ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 4(2013) ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС
конспект занятия в старшей логопедической группе
Цель: обобщить знания детей о грибах,
ягодах, деревьях.
Задачи:
Обучающие:
-
Закреплять умение детей образовывать относительные прилагательные;
-
закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением;
-
закреплять умение согласовывать числительное с существительным;
-
продолжить знакомить детей с понятием «родственные слова».
-
обогащать словарный запас по теме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей слуховое и речевое внимание,
общую моторику, артикуляционные движения, фонематическое восприятие;
-
работать над развитием правильной воздушной струи при длительном выдохе;
-
развивать чувство ритма и темпа, пространственной ориентации, координацию
движений, умение координировать речь с
движением, развивать речевые и мимические движения, мелкую моторику руки;
-
развивать воображение, мышление, память, внимание.
Воспитательные:
-
воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать эстетические чувства на
материале занятия.
Оборудование:
Магнитофон,
листья: кленовые, берёзовые, дубовые, осиновые, липовые, рябиновые; шишки:
еловая, сосновая; муляжи грибов, корзина, баночки с вареньем и компотом,
трафареты баночек, подносы с разноцветными кругами, карандаши, трафареты
листьев, угощение для детей, несколько ёлок и берёз.
Предварительная работа:
Беседа
о ягодах, грибах, деревьях; наблюдения на прогулке (рассмотреть деревья,
растущие на территории детского сада определить с какого дерева лист, листопад);
чтение и заучивание стихов об осени по схемам; обведение, штриховка трафаретов.
I Организационный момент.
Логопед:
Мы сегодня с вами отправимся на прогулку в осенний лес.
Одеваемся.
Оденем сапожки, куртки, шапки (имитация движений). Закроем глаза. Музыка
перенесёт нас в осенний лес.
Начинается
сказка осенняя тихо,
Она
ходит по лесу, как будто лосиха,
Не
видать, не слыхать, как идёт за ветвями,
Но
за ней мы с тобой поторопимся сами.
Звучит
музыка «Осень».
_Фея
леса: - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть у себя в лесу!
II Основная часть.
1.
–Какие звуки можно услышать в лесу? (Поют птицы, шумит ветер, шуршат листья под
ногами, скрипят деревья).
Мы
разбрелись по полянке, как позовём друг друга? (Ау!)
Пробежала
мышка и запищала. Как мышка пищит? (И-и).
Заухал
филин. (Ух-ух).
Где-то
мишка рычит? (Э-э).
Ветер
сильный завыл.(У-У).
Ёжик
пробежал и зафыркал. (Ф-ф-ф).
2.
–Мы на лесной поляне вся поляна усыпана листьями. Так красиво вокруг. Погода
замечательная. Хочется почитать стихи об осени.
Чтение
стихотворения с движением.
Ходит
осень по дорожке,
Промочила
в лужах ножки.
Льют
дожди, и нет просвета,
Затерялось
где-то лето!
Ходит
осень, бродит осень,
Ветер
с клёнов листья сбросил.
Под
ногами коврик новый
Жёлто-розовый
кленовый.
3.
Прогуляемся по поляне и соберём листочки, кому какие нравятся.
Дети
собирают листья.
-
Присядем на пенёчки и рассмотрим свои листочки.
-У
тебя с какого дерева лист? (У меня лист с клёна).
-Если
лист с клёна, какой это лист? (это кленовый лист).
-
Лист с берёзы…
-лист
с осины…
-лист
с липы..
-лист
с дуба…
-лист
с рябины…
-
А я под сосной нашла шишку? Какая это шишка? (Шишка сосновая).
-А
эту шишку я нашла под ёлкой. Какая это
шишка? (Это еловая шишка).
4.
На осенней полянке хочется поиграть. Давайте поиграем с вашими листочками.
Сочетание
движения с речью.
Ветер,
ветер, ветерок,
Поиграй
со мной дружок.
Ты
листочки покачай,
С ними вместе полетай.
5.
Выработка сильной воздушной струи.
- Подуем на листочки силно-сильно.
Получился листопад.
6.
–Разворошили мы листочки, а под ними посмотрите что.
Дети
находят грибы.
-Соберём
грибы в корзинку.
-Какой
гриб ты нашёл? ( Я нашёл подберёзовик, подосиновик и т. д.)
-Все
ли грибы мы собрали ? (Нет).
А
почему оставили такой красивый гриб с красной шапкой в белых горошках? ( Это
мухомор – он ядовитый).
-
Какие ещё грибы мы не собрали? ( Мы не собирали поганки).
-
Если мы с вами собирали грибы, кем мы были? ( Мы были грибниками.)
-А
место, где растёт много грибов, как мы назовем? (Грибное место.)
-Чтобы
ещё раз здесь выросли грибы, надо собрать их аккуратно и не повредить что…
(грибницу).
7.
–Мы набрали много грибов. Посчитаем, сколько в корзине подосиновиков,
подберёзовиков, лисичек, опят)
В
корзине 5 белых грибов, две лисички, один подберёзовик, 3 опёнка и т. д.
-Какие
красивые грибы, так и хочется назвать их ласково.
-Как
мы их назовём? (Грибочки).
-А
этот подосиновик? (Подосиновичек).
_А
этот подберёзовик? (Подберёзовичек). И т. д.
-Ребята,
что мы приготовим из грибов? (Грибной суп).
Помогите
мне подобрать похожие слова к слову гриб. (Грибок, грибник, грибной, грибница.)
-Если
слова звучат похоже и имеют что-то общее в значении, как мы называем такие
слова? (Родственные слова).
_
Что мы сегодня ещё собирали? (Мы собирали листья).
-
Подберите родственные слова к слову лист. (Листок, лиственный, листопад).
8.
–Летом в лесу было много ягод. Какие ягоды росли в лесу летом?
(Черника,
брусника, земляника, клюква, малина).
-Посмотрите,
я собрала летом ягоды, и вот что из них приготовила.
-Здесь
компот. Какой компот в этой банке? (черничный компот).
-Какое
варенье здесь? (Земляничное варенье).
Какой
морс сварили? (Сварили клюквенный морс).
-
А в этом печенье начинка из малины. Какая это начинка? (Начинка малиновая).
Ягод
было очень много, и я хочу ими поделиться с вами. Приглашаю вас на свою лесную
кухню.
-Вы
будете варить компот и варенье. На подносах ягодки.
У
кого большие баночки, тот варит компот. У кого маленькие- варенье. Разложите
ягоды по баночкам.
-
Какое варенье ты сварил? (Я сварил малиновое варенье.)
-
Какой компот получился у тебя? (У меня черничный компот).
9.
– Вам понравилась наша прогулка в осенний лес?
Но
скоро не будет пёстрых красивых листьев, а мне хочется, чтобы этот ковёр
остался на память. Сделайте для меня, пожалуйста, ковёр из осенних листьев.
-Заштриховать
листочки по трафарету. Вспомнить, у кого какой листок. Какого цвета он будет.
Готовые
работы прикрепить на доску.
-
Вот и получился наш ковёр из пёстрых листьев, я заберу его с собою в лес.
III - Вы были молодцы, и я хочу угостить вас печеньем с
малиновой начинкой.
|