ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Нифака Ирина Ивановна – воспитатель МБДОУ д\с № 30 «Ладушки» Щелковского муниципального района Московской области. Педагогический стаж – 9 лет. 1-я квалификационная категория. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
родительское собрание в ДОУ
Примечание: проведение родительского собрания было приурочено к празднику Светлой Пасхи и Дню Земли. Старшая группа. Русь – необъятная, добрая, щедрая, Непобедимая и милосердная, Гостеприимная и хлебосольная, Русь – православная и колокольная, Многоголосая и многоликая, Сильная, стойкая, в общем – ВЕЛИКАЯ!
План родительского собрания
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Формировать знания о христианском празднике Пасха. Увлечь яркостью, красотой, задором, мудростью устного народного творчества. Развивать у детей коммуникативные навыки, диалогическую речь при помощи театрализованной деятельности. Воспитывать интерес к народному творчеству, желание творить самим.
Предварительная работа
1. Разместить информацию в уголке для родителей о народных традициях; о Светлом Христовом Воскресении; о символах, которыми расписывают пасхальные яйца; о том, как научить детей любить природу и все живое. 2. Провести анкетирование родителей «Что значит вырастить счастливого человека?» 3. Разместить информацию для родителей на доске объявлений о родительском собрании. 4. Написать приглашение на собрание каждой семье. Изготовить их в виде конструкции или аппликации. 5. Оформить выставку детского рисунка к этому празднику. 6. Оформить красочные благодарности за успехи в воспитании детей. 7. Подготовить материал для изготовления пасхальных конструкций из яиц и соломы. 8. Родители заранее разучивают текст для игры в гости.
Х О Д С О Б Р А Н И Я
Действие происходит в группе, родители сидят за столами, накрытыми расписными рушниками, в центре – самовар.
I часть. Вступительная беседа о празднике Пасхи
1. Вступительное слово педагога в роли Сказочницы.
Приветствие. Цитируется высказывание академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, литературе, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
II часть. Путешествие
1. «Субботея». Под музыку входят дети в русских народных костюмах (девочки в сарафанах, мальчики в косоворотках) и исполняют русскую народную песню «Субботея» в сопровождении ансамбля баянистов из школы искусств.
2. «Путешествие». Сказочница приглашает детей на праздник, и они отправляются в сказочное путешествие, где их ждут интересные приключения и различные препятствия. Путешествие построено на детском фольклоре, который способствует развитию связной и диалогической речи.
Обращение детей к Сказочнице.
Д е т и. Бабушка, бабушка, в гости пора!
С к а з о ч н и ц а. На чем ехать-то, детушки?
Д е т и. А ты на рогоже!
С к а з о ч н и ц а. На рогоже негоже!
Д е т и. А ты в лукошке!
С к а з о ч н и ц а. Вывалюсь по дорожке!
Д е т и. Привяжись ремешком!
С к а з о ч н и ц а. Нет уж, лучше пойду пешком!
Д е т и. А, может, поедем?
С к а з о ч н и ц а. Тогда на автобусе. Артикуляционная гимнастика Осторожно, двери закрываются. «Ш-Ш-Ш…». («В автобусе» Е. Карганова).
С к а з о ч н и ц а. Я сказала: «Извините».
Д е т и. Мне сказали: «Извиняем!»
С к а з о ч н и ц а. Я сказала: «Разрешите?»
Д е т и. Мне сказали: «Разрешаем!»
С к а з о ч н и ц а. Я сказала: «Всем спасибо! Мне сойти, пожалуй, надо». Все чему-то улыбались, Мне сойти помочь старались, И чему-то были рады. Перед детьми поляна. Пальчиковая гимнастика «На поляне дом стоит»
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ
На поляне дом стоит. Руки детей соединяются над головой домиком.
Ну, а к дому путь закрыт. Руки соединяем крест-накрест на груди.
Мы ворота открываем, Пальцы рук соединяем вместе перед грудью и разводим плавно в стороны. Всех вас в домик приглашаем. З
азываем в гости кистями рук.
С к а з о ч н и ц а. Это дом дяди Якова. Русская народная игра «Как у дяди Якова» В сопровождении русской народной песни дети встают в круг, любой из детей – дядя Яков; дети идут по кругу со словами и выразительно показывают все то, о чем говорят.
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ
Как у дяди Якова было семеро детей, Идут по кругу.
Было семеро детей, было семь сыновей!
Вот с такими ушами, вот с такими глазами, Показывают.
Вот с такой головой, вот с такой бородой.
Они не пили, не ели, друг на друга все глядели. Приседают, ладони рук под подбородком, покачивание головы из стороны в сторону.
И делали вот так! Повторяют движения за дядей Яковом.
Игру можно повторить еще раз.
С к а з о ч н и ц а. Вот мы и прибыли! Исполняется шуточное приветствие Два притопа, два прихлопа, ежики-ежики! Наковальня, наковальня, ножницы-ножницы! Побежали, побежали, зайчики-зайчики! Мы приветливо с улыбкой Скажем: «Здравствуйте! Здравствуйте!» Игра в гостей (с родителями по тексту И. Рахилло)
Р о д и т е л и. Здрасте, здрасте, мы вас ждали!
Д е т и. Намочило нас дождем.
Р о д и т е л и. Ожидали мы гостей!
Д е т и. Мы промокли до костей.
Р о д и т е л и. Где ваш зонтик?
Д е т и. Потеряли!
Р о д и т е л и. Где калоши?
Д е т и. Кот унес!
Р о д и т е л и. Где перчатки?
Д е т и. Скушал пес!
Р о д и т е л и. Это, гости, не беда, Заезжайте в ворота, Поднимайтесь на порог К нам на праздничный пирог!
III часть. Украшение пасхального яичка
Дети садятся за столы с родителями.
1. Рассказ воспитателя (Сказочницы) и одного из родителей о празднике Светлой Пасхи, о весеннем празднике всего живого – Дне Земли.
2. Дети читают стихи о весне и о Пасхе.
3. Совместное изготовление поделок детьми и родителями.
Родительское собрание завершается проведением «круглого стола» с чаепитием.
|