ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014)
РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАЛЫШИ
проект
Пояснительная записка к проекту
«Цвет – один из видов красочного радужного свечения
от красного до фиолетового,
а также их сочетаний и оттенков».
(С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета – красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.
Идея проекта:
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».
Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Лозунги проекта:
Невозможно переоценить роль цвета в жизни человека. Важно и увидеть, и почувствовать, и потрогать и прожить…
Интеграция деятельности – залог успешного усвоения знания ребенка.
Вовлечение родителей в образовательный процесс – залог успешного закрепления этого знания и дальнейшего ориентира в жизни.
Цель проекта:
– Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать.
– Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве.
Задачи:
– формировать и закрепить представления и знания основных цветов у детей раннего возраста;
– активизировать позицию родителя в образовательном процессе детского сада.
Особенности проекта:
по составу участников: детско-взрослый;
по виду: творческий;
по типу: познавательно-развивающий;
Участники проекта:
воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, младший воспитатель, родители, дети.
Основные формы реализации проекта:
– Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
– Дидактические игры и упражнения.
– Чтение художественной литературы.
– Беседы.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Дети от 1, 5 до 3-х лет должны:
– закрепить представления и знания основных цветов.
Методическая копилка:
Подобрать и оформить методический материал по заявленной тематике.
Работа с родителями:
Консультации:
– «Как изучать цвета с ребенком?».
– «Цвета в детской одежде».
Реализация проекта
Разработать цикл занятий в группе – «Цветные дни».
Участники – воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физо, дети.
Встречи проводятся 1 раз в неделю.
Всего организуются 4 встречи – Красный, Желтый, Синий, Зеленый дни и 1 встреча – Разноцветный день, где роль воспитателя отводится на проведение знакомства.
Приход героя – кукла Катя в определенном цвете, настроенная на работу, с определенной задачей перед детьми.
Особенно важен принцип встреч – активного привлечения ближайшего социального окружения.
Рассказать и показать ребенку разнообразный мир цвета, с одной стороны, – просто, а с другой, – сложно.
Основная задача – заинтересовать ребенка, сделать изучение – праздником, игрой.
Не менее важным приложением к данной задаче является сотрудничество с родителями. В ходе проекта подразумевается непременное включение родителей в образовательный процесс.
Накануне Цветного дня воспитатель рассказывает родителям, в какой цвет нужно одеть ребенка. Тем самым родителей вовлекают в образовательный процесс, в жизнь детского сада.
Мама, папа, ребенок с вечера готовятся к Цветному дню, решают, что надеть?
Приходя за ребенком вечером, родители невольно спрашивают: «Как прошел твой Желтый день?»
В конце Цветного дня воспитатель делает каждому ребенку подарочек – воздушный шарик цветового дня.
Такое изучение и закрепление знания основных цветов видится мне более эффективным. Помимо педагогической стороны, здесь присутствует яркая психологическая атмосфера праздника – определенного цвета, которая играет большую роль в воспитательном процессе. Мы все в одном цвете, но по-своему уникальны.
Проведенная работа показывают, что работа по воспитанию у детей чувства цвета включает в себя его восприятие не только в искусстве, но в окружающей жизни; умение передавать цвет не только при создании образа в рисунке или аппликации. Но также подбирать цвета, оттенки и использовать их в повседневной жизни, создавая цветовые образы, и выражая индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета – не просто проявление художественных способностей человека, но и способ отражения им окружающего мира.
Использованная литература:
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст]: популярная литература. /В. Н. Бачурина–М.: ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200. – С. 114-118.
2. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое пособие/Н. И. Крылова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2009. – С. 164-169.
3. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей. Москва, 2001. – С. 32-38.
|