ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЭТО ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА
Писатель Федор Михайлович Достоевский сказал: «Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин». Главная задача педагогов дошкольного образования – воспитать маленького гражданина своей страны. И именно экологическое образование здесь играет большую роль. Уже с самых ранних лет ребенок начинает познавать окружающий его мир, формировать о нем представление. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживать ей и принимать активные действия для решения экологических проблем, которыми сейчас, к сожалению, богат наш мир. Впитывая, как губка, ребенок получает знания от родителей, воспитателей детского сада, близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
Экологическое воспитание направлено на то, чтобы ребенок узнал законы, по которым живет природа, умел организовывать свою деятельность и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и имел осознанное желание обращаться с окружающей природой бережно.
Экологическое воспитание ставит перед собой следующие задачи:
-
Освоение ребенком ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.
-
Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
-
Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
-
Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живешь.
-
Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
-
Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
-
Освоение традиционных и нетрадиционных приемов изобразительного искусства.
Самое главное, для чего нужно экологическое воспитание ребенку дошкольного возраста, – это своевременное формирование положительного личного мнения и любви к окружающей его живой природе. Также такое воспитание помогает детям получить базовые знания о явлениях, которые происходят в живой и неживой природе.
Экологическое воспитание дошкольников нужно осуществлять поэтапно.
Первое, с чего нужно начинать, – это рассказывать ребенку дошкольного возраста о том, как развивалась жизнь на планете Земля, и как на ней появился человек. О разнообразии форм жизни на суше и в воде, как эта жизнь отличается друг от друга.
Второе, что будет вам необходимо, – это Детская энциклопедия со сведениями о мире животных, растений, рыб и грибов. Так можно донести до ребенка учебный материал, который будет доступен для понимания и освоения.
Третьим шагом будет знакомство ребенка с проблемами окружающей среды. Кто и как ее загрязняет, и что необходимо делать для того, чтобы экологическая обстановка на Земле была в норме.
Четвертый шаг – это выработка у дошкольника бережного, осознанного отношения к природе и животным, а также правил безопасности, которые необходимо соблюдать.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребенок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме «Лес» воспитателю может «помогать» проводить сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» – Водяной или Русалка. Можно использовать и стремление детей к фантазированию. Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составление сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, – все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями.
Один из главных принципов составления программ занятий по экологической тематике должен быть интегрированный подход. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, земной шар, различных животных). Большое внимание отводится и рисованию – дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектов. Для занятий можно использовать наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал.
Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы: экологические занятия; экологические экскурсии; уроки доброты; уроки мышления; экологические конкурсы; обсуждение и проигрывание ситуаций; трудовой десант; коллекционирование; экологические праздники; экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры-путешествия); экологические сказки; инсценировки.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.
В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребенка, обогащается его словарь, закрепляется умение связано излагать свои впечатления об увиденном.
Экологическое воспитание детей, на наш взгляд, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а именно: проводить тематические прогулки, например, «Еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят сады вишневые»; учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств, на наш взгляд, является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
|