Главная
Регистрация
Вход
Пятница
03.05.2024
12:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013

Рябинова О.А. Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста
20.02.2013, 21:25
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
 
Рябинова Оксана Алексеевна – воспитатель МБДОУ № 55 «Дюймовочка» г. Химки Московской области. Педагогический стаж – 23 года. Первая квалификационная категория. Приоритетное направление в работе: ознакомление дошкольников с окружающим миром с использованием поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования. Награждена Благодарственным письмом мэрии г. Химки, Похвальной грамотой комитета по образованию Г. Химки. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
ВОСПИТАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
Отличительная особенность познания мира в дошкольном детстве – его образный характер. В этом возрасте происходит бурное развитие восприятия, наглядно-образного мышления, воображения. Соответственно, и развивающиеся у детей познавательные способности относятся преимущественно к образному познанию. Ребенок, начиная обучение по школьной программе, должен приобрести ряд новых умственных качеств, необходимых школьнику. Для успешного усвоения школьных учебных предметов нужно уметь выделять существенное в предметах и явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, выделять сходное и различное, уметь находить причины явлений, рассуждать делать выводы. Все эти качества относятся к понятийному логическому мышлению. Школьное обучение в значительной мере построено на усвоении словесно сформулированных правил и их применения при решении разнообразных задач. Это опять-таки требует логического мышления.
 
В учебниках и рассказах учителя даются описания предметов, явлений, событий. Эти описания не допускают свободного истолкования. Чтобы правильно уловить их содержание, ученик должен иметь абсолютно точное и хорошо управляемое, активно воссоздающее воображение. Систематическое обучение в школе не может строиться на непроизвольном запоминании. Ведь ученик обязан запомнить весь учебный материал, а для этого ему необходимо владеть способами произвольного запоминания и, более того, приемами заучивания. Сразу бросается в глаза, что все эти качества превышают возможности старшего дошкольника. Их нужно специально воспитывать. Но чтобы такое воспитание стало возможным в шестилетнем возрасте, все умственное воспитание ребенка-дошкольника, начиная с трех лет, должно строиться с учетом требований, предъявляемых школьным обучением к умственному развитию детей. В воспитании мышления дошкольника основное значение имеют педагогические воздействия, направленные на развитие образного мышления, увеличение его ответственности и обобщенности, вооружение детей способами использования образных средств (наглядных моделей) для самостоятельного решения мыслительных задач. Образное мышление складывается в разных видах деятельности ребенка и становится основой усвоения им обобщенных знаний. Оно развивается, когда эти знания даются при помощи наглядных моделей, выдающих основные отношения тех областей действительности, с которыми знакомятся дети. При таком обучении к шести годам мышление детей приобретают высокую степень отвлеченности и обобщенности. Они умеют отделять главное от второстепенного, понимают, что все явления как-то связаны между собой, и что для решения любой мыслительной задачи нужно найти ту связь, которая в данном случае существенна, и отбросить все остальное.
 
От этого – один шаг до овладения принципами логического мышления, которое тоже основано на отвлечении и выделении связей, но только не наглядном, а чисто словесном. Если, пренебрегая особенностями мышления шестилетнего ребенка, пытаться сразу требовать от него логических рассуждений, то часть детей сумеет перестроиться, но другая часть будет испытывать трудности. И даже те дети, которые успешно усвоят новый вид мышления, многое потеряют: это произойдет за счет подавления образного мышления, отказа от него и в дальнейшем может привести к снижению творческих возможностей, преобладанию репродуктивного мышления. Развитие воображения идет в дошкольном детстве в направлении от преобладания воссоздающего воображения к преобладанию воображения творческого типа. Правильный путь – постепенное «разведение» воссоздающего и творческого воображения, приучение детей к тому, что в одних случаях можно и нужно фантазировать, придумывать свое, а в других следует строго придерживаться имеющихся указаний. Установлено, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы. Если не создать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, у него не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи.
 
Главное звено в умственном воспитании детей – формирование на базе полученных знаний элементарного обобщенного представления о том, что явления окружающей действительности подчиняются определенным закономерностям. Необходимо упорядочивать знания детей, учить их наблюдать и осмысливать явления природы, их закономерности, формировать умственную активность, стремление к познанию окружающей действительности. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Но особое значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей. В ряде исследований показано, что в среднем и старшем дошкольном возрасте оно приобретает значительную широту.
 
Одна из линий усложнения этого содержания может быть представлена как последовательное овладение детьми следующих основных отношений действительности:
1. часть – целое
2. предмет – предмет
3. предмет – система предметов
 
Известно, что овладение каждым типом отношений оказывает существенное влияние на становление и развитие основных форм детского мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, логического. Так, формирование у детей 2-3 лет обобщенных представлений, отражающих отношение «часть – целое», становится основой развития особых умений воспроизводить мысленно скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей. Иначе говоря, овладение данным отношением оказывает положительное влияние на становление и развитие наглядно-образного мышления дошкольников. Приблизительно с 4-х лет возможно формирование у детей умения рассматривать предметы в их взаимосвязи с целыми совокупностями других предметов, выступающих в качестве систем, внутри которых искомый предмет существует и функционирует.
 
Иначе говоря, объектом познавательной деятельности ребенка становится фундаментальное отношение «предмет – система предметов». Овладение детьми отношением «предмет – система предметов» значительно расширяет возможности их познавательной деятельности, оказывает существенное влияние на развитие поисково-исследовательской деятельности. При этом появляется возможность формирования принципиально нового способа экспериментирования с предметами (как реального, так и мысленного), который заключается в том, что обследуемый ребенком предмет последовательно включается им в различные системы предметов и поэтому может быть рассмотрен в разных аспектах, с разных сторон. Изложенные положения о предметном содержании мыслительной деятельности дошкольников позволили разработать логическую схему общей организации их познавательной деятельности: от выделения отдельных предметов к прослеживанию системы связи между предметами и далее к выделению отдельных свойств и качеств предметов с последующим их анализом в системе межпредметных и функциональных связей. Чрезвычайно важную роль в умственном развитии дошкольников играет ознакомление с изменением и развитием предметов и явлений. В процессе изменений, вызываемых естественными причинами или практическими действиями самого ребенка, предмет предстает в виде последовательных состояний, все более различающихся между собой. Предметная преобразующая деятельность самого ребенка в значительной мере определяет содержание и последовательность получаемой им информации об объектах, что существенно влияет на переработку этой информации, осуществляемую в процессе умственной деятельности. Иначе говоря, в ходе материального действия происходит активизация уже имеющихся у ребенка знаний и умственных действий, осуществляется их дальнейшее развитие и усвоение, т.е. их информация.
 
При этом мыслительные действия детей, направленные на понимание всех последовательных преобразований объекта, могут достигать значительной сложности. Внешние материальные действия обуславливают разнообразные и достаточно сложные мыслительные процессы (анализ и сопоставление различных состояний преобразуемого объекта), а также активизацию знаний детей, на основе которых происходит осмысление получаемой информации. Новое материальное действие может быть достаточно простым, а те психологические процессы, которое оно вызывает, их взаимодействие и результаты этого взаимодействия могут быть достаточно сложными и оказывать существенное влияние на умственное развитие детей.
 
Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у дошкольников творческого отношения к окружающему миру. Основные формы и методы обучения детей должны быть подчинены решению данной задачи. Особое значение при этом приобретают поиски новых эффективных методов, положительно влияющих на развитие умственной активности и самостоятельности дошкольников. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Играя, ребенок экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов, и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем на свете: какой глубины океан, как там дышат животные, почему в горах не тает снег, когда внизу растаял?
 
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шестилетний ребенок занят важной для него игрой, то он не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности. Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он также будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память является ведущим познавательным процессом. В самом деле, ребенок в дошкольном возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их. Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю оставшуюся жизнь человека. Представляю вниманию читателей разработки занятий по воспитанию познавательных способностей у детей дошкольного возраста. Конспект НОД «О свойствах воды» (средняя группа) Цели: познакомить детей со свойствами воды: прозрачностью, текучестью; уточнить и расширить знания о применении воды, развивать наблюдательность, познавательную активность. Материал и оборудование: чайник с водой, бокал, блюдца, мозаика, кубики.
 
Х О Д    З А Н Я Т И Я
 
 В о с п и т а т е л ь. Ребята, отгадайте, что у меня в чайнике: прозрачная и течет. Не знаете? Это вода. Я налью воду в бокал. Вы ее видите? Нет. А если сверху посмотреть? Ее видно. Теперь я в воду брошу мозаику. Посмотрите с боку, ее видно? Нет. А если сверху посмотреть? Мозаику видно, она лежит на дне бокала, и через воду мозаику видно, потому что вода прозрачная. Почему видно мозаику? Какая вода? Теперь сядем за столы. У вас на столах лежат блюдца. Каждому на блюдце я положу по кубику. Наклоните блюдца. Что вы видите? Кубик скатывается и форму не меняет. А сейчас уберите кубики, и я каждому налью на блюдце немного воды. Наклоните блюдце. Что произошло? Вода побежала ручейком. Почему? Потому что вода течет, она текучая. Какая вода? Почему она бежит ручейком? Рефлексия: – Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, умываться, стирать варить). – А в воде можно жить? Люди в воде жить не могут. В воде живут только рыбы. Подойдем к аквариуму. Что вы там видите? Там рыбки плавают. Почему мы их видим? Потому что вода прозрачная.
 
Конспект НОД «Что такое вода?» (подготовительная группа)
 
Цели: – дать знания о том, что вода – это соединение двух газов: кислорода и водорода. Показать на примере смешивания красок двух цветов (желтый + синий = зеленый), как из двух газов получается новое вещество – вода;
– закрепить понятие: как при смешивании двух красок получается новый цвет, так и при соединении двух газов получается новое вещество – вода;
– закрепить знания детей о трех состояниях воды: твердом, жидком, парообразном, об условиях перехода одного состояния в другое;
– учить детей объяснять результаты увиденных опытов;
 – выяснить значение воды в жизни человека;
– развивать активность, мышление, познавательный интерес. Материал и оборудование: кисть, лист бумаги, краски (желтая и синяя), лед, кипятильник, банка, металлическая крышка. Предварительная подготовка: утром воспитатель высыпает в банку кубики льда. После чего дети отвечают на некоторые вопросы: «Ребята, что находится в банке?» (Лед); «Как можно получить лед?» (Заморозить воду);
 «Что произойдет с нашим льдом в группе?» (Он растает);
 «Почему?»
 
Х О Д    З А Н Я Т И Я
 В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, что у меня в банке (Вода). Что до этого было в банке? (Был лед). Почему лед превратился в воду? (Он растаял). Почему? Значит, состояние воды зависит от температуры. Если холодно, что с водой происходит? А если очень жарко, что происходит с водой? А если воду сильно нагреть, что будет? (Воспитатель нагревает воду в банке с помощью кипятильника). Что вы видите? (Идет пар). Откуда он взялся, ведь его раньше не было? Вода превращается в пар, и, если мы не выключим кипятильник, вся вода превратится в пар, и банка станет пустой, сухой. Вот что я сейчас сделаю: я выключаю кипятильник, банку накрываю металлической крышкой и немного подержу ее в таком виде. Теперь посмотрите, что вы видите на крышке? (Капельки воды). Откуда они появились, ведь крышка с водой не соприкасалась? (Следуют ответы детей). Когда пар остывает, он опять превращается в воду. А если крышку вынести на мороз, что будет? Да, капельки воды замерзнут, и крышка покроется инеем. Объясните, почему зимой около открытых люков колодцев деревья стоят в инее? Кто может сказать, откуда берется дождь, снег? Давайте еще раз посмотрим на воду. Скажите, какая она? Какой у нее цвет, запах, вкус? Вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Что же такое вода? Вода – это жидкость, а из чего она состоит? Что вы знаете про газы? Газы бывают разные, вы часто ощущаете их запахи. Они не видны, их нельзя потрогать. Вот вода состоит из газов. Видите? Мы дышим воздухом – в воздухе есть различные газы. Есть в воздухе кислород, водород и другие газы. Мы их не видим. Но вот соединились два газа – кислород и водород, и получилась вода, которую можно увидеть и потрогать. Посмотрите, у меня лист бумаги и две краски – синяя и желтая. Я ставлю кляксу желтого цвета, а рядом – синюю кляксу. Желтая клякса – как будто газ водород, синяя клякса – как будто газ кислород. Они друг с другом не соединяются и не меняются. Но посмотрите, что будет, если кляксы соединить: в желтую кляксу я добавлю синюю краску. Что получилось? (Клякса стала зеленой). А ведь зеленой краски у меня не было. Но соединились две краски – желтая и синяя, и получился новый цвет – зеленый. Так и в природе. Есть два незаметных газа, о которых вы не подозреваете, но они соединились, и получилось новое вещество – вода.
 
Рефлексия: Скажите, какое значение имеет вода в нашей жизни.
 
Используемая литература:
Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Поддъякова Н.Н. – М., Просвещение, 1980.
Категория: Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 | Добавил: Admin | Теги: Рябинова Оксана
Просмотров: 1332 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz