ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 6(2015)
ОБРАЗНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ
тематическое занятие по ознакомлению
с окружающим миром для детей 5-6 лет
Фондомакина О.А.
Цель:
– учить понимать смысл образных слов и выражений;
– активизировать в речи образные слова и выражения;
– формировать интерес к словообразованию;
– упражнять в подборе эпитетов, метафор, сравнений;
– развивать чувство языка.
Материалы и оборудование:
– корзинка с иллюстрациями «Хрустальный день», «Просветы в небо», «Лес, словно терем расписной», «Лучезарный вечер. Закат», на обратной стороне корзинки прикреплена «карта сокровищ»;
– «карта сокровищ» (план групповой комнаты с отметками, где спрятаны подарки: корзина с желудями, корзина с шишками, ваза с осенними листьями и корзина с муляжами фруктов: груши, яблоки);
– корзинка с шишками;
– корзинка с желудями;
– ваза с осенними листьями;
– корзина с фруктами;
– письмо;
– мольберт;
– указка.
Словарная работа: хрустальный, хрустальный день, смотреть сквозь листья, просвет, лазурь, льется чистая и теплая голубая лазурь, лес, словно терем расписной, лучезарный, луч, заря, лучезарный вечер.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Примечание: в скобках курсивом приводятся приблизительные ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на корзинку, оставленную на столе в группе.
В о с п и т а т е л ь. Ой, кто это оставил на столе корзинку? (Ответы-предположения детей). Интересно, что там находится. Сейчас посмотрим. Ребята, оказывается, там письмо!
Воспитатель достает из корзинки письмо, показывает его детям,
открывает и зачитывает.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я ждала вас весь год. И, наконец, мы снова встретились.
Какие вы все загорелые, веселые! А какие вы стали взрослые.
У меня для вас есть сюрприз и подарки. Они лежат в корзинке.
Принесла я день хрустальный,
Просвет в лазури голубой,
Лес, словно терем расписной,
И вечер светлый, лучезарный.
|
В о с п и т а т е л ь. Письмо не подписано. Интересно, кто его прислал? Какой сюрприз, где подарки? Что-то ничего не понятно. А вы поняли что-нибудь? (Нет). Тогда давайте разбираться.
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места, затем по очереди
берет из корзинки иллюстрации и выставляет их на доску, проговаривая название каждой.
В о с п и т а т е л ь. День хрустальный. Просвет в лазури голубой. Лес, словно терем расписной. И вечер светлый, лучезарный.
–
Посмотрите на эту иллюстрацию. («Хрустальный день»).
– Почему автор письма называет ее «Хрустальный день»? (Ответы детей).
– Ребята, что такое хрусталь? (Хрусталь – это такое стекло). Хрусталь – это особое стекло, иногда его даже называют драгоценным. Потому что оно особенно хрупкое и прозрачное, особенно красивое и узорчатое. А если к хрустальному предмету тихонечко прикоснуться палочкой или карандашом, то хрусталь издаст необыкновенной красоты звук – звонкий, нежный, волшебный. Говорят, что звон хрусталя – самый прекрасный звук на свете.
– Как вы понимаете слово «хрустальный»? (Прозрачный, светлый и т.д.)
– Правильно. Хрустальный – значит, прозрачный, светлый. Что может быть хрустальным? (Стакан, ваза, замок, туфелька Золушки и т.д.)
– А как же понять выражение «хрустальный день»? (Ясный, солнечный день и т.д.)
– День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее. Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и очень хорошо слышен. День хрупок, как хрусталь, потому что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер, а небо – затянуться тучами.
– Придумайте предложение со словом «хрустальный». (Вода прозрачная, как хрусталь, и т.д.). Молодцы!
– Теперь обратите внимание, как на этой иллюстрации («Просветы в небо») изображены березы. Они стоят как великаны, как вышки. Листья, расположенные высоко, кажутся прозрачными, и мы сквозь них смотрим на небо. Что означает выражение «смотреть сквозь листья»? (Смотреть через листья).
– Чем дальше от нас предмет, тем он менее четкий. Смотреть сквозь листья – значит, не видеть четких краев листьев. Своими кронами деревья загораживают часть неба, оставляя небольшие просветы. Что такое «просвет»? (Это что-то просвечивающееся).
– Просвет в небо – светлая полоса или луч света, через который мы видим только какую-то часть неба.
– Какого цвета небо? (Светло-синее).
– Светло-синий цвет художники называют словом «лазурь». Значит, небо – какое? (Лазурное).
– Послушайте, какую красивую фразу я скажу: «Льется чистая и теплая голубая лазурь». Кто сможет объяснить это выражение? (Ответы детей).
Примечание: если дети затрудняются в толковании выражения, то каждое слово разбирается отдельно.
– А вот посмотрите: какой красивый лес. Как автор письма называет его? (Лес, словно терем расписной).
– Почему лес сравнивается с расписным теремом? (Потому что и у терема, и у леса есть узоры).
– Какие узоры есть у леса? (Разные листья. Кленовые – красные и желтые, они похожи на руку с тремя пальцами; березовые – желтые, у них по краю мелкие зубчики. Ветки деревьев тоже разные: они переплетаются, и получается узор).
– На этой иллюстрации («Лучезарный вечер. Закат») изображен «Лучезарный вечер. Закат». Из каких слов образовано слово «Лучезарный»? (Луч и заря).
– Что такое «луч»? (Это свет).
– Это полоска света. А как вы понимаете слово «заря»? (Это тоже полоска света).
– «Заря» – яркое освещение неба перед восходом и после захода солнца.
– Как вы объясните выражение «лучезарный вечер»? (Полоски света на небе после захода солнца).
– Правильно! Это вечер, который полон сияния и блеска, а на небе – полоски яркого света.
– Послушайте еще раз строки, которые написал нам автор письма. (Зачитывает).
«Принесла я день хрустальный,
Просвет в лазури голубой,
Лес, словно терем расписной,
И вечер светлый, лучезарный».
– Догадались, кто это? (Ответы-предположения детей).
– Вот мы сейчас и проверим. Я загадаю вам загадку, а верный ответ будет в ее отгадке.
«Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья».
– Так что это?
Д е т и. Осень.
В о с п и т а т е л ь. Правильно, осень.
Воспитатель еще раз обращает внимание детей на красоту слов в письме и вместе с детьми приходит к выводу, что красивые слова украшают речь, делают ее живой.
Затем воспитатель как бы случайно переворачивает корзинку и находит на ее обратной стороне «карту сокровищ».
В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, что я нашла на обратной стороне нашей корзинки! (Показывает свою находку). Оказывается, здесь находится «карта сокровищ», и нам предстоит эти сокровища отыскать. Вот о каком подарке нам говорила осень в своем письме!
Дети разделяются на группы и ищут подарки.
Все найденное ребята приносят воспитателю и ставят на стол.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает «подарки» осени и помещает их в природный уголок.
|