ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 4 (2013)
Волкова Светлана Алексеевна – воспитатель ГБОУ д\с № 401 г. Москвы. Педагогический стаж – 6 лет. Вторая квалификационная категория. Студентка V-го курса МГПУ, колледжа № 12.
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Современная образовательная стратегия страны нацелена на оптимальное решение проблем духовно-нравственного воспитания детей в условиях межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Изменения, происходящие в духовном мире подрастающего поколения, напрямую связаны с утратой ценностей семьи, усилением потребительской психологии, оторванностью от социальных явлений, происходящих в обществе. Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь, которая воспитывает и передает свои культурные традиции, моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребенка.
Именно они являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно. Именно личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого ребенка. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование его психического мира, возможно воспитание нравственности и гражданственности. Нравственность ребенка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребенка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребенка В законе РФ «Об образовании» выделены основные принципы государственной политики в области образования: его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Единство федерального культурного и образовательного пространства обеспечивается самим содержанием образования и направлено на свободное развитие личности ребенка через интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
В реализации данных задач именно фольклор отражает многие народные традиции, в которых раскрывается высоконравственный, свободный дух России. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, до сознания ребенка с помощью фольклора можно донести самые сложные истины.
Посредством фольклора у ребенка формируется чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление его самых разнообразных жанров, включение фольклора во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности. Фольклорные произведения имеют огромный воспитательный потенциал в силу своей устойчивости народных идеалов как составляющей общечеловеческих гуманистических ценностей, которые на современном этапе являются важным фактором в межэтнических оношениях. Фольклор как явление культуры предоставляет огромные возможности для передачи опыта диалога культур.
Сопоставляя культуру своего народа с другой, происходит понимание общности и единства ценностной народных идеалов. Передаваемые из поколения в поколение, фольклорные произведения отражают систему традиционных правил и принципов, которые являются стержнем системы формирования мировоззрения. Формирование мировоззрения является наиболее сложным и длительным процессом, в котором перелетаются многие научные знания и опыт, национальные истоки и конфессиональоные различия.
Помочь ребенку развить природные задатки, поддержать накопленные культурой народа ориентиры, найти собственное «Я» на сегодняшний момент является одной из приоритетных воспитательных задач, начиная с дошкольного детства. И базовым средством для достижения данной цели может служить освоение детьми фольклорных богатств, веками накопленных нашим народом.
Использованная литература:
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Г.Н. Година и др.;
Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1980.
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя детсада. – М.: Просвещение, 1987. Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детсада/Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А. Козлова;
Под ред. С.А.Козловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@yandex.ru
|