Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
06.05.2024
03:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Морева Н.Е.,Гнусина С.В.Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста
17.12.2013, 16:53

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4(2013)


ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения целесообразно осуществлять в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта.

Задача педагога заключается не только в том, чтобы дать детям определенную сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни, создать условия для превращения требований, предъявляемых взрослым, в осознанные мотивы детского поведения.

Прежде чем планировать воспитательный процесс, надо определить уровень представлений об этических правилах у каждого ребенка. При этом можно использовать различные методы и приемы. Например, беседу по сюжетным картинкам, в которых нравственная коллизия не решена до конца. В ситуации выбора ребенок, используя свои знания о правилах поведения и личный опыт, решает, как поступят персонажи.

Для дошкольников (особенно младшего и среднего возраста) очень действенным является преподнесение правил поведения персонажами кукольного театра. Такой прием формирует оценочные отношения детей не только к поступкам других, но и к своим собственным. Например, к ребятам обращается Петрушка: «Сейчас я расскажу, как поступают некоторые дети, а вы будете оценивать их действия: если понравятся – хлопайте, если не понравятся – сидите молча». Затем Петрушка выясняет, почему дети так реагировали, какими правилами они руководствовались.

Чтобы достичь единства представлений о том, как надо себя вести, с конкретным поведением ребенка, можно использовать игры-инсценировки типа: «Кукла Катя пошла в гости», «Кукла Катя заболела», «Обед и дневной сон в лесном детском саду», «Винни-Пух пошел в гости к Кролику».

Особое внимание в работе по нравственному воспитанию следует уделять тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. Важно не только оценивать поведение с токи зрения нарушения того или иного правила, но и обосновывать оценку, разъяснять результаты поведения.

Осознанию морально-этических норм способствует решение детьми проблемных ситуаций, оканчивающихся вопросами: «Кто поступил правильно?», «Как поступили бы вы?».

В старшем дошкольном возрасте возникает необходимость систематизации тех представлений о нормах поведения, которыми ребенок уже овладел. Этому способствуют этические беседы, во время которых, опираясь на определенный моральный опыт, дети сравнивают, сопоставляют действия литературных героев со своими собственными, выделяют из жизненных ситуаций образцы поведения, делают первые обобщения, выводы о последствиях поступков.

При воспитании культуры общения нельзя недооценивать великую силу художественного слова.

Используя литературные приемы, писатели побуждают ребенка действовать вместе с персонажами, сравнивать свои поступки с их поступками, делать моральный выбор.

Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. Так, в роли водителя автобуса ребенок не только продает «талоны», объявляет «остановки», но и старается быть внимательным к «пассажирам»: поджидает на остановке бегущих к автобусу, объясняет, где лучше выйти.

В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения.

Предлагаем вашему вниманию примерный конспект занятия по воспитанию культуры общения у дошкольников с использованием игровых и проблемных ситуаций.

Урок вежливости в Школе игрушек

(средняя группа)

Цели:

формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;

– развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников;

– развивать связную, интонационно выразительную речь.

Материал: игрушки (на каждого ребенка) посажены или положены на стулья, стоящие вдоль стен зала; большой игрушечный медведь и книга, спрятанные в коробке (за ширмой); шапочки петушка и птички (для инсценировки)

Х О Д   З А Н Я Т И Я

В о с п и т а т е л ь (подводит детей к закрытым дверям зала). Мы уже не раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас сегодня на такой урок в Школу игрушек.

Воспитатель проводит детей в зал; подходя к каждой игрушке, берет ее в руки и от ее имени приветствует детей: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Проходите, пожалуйста!», «Располагайтесь поудобнее!».

В о с п и т а т е л ь. Утро в Школе игрушек мы начнем с необычной зарядки: ученикам школы надо вспомнить вежливые слова. Я предлагаю каждому из вас выбрать понравившуюся игрушку, встать около нее и, представив себя в роли этого персонажа, отвечать на мои вопросы.

Дети занимают места возле игрушек, воспитатель задает вопросы.

– Зайчик, что нужно сказать, если обращаешься к кому-нибудь с просьбой?

– Белочка, какие слова благодарности ты знаешь?

Педагог обращается к каждому ребенку, хвалит за правильный ответ, затем предлагает детям присесть на стульчики.

В о с п и т а т е л ь. Сейчас я познакомлю вас с медведем, которому учение в Школе игрушек дается нелегко.

Приносит из-за ширмы коробку и достает из нее игрушечного медведя, говорит за него.

М е д в е д ь. Я все могу – могу плясать

И рисовать, и петь,

Могу стоять на голове,

До Марса долететь,

Могу допрыгнуть до Луны,

Могу найти алмаз,

Могу я даже видеть сны,

Не закрывая глаз…..

Могу я целый день не врать.

Могу… но не хочу!

В о с п и т а т е л ь. Вам понравился рассказ медведя? Хотите с ним дружить? Почему? (Ответы детей). Правильно, слушать хвастунов неприятно. Скромные люди не будут хвалиться: «Я сделал лучше всех!» Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:

Мишка злым сегодня был.

Оттолкнул братишку

И сестренке нагрубил,

И уткнулся в книжку.

(Мишка «отворачивается», «закрывает» морду книгой).

– Как можно назвать такого мишку? Правильно, грубиян.

М и ш к а. Ребята! Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать!

В о с п и т а т е л ь. Давайте поможем медведю, расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым. (Рассуждения детей, которые воспитатель резюмирует). Совершенно верно, вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться, уступать друг другу. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, просит прощения.

М е д в е д ь. Я понял, это очень плохо – быть хвастливым, грубым… А еще каким?

В о с п и т а т е л ь. Сейчас я расскажу, что произошло в одном детском саду. А ты, мишка, подумаешь и ответишь, как называют людей, которые поступают, как девочка Маша, и как бы ты поступил на ее месте.

Принесла сегодня Маша

Длинношеего жирафа.

Целый день с жирафом этим

Поиграть хотели дети:

Он бы был подъемным краном,

Угостился бы бананом.

Чтоб жирафчик мог поспать,

Приготовили кровать.

Но взяла в охапку Маша

Длинношеего жирафа,

Утащила в уголок,

Чтоб никто отнять не смог.

М е д в е д ь. Вот так Маша! Вот так жадина! Никогда я так делать не буду. Я так никогда делать не буду. А как бы вы поступили ребята? (Ответы детей).

В о с п и т а т е л ь. Теперь проверим, нет ли в нашей группе жадных детей. (Читает стихотворение Э. Мошковской «Жадных нет»).

Медведь благодарит детей за интересный и полезный урок в Школе игрушек.

Дети желают ему быть вежливым, добрым и скромным.

Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin
Просмотров: 1176 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz