ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014)
ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Качество жизни ребенка и ее оптимистическое, радостное восприятие, в первую очередь, зависят от состояния психики малыша. К сожалению, состоянию психики в раннем детском возрасте взрослые уделяют очень мало внимания. Мы вкладываем в ребенка заботу, любовь, время и деньги, но про самое главное забываем, надеясь на то, что с возрастом все само собой обойдется, отрегулируется. В этой ситуации хочется напомнить, что центральная нервная система ребенка очень чувствительна к любым впечатлениям и воздействиям, она весьма пластична и обучаема. Все переживания и ощущения подрастающего человека отпечатываются в его нейронных связях, причем происходит это без критики и анализа. Это касается не только положительных впечатлений, но и обстоятельств, травмирующих психику ребенка, то есть стрессовых ситуаций.
Одной из таких стрессовых ситуаций является приход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. И как бы ни готовили ребенка к первому посещению детского сада, все равно в первые дни он находится в состоянии стресса.
Признаками этого состояния являются следующие показатели:
– отказ от пищи;
– негативное эмоциональное состояние;
– ухудшение самочувствия;
– беспокойный сон;
– отказ от контактов, либо, наоборот, ребенок вплотную прижимается к взрослым.
Попадая в незнакомую обстановку, вынужденно вступая в общение с незнакомыми людьми, как правило, даже взрослый человек чувствует некий дискомфорт. Так что же приходиться испытывать малышу, впервые попавшему в дошкольное учреждение! Весь этот процесс сопровождается изменением окружающей среды ребенка, меняется его режим дня, непривычным для него становится и характер питания, и выработка системы поведенческих реакций, что приводит к необходимости устанавливать новые социальные связи, следовательно – адаптироваться к новым условиям жизни.
Поэтому необходимой процедурой в работе детского сада для правильной последовательности привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения является разработка специализированной программы адаптации поступающего в дошкольное учреждение ребенка.
В программу организации адаптационного периода рекомендуется включать следующие мероприятия:
– индивидуальный подход;
– контроль за физическим состоянием;
– создание предметно-развивающей среды;
– побуждение к общению со сверстниками;
– сбор полноценного анамнеза (медперсонал, психолог);
– оповещение родителей об особенностях адаптационного периода (старший воспитатель, психолог);
– отслеживание процесса привыкания ребенка и корректировка при необходимости (педагог, психолог).
Одним из существенных условий успешного привыкания детей к новой окружающей обстановке в программе адаптации выступает тесное взаимодействие детского сада и семьи. Поэтому важно проанализировать и создать ситуации, облегчающие адаптационный период детей в дошкольном учреждении. Это достигается путем взаимодействия специалистов дошкольного учреждения (воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников) и родителей.
Участие мамы или папы нужно для того, чтобы поддержать малыша при установлении контакта с воспитателем, вызвать у ребенка доверие и расположение к нему, помочь преодолеть боязнь, робость. Следует обратить внимание ребенка на то, что воспитатель добрый, любит детей, играет с ними, дает игрушки, кормит. Продемонстрируйте свое расположение к воспитателю, посоветуйте малышу (или подведите его сами) показать воспитателю принесенную из дома игрушку, сообщить что-то или спросить о чем-нибудь. Помогите ребенку постепенно освоиться в новой обстановке, поэтому сначала целесообразно оставлять его в группе на несколько часов, а не на полный день.
Личность – сложная структура уже на уровне дошкольного возраста, наиболее плодотворным ее исследование может быть лишь при наличии комплексного подхода к ней. Осуществить такой подход помогает комплекс различных социально-психологических методов, а также ряд других приемов и методов входящих в программу адаптации, позволивших анализировать особенности развития личности ребенка в трудных и неблагоприятных условиях, а затем систематизировать работу в адаптационный период.
Для успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению необходимо создать у самого малыша положительное впечатление о дошкольном учреждении, так, чтобы он захотел вернуться туда снова и снова.
Одной из главных задач в период адаптации является помощь ребенку как можно быстрее освоиться в совершенно новой для него ситуации. А когда малыш освоится и поймет, что его окружают доброжелательные, заботливые люди, и все помещения дошкольного учреждения будут исследованы, вот тогда у него появится уверенность и желание прийти в детский сад снова. Вся работа в адаптационный период в дошкольном учреждении ведет к формированию чувства уверенности в окружающем. Что впоследствии и дает легкий процесс протекания адаптации ребенка в детском саду.
Современная педагогическая наука предлагает множество методик и приемов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Анализируя работу по программе адаптации можно предположить, что такая организация адаптационного периода позволяет малышам быстро освоиться в условиях дошкольного учреждения, наладить положительные контакты с воспитателями и сверстниками, а также создает благоприятные условия для развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном и психологическом. Успешная адаптация зависит от целой совокупности факторов: общего состояния здоровья ребенка, особенностей его нервной системы, развития навыков общения. А также – от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.
|