Главная
Регистрация
Вход
Пятница
03.05.2024
16:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014

Мамедова Е.А. Звуковые символы
24.12.2014, 03:54

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014)

ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ

 

Всем известно, что обучение дошкольников должно происходить в игре. Помочь ребенку освоить такой сложный материал, как звуки и буквы, могут игры со звуковыми символами.

Звуковой символ – это графическое изображение звука, отображающее особенности его артикуляции. Звуковые символы изображаются на карточках из картона примерно 10 х 10 см.

 

Рекомендуется изучать звуки в такой последовательности: «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы». Не переходите к изучению следующего звука, пока не усвоен предыдущий.

После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к заданиям. Дадим описания некоторых заданий.

1. «Поймай звук».  Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в   ладоши.

2. «Внимательный малыш». Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ.

3. «Хорист». Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
4. «Звуковые песенки». Предложите ребенку составить звуковые песни, например «А-у» (дети кричат в лесу), «У-а» (плачет ребенок), «И-а» (кричит ослик),  «О-о» (мы удивляемся).  Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем – второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

5. «Кто первый». Покажите ребенку картинку с предметом, название которого начинается с гласного «А», «У», «О» или «И». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.
Фонематические сказки являются продолжением игр со звуковыми символами. Фонематические сказки помогают закрепить знания ребенка о звуках, а также познакомить его с буквами. Фонематические сказки помогают ребенку научиться разделять понятие «звук» и «буква».
Например, «Сказка о звуке «О»

Жил-был звук «О». Очень звук «О» любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук «О» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, о, о». Звук «О» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое голубое озеро! О! Какой зеленый остров!» Звук «О» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:  «О о о_ о о о_ о о о». В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко». Очень многим нравился звук «О». Люди пели вместе с ним и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

В о п р о с ы   и   з а д а н и я:

– О каком звуке эта сказка?

– На что похож рот у звука «О»? (На вытянутый кружок).

– От чего был в восторге звук «О»? (От облака, от озера, от острова).

– Кому мог подражать звук «О» своей песенкой? (Курице).

Спой эту песенку. («О о о_ о о о_ о о о»).

– На что были похожи рты у всех поющих со звуком «О»? (На вытянутые кружки).

– Придумай мелодию для звука «О», прохлопай и спой ее.

Последовательность работы над звуком.

– Знакомство со звуком (выделение его на слух).

– Определение характеристик звука (гласный или согласный, глухой

или звонкий).

– Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.

– Определение места звука в слове (с опорой на картинки).

– Определение мягкости – твердости (согласных звуков) с опорой на

картинки.

– Составление слогов, слов из заданных звуков.

Знакомство со звуком

Для знакомства со звуком можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком. Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с определенным образом.
Например, рассказ про водичку (звук «с» – песенка водички) или рассказ про комарика (звук «з» – песенка комарика).

Определение характеристик звука

Например: звук «А» – рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом. Нужно объяснить ребенку, что такой звук называется гласным.

Звук «М» – губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно), но его нельзя произнести выше или ниже, то есть нельзя петь. Ребенку объясняется, что такой звук называется согласным.

Затем ребенку предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук «М», при этом задается вопрос: «Что ты чувствуешь?» (дрожит горло). Когда ребенок убедится, что «горлышко дрожит», нужно объяснить, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.

После знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:

– Звук «М», «А» – это какой звук? (Гласный/согласный).

– Почему? (Гласный так как можно петь, воздух не встречает

преграды; согласный – петь нельзя, воздух встречает преграду).

– Какой согласный? (Глухой/звонкий).

– Почему? (Глухой – горлышко не дрожит, не работают голосовые

связки; звонкий – горлышко дрожит, голосовые связки работают).

Выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов

Следующий этап – выделение звуков из ряда других звуков, слогов, слов. Обязательное условие: ребенок выполняет это задание с закрытыми глазами.

Например:  игра «Услышишь – хлопни». Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), а ребенок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Определение места звука в слове

Определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, взрослый показывает картинку и проговаривает слово, а ребенок определяет место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как ребенок определил место звука в слове, картинка выкладывается в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом,  формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слух, но и зрение.

Определение твердости/мягкости согласных

При изучении согласных звуков вводится следующий этап – формирование понятий «твердый – мягкий». Ребенку предлагается для прослушивания с одновременным показом картинок два слова – одно на твердый (например «лампа»), другое на мягкий звук (например «лейка»). Ребенку  задается вопрос, одинаково ли звучат первые звуки. После определения на слух разницы взрослый объясняет, что один звук – твердый, другой – мягкий, и картинки выкладываются в два ряда: на твердый звук – слева, на мягкий – справа.

По окончании этого этапа детям еще раз задается серия вопросов на закрепление:

– О каком звуке мы сегодня говорили?

– Какой это звук?

– Почему его называют согласным (гласным)?

– Какой это согласный? (Глухой – звонкий).

– Почему?

– Каким он может быть? (Твердым – мягким).

Составление слогов, слов из заданных звуков

Заключительный вид работы над звуком – самостоятельный подбор слов. Ребенок произносит слово с изучаемым звуком, указывает твердый он или мягкий; в начале, середине или конце слова находится.

 

 

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 | Добавил: Admin
Просмотров: 1038 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz