ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Петрова Анна Николаевна - учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ № 8 «Крепыш» г. Балашиха Московской области. Педагогический стаж – 37 лет. Заслуженный работник образования Московской области. Член Экспертной аттестационной комиссии Московской области. Руководитель методобъединения воспитателей логопедических групп. Награждена рядом Похвальных грамот. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ТРИЗ
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Серьезным подспорьем в развитии речи способна стать наглядность. Так, великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».
Не меньшую роль в развитии речи играет картинка, созданная воображением самого ребенка, и его рассказ об этой картинке. Творческое рассказывание приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется для перехода к новой ведущей деятельности – учебе. Важнейшим средством, подготавливающим детей к творческому рассказыванию, являются традиционные упражнения, в которых используются пословицы, поговорки, метафоры, фразеологические обороты, загадки, скороговорки, потешки, частушки. А еще решить задачи развития речи проблемным методом сегодня позволяет ТРИЗ-педагогика. Аббревиатура ТРИЗ расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. В свое время ТРИЗ возникла как инженерная дисциплина.
Основатели ее – Альтшуллер Г.С., Альтов Г.И. и др. По данной технологии с дошкольниками проводится речевая работа, которая показала свою эффективность. Базой для нее стала деятельность кружка «Фантазируем, рисуем, сочиняем». Оказалось, что в работе по развитию речи, особенно в логопедических группах, необходимо активное участие родителей. Чтобы помочь ребенку усвоить определенный словарь и его грамматические формы в соответствии со своим возрастом, родители также должны овладеть определенными навыками.
Поэтому родителям предлагается система творческих заданий для занятий с детьми:
1.Учимся составлять загадки, ориентируясь на признаки предметов. Например: треугольная, оранжевая, твердая, хрустящая, сочная, сладкая, вкусная. (Морковь). 2.Фантазирование. На прогулке, наблюдая за «живыми» облаками, надо задуматься над тем, куда они плывут? Какие вести несут? Почему тают? О чем мечтают? О чем расскажут? Или «оживляем» ветер. Кто его мама? Кто его друзья? Какой характер ветра? О чем спорят ветер с солнцем?
3.Прием эмпатии. Ребенок представляет себя на месте наблюдаемого: А что, если ты превратишься в дерево? (кустик, цветок, утенка и т.д.) О чем ты думаешь, мечтаешь? Кого боишься? С кем бы подружился?
4.Проведение игр дома: – «На что похоже», «Дорисуй» (даются определенные элементы, а ребенок должен дофантазировать, что это). – Игра «Хорошо – плохо» (ищем противоречия в окружающем): наблюдая за ветром, снегом, дождем – что хорошо, а что плохо; что бывает осенью (летом, зимой, весной) хорошо, а что плохо и т.д.. – Игра «Наоборот».
Во время этой игры дети усваивают антонимы. Эти игры являются подготовительным этапом для последующего освоения детьми более сложного материала. Предлагаем вашему вниманию творческие опыты детей логопедической группы, которые занимались в кружке «Фантазируем, рисуем, сочиняем». В основе данной работы в первую очередь лежит интерес детей и наработанный ими определенный словарный запас. Рисунки на ладошке дают возможность ребенку раскрепоститься, войти в образ «писателя», что позволяет ему более свободно излагать материал.
Данный вид работы по составлению творческих рассказов и сказок, развитию воображения мы также предлагаем для использования родителями.
«Петушок».
Жил-был Петушок. У него был гребешок, похожий набольшую шляпу. Голова желтая с красненькой бородочкой; глазки кругленькие, розовенькие. Шея была рыжая. Петушок любил себя украшать. На шее у него фиолетовый, волнистый воротничок. Когда поднималось и просыпалось солнышко, Петушок поднимал свой клюв и кукарекал: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» Это означало: «Просыпайтесь, птицы! Просыпайтесь, дети! Просыпайся, травка-муравка!» (Настя Гурьянова).
«Желтый Жираф».
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Жираф. Там росли красивые цветы. На небе всегда была необычная радуга: красная, синяя и желтая с оранжевыми полосками. Всегда светило солнце. Жираф любил радугу. Он прятался за ней от жучков, бабочек и червячков, потому что шея у него была длинная и доставала до радуги. Радуге нравилось с жирафом играть. Однажды из нее полился золотой дождик прямо на жирафа. Жираф стал желтым, как солнце. (Олег Шакарьянц).
«Фиолетовый слоник».
Жил-был фиолетовый слоник. Он любил махать своим необычным хвостиком – метелочкой желтого-рыжего с черным цвета. И всегда носил свой красивый зеленый бантик. Он гулял по лесу, любовался природой. Весело бегал по зеленой лужайке и любовался солнышком, ярким и лучистым, и облаками. Они плыли медленно: первым – зеленое облако, за ним – розовое, и их догоняло желтое облачко. Фиолетовый слоник увидел впереди какой-то коричневый заборчик. Этот заборчик мог исполнить три желания. Слоник загадал первое желание, чтобы ему всегда было весело. А второе желание, чтобы никогда не кончалось лето, и третье, чтобы солнышко сияло и светило. Фиолетовый слоник жил долго и счастливо. (Катя Тимашова).
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|