Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.05.2024
10:59
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Лахтеева Л. А. Масленица
16.03.2013, 23:19
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ  ПЕДАГОГ" № 4(2013)
 
Лахтеева Татьяна Алексеевна – преподаватель по классу развития музыкальных способностей учащихся и режиссер-постановщик музыкально-драматических композиций Детской музыкальной школы № 6 им. С. Сайдашева г. Набережные Челны (Татарстан). Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
 
Масленица
сценарий музыкально-театрализованного представления
 
Тема: встреча и проводы Масленицы.
Это представление раскроет одну из важнейших страниц жизни русского народа, провожавшего зиму и встречавшего весну.
 
Цели и задачи: сохранение культурных ценностей, нравственно эстетическое воспитание и духовное совершенствование в процессе приобщения к истокам русской культуры. Научить понимать, ценить культурное богатство нашего народа, обогатить сознание детей. Разбудить интерес и уважение к обрядам, традициям, культурному наследию.
 
Пояснительная записка
 Старинный праздник Масленица (проводы зимы) имеет языческие корни. Люди обращались к Богам, увещевали, просили их о помощи. Они жили в единстве с природой. Долг каждого – помочь Солнцу прогнать Зиму, зазвать Весну и разбудить природу. Масленица получила такое название, потому что в дни ее празднования ели много масляной пищи – блинов. Ее также называли широкой, разгульной, честной, объедухой. Все обряды сопровождались песнями. При встрече Масленицы пели величальные («Маслена, Маслена»), при прощании с ней – прощальные («Ты прощай»).
Характер песен был разный: печальный, заунывный, веселый, шутливый. Встречая Масленицу, устраивали народные гуляния, ярмарки, балаганы. В одних местах делали соломенное чучело Масленицы, обряжали в женскую одежду, в других губерниях Масленицу представляли в виде мужика – соломенного чучела или деревянного истукана. Его сжигали с шумом, смехом, плачем или шутками на огромном костре, который символизировал конец зимы и возрождение жизни. Все это действо, все обряды праздника были делом жизни и смерти. «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить», – так говорили в народе. По поверьям, богатые проводы давали возможность «год жить без горя». При работе над представлением ребята узнали о быте того времени: чем занимались люди, как себя вели. Они узнали, что такое ярмарка, какие были игрища, гуляния, хороводы и, конечно же, песни. Вся подготовка, репетиции и выступление дают эмоциональный положительный настрой; игрища, карусель – динамическую нагрузку, элемент соревнования. Это вдохновляет детей, рождает чувство радости. Основной вид деятельности – игра. Это не только катание на горках, игра в снежки, это общая атмосфера, которой пронизано все представление весь. Помимо знаний о Масленице дети приобрели навыки сценического движения, научились водить хороводы, петь народные фольклорные песни. Они также получили положительный эмоциональный заряд – радость, удовольствие. То же самое получил зритель, особенно при угощении блинов. Люди открывались, улыбались, становились светлыми, добрыми. Эта работа объединила детей. Дети по-другому стали относиться друг к другу, понимая, что они едины.
 
При подготовке были использованы такие материалы:
Декорации: заборчик (2 шт.), лавочки (2 шт.), горка, помост, плакаты с лубочными рисунками и надписями пословиц о Масленице. Реквизит: половики, шали (яркие, цветастые), пяльцы (4 шт.), лента с игрушкой, балалайка, карусель с лентами, одеяло, рукавицы, носки, коробки для коробейника, трещотка, свистулька, матрешки (5 шт.), ложки, колокольчики, чучело Масленицы на шесте, солнце на шесте, лошадки, шляпа, ключи, поднос для блинов, блины, петушок (леденец). Костюмы: старинные русские сарафаны (стилизованные) для девочек, старинные русские рубахи (стилизованные) для мальчиков, головные уборы для мальчиков (фуражки), костюм Зимы (головной убор, платье, платок), костюм Весны (венок, юбка, жилет, блузка), костюм Медведя (маска, лапы, шуба, штаны, валенки), костюм кулика (маска с крыльями, рубаха белая с красным воротником и кушаком).
 
Материал для работы:
фонограммы:
«Масленица» (аудиозапись детского фольклорного ансамбля «Звонница» г. Москва), фольклорно-обрядовые песни (материал предоставила преподаватель ДМШ № 6 Мартынова Л.В.), р.н.п. «Я чу-чу, я чу-чу, я горошек молочу», «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия «Гусачок», В. Гридин «Искристый звездопад» (концертная пьеса); гусли.
 
Предварительная подготовка: разучиваются игры:
1. «Снежки». Две команды детей берут в руки «снежки» (мячики из поролона) и пытаются попасть друг в друга. Задача нападающих – попасть «снежком» в противника, обороняющихся – увернуться и не дать в себя попасть. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий.
2. «Жмурки с колокольчиком». Для игры понадобится небольшой колокольчик, две повязки на глаза, полотенце. Команды выделяют по участнику, им завязывают глаза. Одному привязывают колокольчик к ноге, другому дают в руки полотенце.
Игрок с колокольчиком убегает от противника, который старается «осалить» его полотенцем. Болельщики игрока с колокольчиком пользуются правом подсказки. Когда игрок с полотенцем подходит близко к их игроку, они кричат «Огонь», предупреждая своего игрока. Затем выходит следующая пара, роли играющих меняются. Выигрывает та команда, чей игрок с полотенцем больше запятнал противника.
3. «Кошки-мышки». Ребята образуют круг и берутся за руки. Выбирают «кошку» (она снаружи круга) и «мышку» (внутри круга). «Кошка» должна поймать «мышку». Игроки, образующие круг, защищают «мышку» от «кошки». Если «кошка» прорвется в круг, «мышка» может выбегать наружу. Когда «кошка» поймает «мышку», они становятся в цепь игроков, образующих круг. Участники выбирают новых «кошку» и «мышку». 4. «Колечко». Снимают с руки кольцо, надевают его на ленточку, связав концы ленточки, становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из девушек ходит в кругу и отыскивает колечко, спрашивает: «У кого кольцо?» Игроки обманывают ее, говоря: «У меня», и в это время, на ее глазах, старается передать кольцо другой.
5. Катание с «горки». Дети бегут по выстроенному помосту – горке, пытаются скатиться с помоста.
 
План–сценарий урока
 
 Сцена 1. Посиделки. 8 часов. Цель: создание атмосферы посиделок, как сборища детей для россказней, забав и песен, переходящих в хоровод. Задача: Девочки стараются привлечь внимание мальчиков. Мальчики похваляются друг перед другом, также стараясь понравиться девочкам. Выполнение эмоционального настроя. Используя элементы фольклора (шутки, песни, хороводы) выполнять соответствующие жесты, движения для того времени и для сцены посиделок. Подготовка к празднику «Масленица». Все в ожидании праздника. Практическая работа. Творческий полукруг (все дети). Упражнения: «Машинка» – на развитие внимания, «Хожу и повторяю» – на общение с партнерами, «Зеркало» – на чувство партнера. «Звук и движение» – тренировка физической экспрессивности. Игра с киданием мяча для передачи эмоции – «Нравится – не нравится». «Вышивание на пяльцах» – на память физических действий. Этюд «Привлечь внимание». Игра «Колечко». Разучивание фольклорно-обрядовых песен «Выпадала мать-пороша», «А мы Масленицу дожидаем». Разучивание хоровода. Репетиция отрывка: сцена – выход девочки на хоровод. Балагурство Бориса.
 
 Приход Вити и Кати.
 
Сцена 2. На улице. 6 часов. Цель: оправдать название «широкая Масленица, разгульная, веселая». Задачи: умение двигаться и действовать легко, свободно, в характере своих героев. Передать массовость гуляния, игрищ с песнями, хороводами, танцами. Передать характер исполняемых песен и хороводов – веселый, задорный. Практическая работа. Творческий полукруг (все дети). Воображаемый предмет: игра со снежком – холодно, тает, передаю другому и. т. д. Бег по кругу: крикнуть свое имя. Катание на коньках и на лыжах: память физических действий. Этюд «Катание на горке». Работа с предметом, этюд «Сборы на улицу». Игры «Снежки», «Чехарда». Разучивание песни и танца «Как на тоненький ледок» и фольклорно-обрядовых песен «А мы масленицу дожидали», «А наша Масленица годовая», хоровода «Змейка». Репетиция отрывка: сцена – «Сборы на улицу», инсценировка песни «Как на тоненький ледок».
 
Сцена 3.
 Ярмарка.
 12 часов.
Цель: передать атмосферу ярмарки.
Задачи: тренировка способности мыслить в предлагаемых обстоятельствах. Входить в образы коробейника, дрессировщика, медведя. Веселить публику. Показывать узнаваемость животного.
Практическая работа: Все занимаются своими делами. Один ученик читает текст, не отрываясь от своих дел. Заполнить текст (упражнение на развитие внимания). Этюд «Кто такой: коробейник, ложкарь, красна девица, добрый молодец, дрессировщик». Отношение детей к данному образу, его характерность. Работа с педагогическим столом: предметы быта того времени, фильмы, иллюстрации. Этюд «Если бы я был… продавцом горшков, пекарем, дрессировщиком, коробейником, кукольником». Этюды «Цирк», «Зоопарк». Узнаваемость животных. Разучивание танца «Камаринская». Репетиция отрывка: сцена с дрессировщиком, кукольником, коробейником, ложкарем, медведем.
 
 Сцена 4.
Встреча Масленицы.
6 часов.
Цель: достойно встретить Масленицу – «гостя дорогого», главного героя праздника. Задачи: выполнить обряды встречи Масленицы, проводы Зимы – встреча Весны. Передать характер Зимы, Весны, кулика. Угостить блинами всех гостей и участников. Практическая работа: этюды «Встреча дорогого гостя», «Угощение блинами дорогого гостя» (передать чувство радости, переходящее в восторг),
 «Если бы я был Зима, Весна, кулик», «Катание с горки». Игры «Жмурки с колокольчиком», «Кошки – мышки». Разучивание частушек, песни «Блины», фольклорно-обрядовых песен «Летит с-за моря кулик», «А мы Масленицу дожидали», «Величальная». Репетиция отрывка: сцены въезд лошадок, чучела Масленицы. Выход свиты: солнца, дрессировщика, медведя, хора.
 
 Сцена 5.
 Прощание с Масленицей.
 6 часов.
Цель: проститься с Масленицей: проводить, благословить на сожжение\возрождение. Задачи: передать эмоции – радость возрождения, печаль расставания. Возвращение на 1-ю картину «Посиделки». Практическая работа. Этюд «Прощание с дорогим гостем». Разучивание фольклорно-обрядовой песни «А мы думали, Масленке семь недель». Репетиция отрывка. Сцены – увоз чучела Масленицы, уход свиты (солнце, дрессировщик, медведь, хор).
Репетиция 1, 2, 3 картин. (Плавный переход с изменением темпоритма). Репетиция 4 и 5 картин. Прогоны, генеральная, показ.
 
С Ц Е Н А Р И Й  « М А С Л Е Н И Ц А»
 
Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а:
 Борис, Ваня, Катя, коробейник, кукольник, дрессировщик, медведь, Наташа, Зима, Весна, 10 девочек, 4 мальчика. Возраст детей – 7-12 лет. Сцена «Посиделки». Звучат гусли. Деревенская изба: на полу половики, два заборчика слева и справа покрыты цветными шалями. Перед ними лавочки, на которых сидят дети, вышивают, кто-то плетет косу, грызут семечки. Музыка стихает. Девочка запевает «Выпадала мать-пороша». Выходит в центр, зазывает подружек на хоровод. Танцуют, поют, смеясь, возвращаются на свои места. Дети разыгрывают диалоги по народным потешкам, поют «Масленичную», призывают Масленицу.
 
Сцена «На улице».
Перестановка: убираются половики, реквизит. Девочки надевают шали. Заборчики и лавочки переставляются. Ставится горка.
 Дети играют в снежки, поют «А мы Масленицу дожидали», «Я чу-чу», катаются на горке, делают инсценировку песни «Как на тоненький ледок», поют «Величальную», водят «змейку». Сцена «Ярмарка». Под фонограмму «Гусачок» ленты поднимаются шатром в виде карусели.
Справа на забор вывешиваются рукавицы, носки, одеяло – оформляется место коробейника. Участники собираются в группы покупателей, как на ярмарке.
 
К о р о б е й н и к (зазывает к себе). Тары-бары, растабары! (Справа выбегает мальчик с балалайкой, расталкивая всех, убегает в левую сторону). Есть хорошие товары. (Слева выбегает мальчик с балалайкой, расталкивая всех, убегает в правую сторону. Все провожают его взглядом). Продаю без барыша! (Подходит девочка- покупательница, смотрит товар). Зато слава хороша. (Коробейник предлагает одеяло, девочка берет его).
 Б о р и с (пытается помочь коробейнику продать товар и самому заработать). Подходи, дядя Роман. (Подходит мальчик-покупатель, рассматривает товар). Выворачивай карман! (Мальчик-покупатель берет рукавицы, уходит. Его останавливает другая девочка, рассмотрев рукавицы, бежит купить оставшийся товар: носки). К о р о б е й н и к. Выбирай, не торопись! А купивши…
 Б о р и с. Не хохлись! (Девочка берет товар, убегает. Борис свистит ей вслед. Она возвращается, оплачивает покупку. Появляется кукольник с ложкарем, свистит в свистульку. Появляется мальчик с балалайкой. Сейчас он играет роль дрессировщика, потерявшего медведя).
Д р е с с и р о в щ и к. Купите балалайку! (Играет на балалайке). Танцуйте без оглядки! Все участники, находящиеся на заднем плане, с визгом бегут к правой стороне. Выползает медведь, проснулся от звуков знакомой балалайки. Кукольник с ложкарем прячутся в толпе. Дрессировщик играет «камаринскую». Медведь играет с девочкой, танцует. Публика аплодирует. Медведь кланяется, берет шляпу дрессировщика, собирает плату за выступление. Ему кидают монетки. Медведь прощается с девочкой. Дрессировщик с медведем уходят.
К у к о л ь н и к. Свистульки, трещотки… (Никто к нему не подходит).
 Л о ж к а р ь. Ложки, ложки, кто хочет поиграть немножко! Подошла девочка, которая играла с медведем, посмотрела, ушла.
Б о р и с (берется помочь кукольнику продать товар). Все сюда, все сюда! Распродажа, господа! Для Ванюшки - есть игрушки. (Подходит девочка, покупает игрушку). Для Аленки – куклы с голосами звонкими. (Девочка, которая играла с медведем, смотрит на Бориса). Куклы с голосами звонкими. Девочка бежит на задний план, протискивается в толпу, выводит девочку постарше, подводит к кукольнику, просит купить куклу. Покупают, уходят. Борис видя, что удача светит, продолжает. Девочки поют частушки. Сцена «Встреча Масленицы». Все поют «У наших у ворот». Под эту песню вывозят чучело Масленицы, выносят солнце, идет дрессировщик с медведем, хор. Поют «А мы Масленицу дожидали», водят «змейку», хоровод вокруг Масленицы, частушки, катание с горки. Проводится игра «Жмурки с колокольчиком». Поют «С-за моря кулик». Под фонограмму «Искристый звездопад» вылетает кулик с ключами, за ним Зима. Игра «Кошки-мышки» (Зима ловит Кулика). Встреча Зимы и Весны. Все поют «Величальную», потом «Блины», угощают блинами всех гостей. Загадывают загадки и пословицы. Сцена «Прощание с Масленицей. Чучело Масленицы уводят, уходит ее свита.
М а л ь ч и к. Масленица-полизуха, полизала детей.
Б о р и с. А сама на плетень.
 М а л е н ь к а я д е в о ч к а. Полизала сыр и масло, а сама и погасла.
 
Фонограмма: гусли. Дети возвращаются на сцену «Посиделки».
Молчат.
 Фонограмма: «Гусачок». Выходят все участники представления «Масленица». Поклон.
 
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru

Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin | Теги: Лахтеева
Просмотров: 1167 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz