Главная
Регистрация
Вход
Суббота
18.05.2024
08:20
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016

Бабкина О.М. Использование театральных средств выразительности в педагогической деятельности
27.01.2016, 02:28

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 7(2016)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бабкина О.М.

Актерско-педагогические умения очень помогают  педагогу в воспитательной работе с детьми. Деятельность воспитателя подрастающего поколения – настолько сложный процесс, что почти каждую минуту требует от педагога импровизационных находок, индивидуального подхода к каждому из воспитанников. Эту необходимость подчеркивал еще выдающийся педагог А.С. Макаренко. В одной из своих книг он писал: «Я долго не мог найти общего языка с ребятами, пока не научился почти с 20 разными интонациями говорить простейшую фразу типа “подойди сюда!”»

Например, на занятиях собрать внимание ребят, настроить их на предстоящую работу, активизировать их дальнейшую деятельность и речь помогают изменение голоса воспитателя (высота, интонация), различные игровые упражнения и даже сюрпризные моменты. Наблюдая за детьми, сразу становится видно, в какие моменты они увлечены, когда им интересно то, чем они занимаются. Педагог может констатировать, что ребята вовлечены в нужное действие и уже чувствуют себя героями предстоящего представления.

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром, с особенностями социума, постигают правила коммуникации, учатся правильно общаться друг с другом и со старшими вербальными и невербальными средствами. Умственное развитие подрастающего человека тесно связано с совершенствованием его речи, постоянным пополнением словаря, активизацией лексического запаса. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но также и эмоциональной стороны языка.

И здесь в значительной мере велико влияние педагога, поскольку в наибольшем числе случаев дети еще привыкли неосознанно использовать прием «действия по образцу». Умение педагога выразительно читать стихи и тексты, использование при этом элементов мимики и жестов побуждает ребенка воспроизвести услышанное, дает ему определенный эталон для подражания. Если с детьми разучивается представление, предполагаемое для последующего показа перед сверстниками, то исполняемая роль и произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому важно, чтобы воспитатель не только выразительно читал и рассказывал что-либо, но и был готов к любому «превращению», то есть – владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

Вместе с тем педагог должен аккуратно следить за тем, чтобы своей актерской раскованностью и активностью не подавить нерешительного ребенка, превратив его только в зрителя. Каждое слово несет смысловую нагрузку, и от того, на каких интонационно-смысловых речевых позициях будут воспитываться дети, во многом зависит, какими они впоследствии станут. В любом возрасте при знакомстве с литературным произведением, а в детстве – со сказочным, человек может открыть что-то сокровенное и волнующее для себя. Слушая в детстве сказки, ребенок бессознательно накапливает для себя целый «банк» жизненных ситуаций.

Помимо личностного репродуктивного развития в душе каждого ребенка таится желание воспроизводить знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Известный психолог С.Я. Рубинштейн отмечал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя разнообразные средства выразительности: вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза).

Для развития у детей выразительной речи необходимо создавать условия, в ходе которых ребенок сможет передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды. Помощь в этом способны оказать занятия по любому виду деятельности, будь то изобразительная деятельность или физическая культура. Но наибольшего успеха совершенствование детской речи может достичь при использовании специальных тренингов театрализованной направленности.

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом желательно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Дыхательные и дикционные упражнения должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысль автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивать воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать речь образнее и ярче.

Речевые упражнения реально включать почти в каждое занятие, объединяя их с ритмо-пластическими и театральными играми. А еще детей следует научить делать правильный вдох: бесшумный, активный, через нос, не поднимая плечи. А затем и правильный выдох: через рот, плавный, длительный, без толчков и без напряжения. В дальнейшем в каждом задании тренируются не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, а то на интонацию и высоту звучания.

Сила голоса и темп речи прекрасно тренируются на скороговорках, они также стимулируют четкое произношение согласных на концах слов. Вот распространенные упражнения, которые не только помогают отрабатывать правильное звучание согласных в окончаниях, но также учат детей подбирать созвучия к словам – рифмы.

1.Летний день

На лугу цветы цветут – ут-ут-ут, ут-ут-ут.

Птички весело поют – ют-ют-ют, ют-ют-ют.

Злобно комары звенят – ят-ят-ят, ят-ят-ят.

Заяц под кустом сидит – ит-ит-ит, ит-ит-ит.

2.В лесу

Соловей в лесу поет – ет-ет-ет, ет-ет-ет.

Белка шишечку грызет – ет-ет-ет, ет-ет-ет.

Под кустом ежи шуршат – ат-ат-ат, ат-ат-ат.

Дятлы на сосне стучат – ат-ат-ат, ат-ат-ат.

3. В зоопарке

Полосатый тигр рычит – ит-ит-ит, ит-ит-ит.

Медленно змея ползет – ет-ет-ет, ет-ет-ет.

Пасть разинул бегемот – от-от-от, от-от-от.

Быстро лебеди плывут – ут-ут-ут, ут-ут-ут.

Обезьянки там шалят – ят-ят-ят, ят-ят-ят.    

Дети должны понять, что голос может быть похож на музыкальный инструмент и способен звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаясь, то понижаясь.

Для того, чтобы добиться успешных результатов, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка: занятия должны вызывать в нем положительные эмоции, понимание того, что подобная, хоть порой и нелегкая, работа принесет в будущем ощутимую пользу. Кроме того, упражнения с привлечением интеллектуальных компонентов дают возможность использовать накопленный жизненный опыт детей.

С этой целью ребятам дается задание: произнести слово, предложенное педагогом, с нужной интонаций. Для решения поставленной задачи дети должны поднапрячь свой интеллект, подключая к нему воображение.

Задание – стоя в кругу, дети должны передавать друг другу какой-то предмет, произнося его название с соответствующей интонацией:

  1. передавать веревку, произнося при этом слово «змея»;

  2. передавать кубик со словами «лягушка»;

  3. передавать кубик со словами «мороженое»;

  4. передавать пустую коробку и по очереди «вынимать оттуда что-либо воображаемое, обыгрывая название нужным голосовым произношением.

После приобретения детьми некоторых навыков в речевом практикуме можно переходить к более сложным заданиям, например, произносить окончания фраз не формально, тренируя исключительно технические умения, а в нужном настроении, скорости, высоте. Примером подобного тренинга может выступить стихотворение М. Садовского «Есть на свете город Лима». (Обработка для театрального занятия принадлежит М.А. Давыдовой).

Педагог читает отдельно каждую строчку, а дети повторяют ее окончание в требуемых характеристиках. (Исключением является 8-я строчка, в которой повторять надо не окончание, а новое слово – «лимонада»).

       ПЕДАГОГ                                                         ДЕТИ

Есть на свете город Лима.      Лима-Лима-Лима-Лима (спокойно,  повествовательно).

В нем жара неумолима.          Лима-лима-лима-лима (протяжно, недовольно).

Бродят там не для рекламы     ламы-ламы-ламы-ламы (заинтересованно).

Лето кажется пожаром.           Жаром-жаром-жаром-жаром (ускоряя, громче).

Разорвавшимся снарядом.      Рядом-рядом-рядом-рядом (громко, тревожно).

Люди смотрят равнодушно.  Душно-душно-душно-душно (медленно, недовольно).

Реки мчат неумолимо.           Мимо-мимо-мимо-мимо (спокойно, равнодушно).

Привести бы в Лиму надо.    Лимонада, лимонада (радостно, ликующе).

Нас бы мигом обступили.      Пили-пили, пили-пили (ускоряя, усиливая).

Мы бы раздали хороводу       воду-воду, воду-воду (ускоряя, усиливая).

До последнего глоточка!       Точка-точка, точка-точка (радостно, громко).

Полезно также использовать на занятиях диалогические стихи, которые нравятся детям, а их разучивание развивает память и интеллект.

Таким образом, актерские умения незаменимы при общении с детьми, поскольку они помогают воспитателю решать разные образовательные и воспитательные задачи, выступают как средство развития ребенка и осознания им окружающего мира.

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 | Добавил: Admin
Просмотров: 545 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz