Главная
Регистрация
Вход
Пятница
03.05.2024
09:50
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014

Молокоедова Е.С., Солдатова В.Э. Дидактическая игра – средство формирования
24.12.2014, 03:45

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

 

Что надо понимать под самостоятельной игровой деятельностью детей? Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

Дидактические игры, используемые воспитателем в процессе обучения и воспитания детей на занятиях, становится средством формирования самостоятельной игровой деятельности лишь в том случае, если они вызывают у ребят интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, особенно – хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить незабываемые народные игры, правила которых детям известны. Это «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,  «Наоборот» и пр. Почему так происходит, и не иссякает интерес к подобным фольклорным занятиям? Потому что в каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям.

Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают любимые цвета, в первую очередь – сказочные: золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке», – говорит водящий тому,  кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому-то дети всегда играют в такие игры.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята научились играть самостоятельно и активно реализовывали накопленные умения, чтобы у них были такие игры всегда в запасе, чтобы они сами могли организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и умелыми арбитрами, справедливыми судьями.

Воспитателю необходимо заботиться о постепенном усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Например, в игре «Лото малышам» согласно правилам игры победителем является тот, кто правильно подберет карточки и закроет ими клетки на большой карте. Дети играют в эту игру с интересом, пока все карточки не станут им хорошо известны, и они не научатся соотносить изображение с сюжетом картинки. Для поддержания интереса к этой игре воспитатель организует новые действия ребят, говорит им: «Давайте теперь поиграем так: у меня кружки – красный, зеленый и синий (по количеству играющих детей). Мы поиграем и узнаем, кто быстро и правильно выполнит задание – закроет клетки на большой карте, тот будет победителем, получит вот этот значок – красный кружок, второй – зеленый, а кто последний – получит синий кружок. Вася подаст сигнал, когда начинать игру: стукнет кубиком по столу два раза».

Игра должна начаться всеми детьми одновременно. Играть можно несколько раз, обменявшись картами. Каждому хочется получить значок победителя, поэтому дети просят своих партнеров: «Давай еще раз сыграем!».

Самостоятельность обеспечивается в игре не только знанием содержания игр, но и возможностью контролировать их выполнение.

В самостоятельных играх условно можно выделить цели игры трех уровней. Первый, наиболее общий: наслаждение, удовольствие от игры. «Хочу поиграть!» – заявляет ребенок. Субъективно этот уровень цели ни что иное, как установка, определяющая готовность малыша к выполнению любых активных действий.

Второй уровень – функциональный. Это и есть собственно игровая задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли конкретной игры. Особенности игровой задачи заключаются в том, что она в большинстве игр как бы дается заранее: соглашаясь играть, каждый ребенок автоматически принимает игровую задачу и руководствуется ею в своих действиях. Здесь перед детьми выдвигается требование: надо играть именно так, а не иначе.

Цель игры третьего уровня непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, поэтому всегда имеются в виду творческие проявления, поиск самостоятельных действий, даже если требуется точное соблюдение условий и правил игры.

Включившись в игру, ребенок непременно должен ответить на один из вопросов, выполнить задание, содержащееся в условии: «угадай», «найди», «поймай», «спрячь», «подбери», «изобрази». Чтобы успешно  справиться с выполнением задания, от детей требуется проявление смекалки, способности ориентироваться в обстановке, то есть – осуществление к этому творческого подхода. Именно в творческой сути игрового действия кроется, можно сказать, душа игры. И она до тех пор является игрой, пока действующим лицам предоставляется широкий выбор способов поведения, пока их действия трудно заранее предугадать. Отсюда ведет начало присутствие таинственности и романтики в игре, которые так привлекают и ребенка, и взрослого. Сколько бы игра ни повторялась, для играющих она возникает как бы впервые, так как при ее повторах выдвигаются новые препятствия и трудности, усиливающие интерес к игре. А их преодоление воспринимается ребенком как личный успех, победа и даже как некоторое открытие, утверждение себя, своих возможностей: «Я могу!» – говорит теперь малыш.

Как отмечается в одном из педагогических первоисточников, «в трехступенчатой мотивации игры – “хочу! – надо! – могу!” – заключен основной механизм ее влияния на личность, секрет добровольного усвоения воспитывающего содержания игры и самовоспитания».

Таким образом, самостоятельная игровая деятельность – это и самостоятельная постановка цели: «хочу играть»» («хочу, надо, могу играть»), выбор средств (в какую игру, с какими предметами, с каким партнером и др.); это контроль и самоконтроль за выполнением игровых правил; это и получение результата игры – выиграть, победить; это и оценка деятельности участников игры.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает руководства ею со стороны взрослого. Участие взрослого присваивает игре новый привлекательный статус: делает ее в какой-то мере ответственнее, серьезнее. Только руководство это носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых предметов, радуется, если выиграет, то есть он выступает в качестве равноправного участника игры.

При определении победителя воспитатель дает возможность самим детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Но в присутствии педагога этот этап в игре тоже проходит более организованно и четко, воспитанники подходят к оценке действий игроков более взвешенно и объективно. Хотя при этом сам педагог и не влияет на оценку, а лишь может, как и каждый участник игры, высказать свое «за» или «против».

В дидактические игры дети могут играть самостоятельно как на занятиях, так и вне их. На занятиях же обычно используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, сразу со всеми, при этом участником становится каждый из детей. Тогда подобную игру реально  использовать в качестве метода закрепления, систематизации знаний.

Но, безусловно, для воспитания самостоятельности в дидактической игре более широкий простор предоставляется детям в часы, специально отведенные для игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего. Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умение взять на себя определенную роль, выполнить правило игры, развернуть ее сюжет.

Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относится к игрушке, укладывая ее спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочередно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке.  Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Затем под руководством воспитателя дети выполняют последовательно действия раздевания куклы ко сну: надевают ей пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой цели кроватку. Все поют тихонько колыбельную песню:

«Баю-баю-баю, куколку качаю.

Куколка устала, целый день играла».

Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Все эти игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм.

Как уже говорилось выше, дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей. Такие игры, как «Умные машины», «Кто быстрее наденет на артиста его национальный костюм?», «Молочная ферма», «Кому что нужно для работы», «Кто построил этот дом?», «Подбери эмблему», «От зернышка до булочки» и другие не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок, воинов.

Таким образом, целенаправленно подобранная и творчески используемая дидактическая игра является действенным и эффективным, педагогически удобным звеном повседневной воспитательно-развивающей деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Используемая литература:

  1. Бондаренко А.К.//Дидактические игры в детском саду. М., 1985. – С. 13.

  2. Филонова Г.Н. // Формирование личности. Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника. М., 1983. – С. 120.

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 | Добавил: Admin
Просмотров: 904 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz