Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.05.2024
08:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Павлищева Н. А. Сказкотерапия в опыте работы со старшей и подготовительной группами ДОУ
04.12.2013, 00:55

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГО" 4 (2013)


СКАЗКОТЕРАПИЯ В ОПЫТЕ РАБОТЫ СО СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППОЙ


Раннее выявление и эффективное развитие творческих способностей детей является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики. Использование склонности старших дошкольников к придумыванию различных сказок и историй составляет ресурс не только для стимулирования их речевой деятельности, но также имеет большое значение для умственного и эстетического развития личности ребенка.


Каждый ребенок любит сказки, любит слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако сказка это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности малыша. Использование сказки позволяет использовать множество методов, которые помогают пополнить словарный запас малыша, научить его выражать эмоции.


Предлагаю коллегам познакомиться с тем, как в повседневной практике занятий реально применять сказочные образы для личностного развития детей-дошкольников. Наблюдения за результатами развития проходили в несколько этапов, связанных с возрастной переодизацией.


1-й этап (для детей 4-5 лет)


С детьми были проведены занятия с использованием метода придумывания продолжения и завершения рассказа. Детям был предложен фантастический гриб, который сначала каждый из них самостоятельно нарисовал. А потом они устно «дорисовали» свою историю-сказку об этом герое. Каждый индивидуально продиктовал мне придуманный сюжет. Вот так дети создали свою первую сказку.


Придуманные истории были очень характерны для каждого отдельного ребенка. Например,  девочка, рано повзрослевшая, «писала» совсем даже недетскую историю о грибе, который позвал своих  друзей, чтобы всех зверей накормить. У мальчишек некоторые истории были о героях, принцах, которым гриб помог совершить подвиг ради принцессы. Другая девочка, очень позитивная, устроила для гриба праздник с шарами и салютом. Многие из детей посчитали, что если гриб волшебный, то он должен исполнить три желания, которые тоже были разными. Иногда, спустя время, читая эти сказки, можно угадать их авторов: так они показательны были для каждого.


2-й этап (6 лет)


Детям было предложено сначала нарисовать и сочинить свою сказку. А затем рассказать ее. Потом все дети охотно участвовали в демонстрации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев.


Таким образом сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь. Одновременно они делают  возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным, а благодаря этому более доступным для воздействия.


Это дает богатейший материал для диагностики детских представлений, о психологическом состоянии ребенка. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание позволяет выявить  спонтанные эмоциональные проявления малыша, которые обычно внешне не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.


Рисуя, ребенок воплощает все, что его волнует, свои чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого ощущения, которое его беспокоило.


Для рисования лучше всего использовать цветные карандаши или гуашь.


Также наряду с сочинением и созданием сказок-книжек с детьми я занималась изготовлением кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления поделки. Мы начинали с простейших изделий, скажем, зайчик из куска ткани. Позже это были куклы кукла из ниток, кукла из чулка и тряпичная кукла. Любое изготовление куклы это своего рода медитация, самодельные игрушки в данный момент исполняют роль тех объектов, на которые смещаются создание и эмоции дошкольника. Манипулирование поделкой приводит к осознанию проблемы, размышлению над нею и поиску решения, это позволяет снять напряжение. Сделанная ребенком кукла оживала и начинала действовать капризничать или, наоборот, радоваться, а дети придумывали, как же ее успокоить или развеселить. Много проблем в поведении ребенка можно решить игрой с куклой, которую сделали дети.


Перечислю типовые приемы  для работы по созданию сказки в старшей и подготовительной  группах:


1. «бином фантазия» (Примечание: бином – двучлен). Сочинение строится на подборе двух слов-существительных. Одно слово называет, например, взрослый, а другое придумывает ребенок. Они могут быть совершенно далекими по значению. Ребенок пытается соединить их, включив в рассказ.


2. «Что было бы, если…» (например, «стол заговорил»). Дети придумывают продолжение фантастической истории, в которой приписывают одушевленные черты неодушевленному предмету.


3. «Сказки наизнанку» (например, «злой колобок» или «добрый волк»). Дети придумывают сказочные фантастические события и поступки, характерные для этого героя.


4. «Ребенок – действующее лицо» (например, ребенок колобок).


Использование в работе воспитателя всех этих приемов и кукол, сделанных  своими руками, раскрепощает детей, развивает их творческие способности, убирает страхи и другие психологические проблемы, развивает интерес к сказке.


Дети наперебой хотят рассказать, что они заметили в окружающей их природе (снег, пушинку), и придумывают новую сказку. И при этом их жизнь становится интересней и разнообразней.


Приведу примеры сочиненных детьми авторских сказок.


  1. Поросенок, зайки и медведь


«Жил-был поросенок Хрюлибусичка. Встретил Зайку-побегайку.


Давай поиграем в салки, – сказал поросенок.


Не умею, – сказал зайка. Я только прыгать умею.


Навстречу идет медведь.


Я поставлю мед, кто первым добежит, тот и выиграл. И съест мед.


Победил поросенок, и ему дали мед».


  1. Принцесса и Добрыня


«Жила-была принцесса Настасьюшка. Пришел Добрыня и постучался в дом. Прикатился к ним колобок. Они тоже пустили его в дом. Потом постучалась бабушка, и ее пустили. Стали все вместе жить дружно».


  1. Девочка и сова


«Жила-была девочка, друзей у нее не было. Только сова. Утром девочка веселилась, а сова не понимала, почему ей так весело: ведь солнце это плохо. Девочка взяла сову домой и посадила на балкон. И вместе они жили дружно».


Буду рада, если кто-то из педагогов данные педагогические приемы возьмет на вооружение.




 



Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin
Просмотров: 1693 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz