла или пластика (или что-то другое, что имеется в наличии у педагога);

«Пляж» – выполнен на картоне с использованием крупных и мелких разноцветных стеклянных овалов и шариков (голубых, синих, желтых), для фигурок использован подручный природный материал (желуди, крылатые семена ясеня, клена, веточки), для песка можно использовать крупу – например, пшено желтого цвета;

«Мишка на прогулке» – выполнен на круглой картонной тарелочке. Дает большой простор для фантазии при выборе предметов и явлений окружающей действительности для воплощения замысла темы. Очень хорошо развивает ориентировку на микроплоскости, восприятие глубины пространства, зрительную память и воображение;

«Гусеницы на листочке» – предварительно вместе с детьми подготавливаются формы листьев: они вырезаются по контуру из альбомного листа (это позволяет отработать и закрепить умение пользоваться ножницами, развивает прослеживающие функции взора).

7. В конце занятия педагог подводит итог, хвалит детей, просит оценить работу товарищей, объяснить, почему понравилась или нет работа друга.

8. Закончить занятие можно веселой физкультминуткой «Кошкины повадки».

Физкультминутка

         ТЕКСТ                                           ДВИЖЕНИЯ

«Вам покажем мы немножко,          Дети идут на носочках, тихо.

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно – топ, топ, топ.

Хвостик книзу – оп, оп, оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,    Прыгают на месте легко, высоко.

Кошка может быть и важной.

Ввысь бросается отважно,

На забор взлетает быстро.

А потом мяукнет: «Мяу!

Я в свой домик убегаю!»                       Садятся на корточки.

С каждым последующим занятием растет творческий потенциал детей, их идеи становятся все более разнообразными, а выполненные работы приносят все больше радости и положительных эмоций.

Использованная литература:

1.Программа 4 вида для детского сада, под редакцией Л.И.Плаксиной.

2. Физкультминутки по материалам журнала «Дошкольное воспитание». 2007, № 2.

3.Пальчиковые игры. По материалам журнала «Дошкольное воспитание». 2004, № 3.

4. Гимнастика для глаз. По материалам журнала «Дошкольное воспитание». 2004, № 3.

Примечание: фотографии некоторых работ наших воспитанников размещены на сайте Интернет-журнала «Талантливый педагог». Это работы «Кошечка», «Пляж», «Мишка на прогулке», «Виноград», «Аквариум», «Рыбки в аквариуме», «Гусеница на листочке», «Веселый котенок», «Мой любимый зайка».


Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin | Теги: Педагогический стаж – 30 лет, Автор Интернет-журнала, Краснова Елена Владимировна – тифло
Просмотров: 1785 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz