системное
чередование нагрузок и отдыха.
Предварительная работа: беседа о временах года, просмотр фильмов о временах
года, прослушивание аудио-энциклопедии, настольные дидактические игры в
командах рисование детей на тему
«Времена года», проигрывание сказок-шумелок Е. Железновой.
Оборудование и материалы: ИКТ, слайды по временам года, фильмы, аудиокниги, картинки птиц, карточки «4-й лишний», разрезные картинки,
аудиодиски Е. Железновой, панно с буквами, настольные дидактические игры.
Цель совместной работы:
тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной
деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие
ребенка.
Задачи:
– обозначить основные направления
взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
– разработать систему работы логопеда и
психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающую
повышение уровня профессиональной компетентности и овладение интегрированными
способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Принцип взаимодействия:
–
системность;
–
комплексность;
–
соответствие возрастным и индивидуальным
возможностям;
–
постепенность и системность;
–
индивидуализация темпа работы.
Сценарий
занятия по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного
возраста
Примечание: авторами данной
статьи – педагогом-психологом и учителем-логопедом – была проведена
длительная работа по формированию временных представлений в группе
компенсирующей (логопедической) направленности. Данное мероприятие было
представлено на ММО в качестве заключительного (итогового) занятия и с целью
показать пути взаимодействия специалистов и полученного результата. Поэтому при
проведении мероприятия участвовали два человека – педагог-психолог и
учитель-логопед. Первую часть (до дыхательной гимнастики) вела
педагог-психолог, вторую часть – учитель-логопед, игру мы проводили совместно.
Для удобства восприятия в описании мероприятия оставлено общее наименование –
ведущий.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Дети
заходят в зал и становятся в круг. Сначала передают мяч по кругу и называют
свое имя и фамилию. После этого повторяют за ведущим движения и слова:
–
Здравствуй лес, прекрасный лес!
Полный
сказок и чудес
Ты
о чем шумишь листвою
Ночью
темной, грозовою,
Кто
в глуши твоей таится,
Что
за зверь, какая птица?
Только
в лес мы вошли
Налетели
комары,
Дальше
по лесу шагаем
И
медведя мы встречаем
Снова
дальше мы идем –
Перед
нами водоем.
Прыгать
мы уже умеем.
Прыгай
дружно, веселее.
Раз-два,
раз-два,
Позади
теперь вода.
Ветер
дует нам в лицо,
Закачалось
деревцо.
Ветер
тише, тише, тише.
Деревцо
все выше, выше.
Вот
закончилась игра,
Заниматься
нам пора.
Дети садятся на
стульчики.
В
е д у щ и й. Ребята, угадайте, о чем этот ребус. (Читает стихи).
У
матушки-природы
Весь
год – дела, дела…
Хотя
в ее-то годы
И
отдохнуть могла!
По
расписанью строго
Живет
она давно,
А
времени немного,
А
дел – полным-полно.
На экране появляется
ребус-картинка «Времена года».
Д
е т и. Это времена года: осень, зима, весна
и лето
В е д у щ и й. Верно. И сейчас мы узнаем,
о каком времени года идет речь. (Ведущий
загадывает загадки. На экране появляются картинки с изображением времен года).
Утром
мы во двор идем –
Листья
сыплются дождем,
Под
ногами шелестят
И
летят, летят, летят...
Д е т и. Осень. (На экране картинка – «Осень»).
В е д у щ и й. Правильно. Почему вы
решили, что это осень?
Д е т и. Потому что листья желтые на
деревьях, много опавшей листвы, туман.
В е д у щ и й. Назовите первый месяц
осени. (На экране картинки).
Д е т и. Сентябрь.
В е д у щ и й. Скажите, что делают
взрослые люди в сентябре?
Д е т и. Собирают урожай: овощей,
фруктов и делают из них заготовки
В
е д у щ и й. Какой месяц наступает после сентября?
Д
е т и. Месяц октябрь.
В
е д у щ и й. Что происходит в октябре?
Д
е т и. Много дождливых дней, листья окрашиваются в разные цвета, птицы улетают
в теплые края.
Д
е т и. Весной. (На экране картинка – «Весна»).
В
е д у щ и й. Что происходит весной?
Д
е т и. Весной солнце начинает согревать землю, снег тает, на крышах появляются
сосульки, на реке тает лед, появляются проталины и первые цветы, прилетают
птицы.
В
е д у щ и й. Почему первый весенний цветок называется подснежник? (Ответы детей). Назовите третий весенний
месяц.
Д
е т и. Май.
В
е д у щ и й. Назовите первый весенний месяц.
Д
е т и. Март.
В
е д у щ и й. Какой месяц находится между ними?
Д
е т и. Апрель.
В
е д у щ и й. Весной все звери готовятся к спячке?
Д
е т и. Нет, весной звери просыпаются.
В е д у щ и й. В какое время года бывают
месяцы – июнь, июль, август?
Д е т и. Летом. (На экране картинка – лето).
В е д у щ и й. Это летом девочки и мальчики надевают теплые шубы,
шапки, сапоги и отправляются кататься на санках?
Д е т и. Нет. Одеваться тепло и кататься
на санках нужно зимой. А летом дети одеваются
в легкую одежду.
В е д у щ и й. Скажите, за что дети
любят лето?
Д е т и. Летом поспевают ягоды –
клубника, смородина, земляника. Лето – жаркое время года, можно купаться,
загорать, много гулять и т.д.
В е д у щ и й. Скажите, а в какое время
года самые длинные дни и самые короткие ночи?
Д
е т и. Летом.
В е д у щ и й. Посмотрите какие загадки
вам прислали ученики «Лесной школы». (На
экране картинка). Что тут лишнее?
Д е т и. Радуга – явление природы,
потому что другие картинки – это времена года.
В
е д у щ и й. Весна – время года, это – месяцы.
Д
е т и. Это месяцы, а другие – дни
недели.
В
е д у щ и й. Сейчас мы поиграем в игру «Мешочек». (Дети из мешочка достают карточки с вопросами о временах года).
Физкультминутка
«Времена года»
(музыка
Е. Железновой)
Весной
цветочки вновь расцветают,
И
с юга птички к нам прилетают.
А
летом солнышко ярко светит,
И
целый день играют дети.
А
осенью растут грибочки,
С
деревьев падают листочки.
Зимой
на улице мороз
Нам
щиплет пальчики и нос.
В
е д у щ и й. Какой у нас следующий месяц (зима или декабрь).
В
е д у щ и й. А сейчас у нас дыхательная гимнастика.
(Дети
выполняют упражнения.)
В
е д у щ и й. Давайте поиграем в словообразование. Подберите слова к слову
«снег».
Д
е т и. Снегурочка. (На экране картинки к
словам). Снеговик, снежок, снегопад, снежинка, снегокат, снегирь.
В
е д у щ и й. Молодцы!
(На
экране появляются картинки-подсказки).
В
е д у щ и й. Холод …
Д
е т и. Холодная.
В
е д у щ и й. Мороз…
Д
е т и. Морозная
В
е д у щ и й. Снег…
Д
е т и. Снежная.
В е д у щ и й. Что это за интересные
картинки? (На экране появляются шесть явлений природы, проводится игра
«Явления природы»).
Рефлексия
В е д у щ и й. Вам понравилось занятие?
–
О чем мы с вами говорили?
О т в е т ы д е т е
й. Мы говорили про времена года, про месяцы. Времена года сменяют друг друга в
строгой последовательности. Каждый месяц приходит в свой черед, время нельзя повернуть назад.
Ритуал прощания
В
е д у щ и й. Уходя, обернись на прощанье.
Что
ты должен сказать?
Д
е т и. До свиданья! (Дети выходят из зала).