ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 7(2016)
КАК ДЕВОЧКА ПОЗНАКОМИЛАСЬ С НОТКАМИ
праздник на музыку П.И. Чайковского
Бирзович М.И.
Участвуют: музыкальный руководитель, девочка, дети-чтецы, фея Музыки, фея Карабос, принцессы, солдатики, кукла, Красная шапочка и Волк, Кот и Кошечка.
Х О Д П Р А З Д Н И К А
В зале стоят диван, мольберт, столик. На мольберте – портрет П.И. Чайковского. Дети под музыку «Нянина сказка» из сборника «Детский альбом» входят в зал, здороваются с гостями, останавливаются у портрета.
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Дети, как называется это музыкальное произведение?
Д е т и. «Нянина сказка» П.И. Чайковского.
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Правильно. Великий русский композитор П.И. Чайковский жил более ста лет назад, но его музыку люди всей земли знают и любят до сих пор! Я предлагаю сегодня вместе с одной девочкой совершить сказочное путешествие в волшебную страну музыки П.И. Чайковского.
Дети садятся на стульчики. Появляется девочка, ложится на диван.
Звучит фрагмент из балета «Щелкунчик» «Колыбельная».
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Девочка долго не могла заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Девочке очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были очень высоко.
Д е в о ч к а. Хорошо бы появилась здесь Фея Музыки, она помогла бы мне поймать песню звезд.
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Звезды пели все громче, и с небес спустилась Фея Музыки. (Звучит фрагмент «Фея Драже» из балета «Щелкунчик»). В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее платье, сотканное из хрустальных капель воды, журчало голосом ручьев и рек.
Ф е я М у з ы к и (входит). Здравствуй, девочка. Я – фея Музыки. Я подарила тебе чудесный дар – слышать музыку. Люди очень редко получают от меня этот небесный дар. Но вижу, тебе этого мало.
Д е в о ч к а. Спасибо за твой волшебный подарок, фея Музыки. Если я поймаю твои нотки, смогут услышать все их.
Ф е я. Это достойная цель. На самом деле все просто. Нужно научиться записывать музыку.
Д е в о ч к а. А как это сделать?
Ф е я. Сначала надо узнать все ноты.
Д е в о ч к а. А как их узнать?
Фея: Они написаны в этой нотной тетради. (Показывает. Звучит вступление к балету «Спящая красавица», в зал неожиданно входит фея Карабос).
К а р а б о с. Меня на праздник не позвали, но все равно я в этом зале.
Веселье, радость не терплю, у вас я ноты украду!
Пусть звуки музыки молчат, и больше песни не звучат! Ха-ха-ха!!!
Фея Карабос отнимает ноты и выбегает из зала.
Ф е я М у з ы к и. Что же теперь делать? Без нот не сможет музыка звучать!
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Дорогая фея Музыки, у нас столько сегодня гостей на празднике, может, они нам помогут.
1-й р е б е н о к. Есть на земле одна страна,
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устает молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?
Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И людям красоту дарить.
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Уважаемая фея Музыки, дети, у нас с вами есть музыкальный инструмент – фортепиано. А в музее мы с вами видели рояль. Тут есть все клавиши.
2-й р е б е н о к. Почему рояль – король?
От рожденья эту роль
Должен инструмент играть,
И не вправе он роптать.
«До» нажмите, «ми» и «ля»,
Слышите, поет земля?
Следом «ре» и «фа» потом,
Словно где-то грянул гром.
«Соль» подольше подержите,
После ноту «си» нажмите,
Это же весны шаги –
Легкокрылы и мягки.
Сами вы теперь узнали –
Целый мир живет в рояле.
Это мир как волшебство,
Всех рояль зовет в него.
Ф е я М у з ы к и. Хорошо, а кого ты пригласила к нам?
Д е в о ч к а. Я пригласила принцесс из сказок.
Ф е я М у з ы к и. Ваши Высочества, мы приглашаем вас!
В зал выходят сказочные принцессы и исполняют свой танец. Звучит «Старинная французская песенка» из «Детского альбома». Принцессы дарят девочке ноту «До». Она отдает ее фее Музыки.
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. Уважаемая фея Музыки, к нам спешат деревянные солдатики.
3-й р е б е н о к. Под звуки марша в бой идут,
Победу празднуют, поют.
Под марш выходят на парад
И маршируют дружно в ряд.
Марш бодрость духа придает,
К свершеньям новым он зовет.
Под звуки марша раз – и встал,
И с новой силой зашагал.
Солдатики исполняют песню на слова В. Лунина.
Затем исполняют «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» и отдают девочке ноту «РЕ».
Ф е я М у з ы к и. Дети, а где живет нотка «МИ»?
Д е т и. У нас есть кукла, давайте у нее спросим.
К у к л а. Я – куколка-красавица,
Умею танцевать,
Люблю кружиться в вальсе я
И глазками моргать.
Исполняется танец куклы, звучит пьеса «Новая кукла» из «Детского альбома». Кукла вручает девочке нотку «МИ».
Ф е я М у з ы к и. Я предлагаю нотку «ФА» поискать в песне.
4-й р е б е н о к. Песня – что это такое?
Это таинство святое,
Миг, когда слова звучат,
В душу к нам войти спешат.
Песня – это откровенье,
Это голоса рожденье
И соединенье глаз,
Песня вдохновляет нас.
Дети исполняют «Детскую песенку» на слова К.С. Аксакова, муз. П.И. Чайковского.
Фея получает нотку «ФА».
К р а с н а я Ш а п о ч к а. Дорогая Фея, у нас с Волком есть нотка «Соль».
Исполняется фрагмент из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского
«Красная Шапочка и Серый Волк». Волк вручает нотку «Соль».
К о т. Уважаемая девочка, у нас есть для тебя нотка «ЛЯ».
Исполняется фрагмент «Кот в сапогах и Белая Кошечка» под музыку
из балета «Спящая красавица».
Ф е я М у з ы к и. Какой нотки не хватает?
Д е т и. Ноты «СИ»!
Ф е я М у з ы к и. Предлагаю поискать недостающую нотку в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик»!
Исполняется «Русский танец» из балета «Щелкунчик».
Дети отдают нотку «СИ».
Ф е я М у з ы к и. Все нотки собрались вместе, но чего-то не хватает. Ведь, чтобы зазвучала музыка, что должно быть перед нотками?
Д е в о ч к а. Нужен скрипичный ключ.
Чтобы нотки зазвучали,
Нужен ноткам свой начальник.
Познакомьтесь, ключ скрипичный –
Командир для нот отличный!
Днем и ночью неустанно
Он стоит в начале стана
И всем нотам говорит:
«Путь для музыки открыт!»
Ф е я М у з ы к и. Завитой красивый знак
Нарисуем мы вот так!
Дети выбирают дирижера.
Все дети исполняют игру-оркестр «Гросфатер» из балета «Щелкунчик».
Ф е я М у з ы к и. Сегодня мы вспомнили много прекрасных произведений П.И. Чайковского. Пусть эта музыка останется в ваших сердцах, пусть она звучит, когда вам весело, когда вам грустно… Эта музыка – как путеводная звезда, такая яркая, нежная и очень красивая останется с вами на всю жизнь!
М у з ы к а л ь н ы й р у к о в о д и т е л ь. А я вам предлагаю нарисовать эту музыку для Феи.
Под музыку «Нянина сказка» из «Детского альбома П.И. Чайковского дети выходят из зала.
Примечание. В написании сценария использованы материалы О.П. Радыновой.
|