ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Лисий Юлия Эдуардовна – магистрант юридического направления Московского областного гуманитарного института. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ
Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Совершенно справедливым является высказывание философа Ж.-Ж. Руссо: «Человек рожден свободным». В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в государственной жизни и общественном сознании. И, как следствие этого, в настоящее время происходит актуализация вопросов по соблюдению прав ребенка. Особое внимание уделяется области благополучия и защиты несовершеннолетних. Существенное значение в развитии системы правового просвещения и защиты прав детей имеет создание института Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях.
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, которая подтверждает признание детей полноценными и полноправными личностями. Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», а также иными российскими и региональными документами, защищающими права и интересы ребенка, под понятием «ребенок» (дети) подразумевается «любое лицо (лица) до достижения им (ими) возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия».
Основное и неотъемлемое конституционное право граждан – это право на образование. Каждый ребенок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования:
– на уважение своего человеческого достоинства;
– на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; – на выражение своего мнения при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
– на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений;
– на перевод в другое образовательное учреждение;
– на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.
С раннего возраста у детей нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение, а также уважение к другим людям. Все это выступает основой правового воспитания детей. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Практика показывает, что дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому чаще становятся жертвами несправедливости и насилия. Введение должности Уполномоченного по правам детей – один из первых шагов в оказании помощи в решении данной проблемы.
Основной функцией Уполномоченного является осуществление независимого контроля за соблюдением прав. Суть данной деятельности заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей. Как показывают современные психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей школьного возраста, вызывают отчаяние их слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие результаты на занятиях. Хотя еще французский писатель-моралист Ж. Жубер в свое время утверждал: «Детям больше нужен пример для подражания, чем критика».
Родители нередко не знают, как вести себя в трудных ситуациях, но используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя. Основными целями и задачами Уполномоченного являются оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений детей с родителями в конфликтных ситуациях.
По поступившим обращениям проводятся соответствующие проверки, и оказывается максимальное содействие в восстановлении нарушенных прав несовершеннолетних, если таковые нарушения имели место. Уполномоченный по правам ребенка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей, где бы она ни имела место: в семье, в школе, на улице и т.д. Данная должность в образовательном учреждении введена в структуру органов общественного управления образовательного учреждения в целях усиления гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса, а также восстановления их нарушенных прав. Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах.
Основными целями и задачами, которые ставятся перед уполномоченным, являются:
1) Полное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
2) Оказание помощи в конфликтных ситуациях, в регулировании взаимоотношений родителей (законных представителей) с детьми;
3) Обеспечение взаимодействия обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав;
4) Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса через занятия, игры, сценарии театрализованного представления, анкетирование, подготовку и проведение консультаций для учителей и родителей.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Так, лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинство родителей не воспринимают, как нарушение его прав. Только половина родителей понимает, что, уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав детей, унижение их достоинства – вполне реальное явление. Нарушения прав детей достаточно часто встречаются также и в образовательных учреждениях при превышении своих полномочий учителями, которые всячески стараются унизить, оскорбить ребенка, а иногда и применить физическое воздействие, если ученик не желает выполнять требования, предъявляемые к нему при выполнении поставленных задач педагогом. Чаще всего учителя намеренно занижают оценки, тем самым подрывая уверенность ребенка в себе, а также способствуя развитию у него различных комплексов.
Примеров нарушений прав можно приводить множество. Подобные возникающие проблемы разные и зависят от различных факторов. Для правильной и грамотной реализации поставленных задач решения
Уполномоченный по правам детей имеет право:
1. Посещать уроки, родительские собрания, заседания педагогического совета или иных органов самоуправления образовательного учреждения, совещания, проводимые руководителем образовательного учреждения;
2. Получать пояснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
3. Проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления образовательного учреждения, администрацией образовательного учреждения проверку фактов нарушения прав участников образовательного процесса;
4. Заниматься решением проблем по собственной инициативе при выявлении фактов грубых нарушений прав участников образовательного процесса;
5. Пользоваться помощью участников образовательного процесса при решении вопросов, относящихся к его компетенции;
6. Вносить рекомендации (письменные и устные) администрации, педагогическому совету, органу самоуправления образовательного учреждения, предлагать меры для разрешения конфликта;
7. Представлять свое мнение, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам, по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав участников образовательного процесса педагогическому совету или иным органам самоуправления образовательного учреждения и администрации образовательного учреждения.
Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными конфиденциальные сведения о частной жизни других лиц без их письменного согласия. Уполномоченный обязан рассматривать только те обращения участников образовательного процесса – обучающихся, педагогических работников, родителей (или законных представителей несовершеннолетних), – которые касаются нарушения их прав, связанных с осуществлением образовательного процесса. На эту должность может быть выбран педагогический работник соответствующего образовательного учреждения: учитель, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, а также родитель (законный представитель несовершеннолетнего), как участник образовательного процесса. В конце учебного года школьный уполномоченный представляет совету школы, педагогическому совету доклад о проделанной работе за учебный год. В адрес Уполномоченных поступает большое количество обращений по вопросам разъяснения прав и обязанностей участников образовательного процесса, защиты их прав и достоинства. Наибольшее количество обращений принадлежит учащимся. Мониторинг обращений, проводимый на протяжении ряда лет в образовательных учреждениях, показал, что ситуация меняется в лучшую сторону.
С каждым годом уменьшается количество обращений, связанных с внутренними конфликтами, и увеличивается количество консультаций по правовым вопросам. Таким образом, это влечет изменения самой школьной среды: переключение на конструктивность в решении конфликтов, повышение интереса участников образовательного процесса к правовому образованию. Деятельность Уполномоченных способствовала не только защите прав несовершеннолетних, но и улучшению психологического климата в учреждениях в целом, уменьшению числа правонарушений среди подростков, развитию инновационных форм правовой работы и, как следствие, повышению правовой осведомленности. Дети, родители и педагоги в большей степени осознали, что закон – не цель, а средство для развития толерантных отношений.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex.ru
|