ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Томина Татьяна Николаевна – воспитатель ГБОУ СОШ № 1739 (дошкольное отделение) г. Москва, Зеленоград. Педагогический стаж – 7 лет. Вторая квалификационная категория. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог"
РЫБКИ В МОРЕ
работа с мозаичной техникой
Цель: Познакомить детей с мозаичной техникой; закреплять умения работы с бумагой; способствовать раскрытию творческих способностей; развивать мелкую моторику рук. Материал: репродукция мозаичного панно художника З. Церетели, фото мозаичных работ автора, мозаичные работы старших детей, бумага формата А 4 каждому ребенку, цветная бумага, ножницы, трафареты рыбок, простые карандаши, клей. Музыкальное сопровождение: «Серенада» Ф. Шуберта, фонограмма морского шума. Предварительная работа: наблюдение за рыбками через стекло аквариума, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о рыбах.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Дети встают полукругом на ковре.
В о с п и т а т е л ь. Прислушайтесь! (Звучит фонограмма «Шум моря»). Что вы слышите? Д е т и. Вода, шумит море, плеск волн, ветер.
В о с п и т а т е л ь. Сейчас давайте представим, что мы с вами на берегу моря. Что мы можем здесь увидеть?
Д е т и. Коричневый, мокрый песок, синее небо, море, ракушки.
В о с п и т а т е л ь. Давайте присядем на теплый песок и послушаем интересный рассказ. В нашем море живут разные рыбы. Давайте их рассмотрим. Какие они?
Д е т и. Рыбки красивые, разноцветные, веселые.
В о с п и т а т е л ь. Из каких частей состоит рыба?
Д е т и. У рыбы есть туловище, голова, глаза, хвост – это руль, плавники, и она покрыта чешуей.
В о с п и т а т е л ь. Устали? Давайте немного поплаваем.
Физкультминутка
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ
Мы плывем сейчас по морю И веселимся на просторе. Гребем руками вперед.
Ты быстрее догоняй, За дельфином успевай. Руки вверх – волнообразные движения.
А сейчас пора нырнуть, В мир подводный заглянуть. Сели на корточки, повороты головы вправо-влево.
В о с п и т а т е л ь. Мы видим подводный мир художника Зураба Церетели. (Дети садятся на стульчики). Давайте рассмотрим репродукцию. Как вы думаете в какой технике выполнена работа?
Д е т и. Она из цветных камешков.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, кто из вас слышал слово «мозаика»? Как вы думаете, что такое мозаика?
Д е т и. Это маленькие детальки, из которых собирают картинки, игра.
В о с п и т а т е л ь. Мозаика – это вид искусства. Мозаика – изображение, выполненное из частиц одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы и др.) Она применяется для оформления настенных панно, создания картин, украшения фонтанов, стен, садовых дорожек. Мозаика долговечна, поэтому до наших дней сохранились интересные произведения искусства. Мозаику называют вечной живописью – и это правильно. Из древности дошли до нас мозаичные картины, не потеряв своих красок. (Показ фотографий римской мозаики). Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки – морских камешков. Потом стали делать мозаику из смальты – цветных кубиков из стекла. Мозаикой из пластинок цветного камня украшались полы и стены. Давайте поговорим о рыбках художника З. Церетели. Его работа выполнена в технике мозаика из цветных кусочков смальты. Как вы думаете, как назвал эту работу художник?
Д е т и. Рыбки плавают, рыбки в воде.
В о с п и т а т е л ь. Свою работу автор назвал «Морское дно». Посмотрев на панно, что можно о нем сказать?
Д е т и. Плавают красивые рыбы, рыбы притаились на дне.
В о с п и т а т е л ь. В чем, по-вашему, проявляется их красота?
Д е т и. У них яркая окраска, необычная форма тела, строение плавников, кажется, что я сам под водой, хочется плавать, хочется рыбок покормить, потрогать.
В о с п и т а т е л ь. Какую цветовую гамму использовал художник?
Д е т и. Красный цвет, белый, синий, черный, желтый, коричневый, зеленый.
В о с п и т а т е л ь. Скажите, цвета синий, голубой, фиолетовый – какие?
Д е т и. Холодные.
В о с п и т а т е л ь. Холодные цвета – тревожные, они показывают нам синюю ночь, печаль. А цвета красный, желтый, оранжевый – какие они? Д е т и. Теплые. В о с п и т а т е л ь. Теплые цвета олицетворяют собой тепло и свет, добро, радость. Все цвета холодные и теплые называются хроматические, то есть «цветные». Так в какой технике выполнена работа художника? Д е т и. Мозаика.
В о с п и т а т е л ь. Правильно. Мозаика из цветных кусочков смальты. Сейчас давайте отдохнем. Физкультминутка
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ
Ветер дует нам в лицо. Машут руками на лицо. Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону. Ветерок все, тише, тише. Приседая, машут руками вверх-вниз .
Деревцо все выше, выше. Тянутся вверх).
В о с п и т а т е л ь. Ребята, сегодня мы попробуем создать свое мозаичное панно. Проходите в мастерскую. Сегодня мозаику будим делать из бумаги. Для этого нам и пригодятся нарезанные вами квадратики из бумажных полосок. А чтобы узнать, какую мозаику вы будете выполнять, отгадайте загадку. «В воде она живет. Нет клюва, а клюет».
Д е т и. Рыба.
В о с п и т а т е л ь. Давайте попробуем сделать наших рыбок в теплых и холодных тонах. Выберите каждый себе цветную бумагу соответственно тону рыбки. Берем лист бумаги и обводим шаблон рыбки карандашом. Работу начинаем с выкладывания контура. Намазываем контур клеем и сразу приклеиваем кусочки бумаги. Украшаем рыбок квадратиками из бумаги. Затем делаем фон. Дети выполняют работу по выкладыванию мозаики.
В о с п и т а т е л ь. С какой техникой мы сегодня познакомились?
Д е т и. С техникой мозаики.
В о с п и т а т е л ь. Давайте полюбуемся нашими рыбками и дадим работам названия.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex.ru
|