ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 7(2016)
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Чиркова Г.В.
Дошкольное детство – период, когда у ребенка начинают формироваться характер, вкусы, интерес к окружающему его миру. Поэтому очень важно, начиная именно с этого возраста, показывать детям правильные примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. И желательно демонстрировать это ярко, увлекательно, интересно. Надо дать дошкольникам возможность эмоционально переживать и хорошее, и плохое, помогая тем самым им выработать свое отношение к увиденному. И здесь свою незаменимую роль способен сыграть кукольный театр.
Кукольный театр располагает большими воспитательными возможностями, так как он воздействует на ребенка целым комплексом педагогических средств и приемов. Художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое в силу конкретно-образного мышления дошкольника помогает ему легче, лучше и правильнее понять содержание спектакля.
Спектакль театра кукол расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти. После просмотра представления они делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о спектакле своим родителям. Подобные разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои мысли и чувства.
Дети передают в собственных играх различные эпизоды спектакля, лепят из пластилина фигурки персонажей и даже целые сценки из него. Кукольный спектакль находит отражение в их творческих играх: дети самостоятельно устраивают театр, и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Такие игры развивают творческие способности дошкольников, учат их рационально и с пользой для себя организовывать свой личный досуг. Для того, чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание и, параллельно с ним, – практические навыки работы с куклой.
Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в раннем возрасте. Для этой цели подойдут театральные куклы пальчикового театра или театра картинок на фланелеграфе, перчаточного театра, театра рукавичек, настольного театра.
Приглашая детей на занятие с участием кукольных героев, мы вовлекаем их в игру, поскольку такая театральная условность близка дошкольнику, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети охотно отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасностях и оказывают помощь персонажам театра.
Чтобы пробудить у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, необходимо театральные занятия проводить регулярно, и потом каждое из проведенных занятий повторять. Потому что такой прием способствует лучшему усвоению материала.
На этих занятиях дети тренируют мимику, оттачивают жесты, развивают речь, интонацию, воображение и фантазию. Большое место отводится упражнениям на общение и ведение диалога, что направлено на стимулирование коммуникативных способностей. В этом очень помогают куклы: би-ба-бо, марионетки, пальчиковые куклы, театр миниатюр, настольно-плоскостной, конусный и тростевой. Из простых этюдов и упражнений в дальнейшем складывается образ героя, например, сердитой козы, гостеприимной белочки, добрых соседей-зверушек и т.д., что дает возможность впоследствии разыгрывать любую сказку или инсценировку. Такая целенаправленная работа позволяет детям накопить впечатления о героях литературного произведения, на основе которого строится сюжет кукольной постановки.
Трудно переоценить значение театра в развитии детской речи, в накоплении словарного запаса, тренировки ее эмоциональной подачи. Шутки, потешки, небольшие стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки делают речь детей внятной и образной. Общая тема, проведенная через все занятие, позволяет детям наиболее полно представить себе тот или иной сказочный образ. Стихотворный язык, язык сказок приближен к народной бытовой речи, поэтому вполне доступен детям, легко ими усваивается и запоминается без особых усилий.
Театр, в который мы играем с детьми, помогает ребенку узнать себя, поверить в себя, ощутить силу слова – «действовать словом», учиться наполнять текст точной мыслью. Вводя малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи через элементы театральной деятельности, мы реализуем одновременно три цели:
– «погружаем» детей в присущую им стихию игры;
– развиваем у них полезные психические функции, необходимые для последующей регулярной школьной учебы;
– придаем учебному процессу привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
Регулярность проведения занятий, их системность, а не спонтанность, позволяет добиваться достаточно высоких педагогических результатов. При этом в процессе разучивания материала необходимо соблюдать следующие принципы:
– следование природе ребенка, его темпераменту, характеру;
– заинтересованность, новизна, сюрприз;
– обучение через игру;
– импровизация;
– закрепление радости успеха;
– разнообразие видов кукольного театра;
– подбор доступного и интересного материала;
– воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.
Участие взрослого в театральных играх и спектаклях, заинтересованность родителей, совместное изготовление кукол, декораций, постановочных атрибутов, афиш сплачивает дошкольный коллектив и делает работу творческой, а, значит, – интересной. Только добрые отношения помогут нам развить в ребенке творческие способности, привить ему лидерские качества, которые так потом ему пригодятся и в школе, и во взрослой жизни.
В театре игрушек обычно все внимание сосредотачивается на игрушке, дети с громадным увлечением следят за происходящим действием, ведь это так интересно, когда их любимый зайчик превращается в актера и выступает перед ними!
Истинный представитель русской театральной школы, режиссер и педагог театральных ВУЗов Станислав Георгиевич Коренев с большим уважением относился к творчеству в детском саду. Например, он совершенно искренне утверждал, что профессия музыкального руководителя – уникальна по своей специфике, и что лишь самобытные, творческие личности, сами увлеченные своим делом, могут успешно работать с маленькими детьми. Как-то раз в шутку он произнес следующее: «В Москве до вас был всего лишь один Малый театр, а теперь с нашей легкой руки появились и маленькие театры».
Он прав: в каждом детском саду малыши в той или иной степени приобщаются к древнему театральному искусству, принимая в нем участие не только как зрители, но и как активные юные актеры, исполнители. Важно, чтобы педагоги умело направляли театрализованную деятельность, поддерживая детскую увлеченность при работе над специализированными играми и постановками. Счастливые улыбки и радостные лица детей будут нам наградой!
|