ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4(2013)
Сапленкова Татьяна Владимировна – воспитатель ГБОУ д/с № 437 ВАО г. Москвы. Педагогический стаж – 25 лет. 1-я квалификационная категория.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Организованные игры, в том числе – и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им много пользы! Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания. Знакомясь с ними с помощью взрослых, дети младшего дошкольного возраста научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, и это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движение и речь. У детей, с которыми часто производили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. Приведу примеры того, как можно организовать пальчиковые игры.
Примечание: во время занятия дети сидят полукругом на ковре лицом к воспитателю.
1.
В о с п и т а т е л ь. Посмотрите все, пожалуйста, на меня. Сейчас мы с вами сварим кашу. – Сорока ворона кашу варила, деток кормила. (Одна рука согнута в пригоршне, а пальчиком другой руки делаем круговые движения). – Этому дала. (Массируем большой пальчик). – Этому дала. (Массируем указательный пальчик). – Этому дала. (Массируем средний пальчик). – Этому дала. (Массируем безымянный пальчик). – А этому не дала. (Массируем мизинчик). – Ты за водой не ходил, дров не рубил, тебе каши не дам. Молодцы, хорошо. Подняли ручки вверх и пошевелили пальчиками.
2. В о с п и т а т е л ь. Загибаем большой палец левой руки правой ручкой и приговариваем: – Этот пальчик – дедушка. (Загибаем указательный пальчик). – Этот пальчик – бабушка. (Загибаем средний пальчик). – Этот пальчик – папа. (Загибаем безымянный пальчик). – Этот пальчик – мама. (Загибаем мизинчик). – Этот пальчик – я. (Обхватываем сжатый кулачок другой ручкой). – Вот и вся моя семья. (Обхватываем кулачок левой руки правой рукой и делаем покачивающие движения кисти рук).
3. Инсценировка стихотворения Л. Зубковой «Апельсин» Мы делили апельсин, много нас, а он один. (Массируем большой пальчик). Эта долька – для ежа. (Массируем указательный пальчик). Эта долька – для чижа. (Массируем средний пальчик). Эта долька – для котят. (Массируем безымянный пальчик). Эта долька – для утят. (Массируем мизинчик) Эта долька – для бобра, а для волка – кожура. (Трясем кистями обеих рук). Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь, кто куда! (Перебираем пальчиками рук).
4. Поочередно поднимаем руку вверх – то правую, то левую – и проговариваем: – Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ (Ставим два пальчика – указательный и средний – и проговариваем, перебирая ими). – Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ. – Бежали-бежали, на полянку прибежали, на поляне той – гора. (Поднимаем руки вверх над головой). 5. Инсценировка стихотворения И. Токмаковой «Медведь» Как на горке снег, снег. (Перебираем пальчиками вверх поднятых рук). И под горкой снег, снег. (Перебираем пальчиками опущенных рук). И на елке снег, снег. (Перебираем пальчиками вверх поднятых рук). И под елкой снег, снег. (Перебираем пальчиками опущенных рук). А под снегом спит (кладем ручки под щечку) медведь (сжимаем ручки в кулачки и показываем ушки). Тише, тише, не шуметь. (Грозим указательным пальчиком).
В о с п и т а т е л ь. Тише, тише, не шумите, Нашего мишку не будите. (Прикладываем указательный пальчик к губам). А теперь, ребятишки, давайте встанем в круг и разбудим нашего лежебоку-мишку. Дети встают в круг, в середине которого лежит игрушка – мишка (Мишка «спит»). Приготовили пальчики-указки (вперед выставляем указательный пальчик) и грозим мишке. – Не ленись, а вставай, вместе с нами поиграй, ножкой – топ, ножкой – топ, ножкой – топ, ножкой – топ, а теперь: стоп.
В о с п и т а т е л ь. Не встает?
Д е т и. Нет!
В о с п и т а т е л ь. Давайте еще раз его разбудим. Приготовили пальчики и грозим мишке. – Не ленись, а вставай, вместе с нами поиграй! Ручкой – хлоп, ручкой – хлоп, ручкой – хлоп, ручкой – хлоп, а теперь: стоп!
В о с п и т а т е л ь. Не встает?
Д е т и. Нет!
В о с п и т а т е л ь. Давайте еще раз разбудим, снова погрозим пальчиком мишке. – Не ленись, а вставай, вместе с нами поиграй! Ручкой – хлоп, ручкой – хлоп, ручкой – хлоп, ручкой – хлоп, а теперь: стоп! (Воспитатель берет мишку и рычит, а дети все убегают). – Никого мишка не догнал. Примечание: Эту игру хорошо проводить с музыкальным сопровождением.
В о с п и т а т е л ь. А теперь мы все превратились в мишек и пошли, как мишки. Переваливаясь важно, мишки в лес идут отважно. Пальчиковые игры идут друг за другом, и в сочетании с игрой получается очень весело. Все занятие занимает не более 10 минут. Приведенное здесь занятие можно проводить в зимнее время года. Подобное занятие с небольшими изменениями можно проводить и в теплое время года.
Использованная литература:
Ермакова С.О. Суперразвивающие игры для детей. М., 2007.
Казанцева Л.Е. «Крошки- ладошки». СПтб, 2009.
Железновы С. и Е. Пальчиковые игры для малышей. М., 2006.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|