ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 7(2016)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Коноплева А.П.
В программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений по ознакомлению с окружающим миром можно выделить ряд тем, изучение которых предполагает не только формирование знаний, умений и навыков по предмету, но и имеет своей целью облегчить социально-психологическую адаптацию и обучить детей с нарушениями зрения правилам безопасного поведения.
Уроки по данным темам должны проводиться в нетрадиционной форме при активном участии детей. Кроме того, у детей с глубокими нарушениями зрения необходимо предварительно сформировать представления о действиях и предметах, используемых на данных уроках.
Один из вариантов проведения уроков – использование театральных постановок при энергичном содействии самих детей. Именно игра-драматизация учебного материала – это один из самых действенных способов применения принципа наглядности для детей с нарушениями зрения. Ученики, проиграв какой-либо этюд, практически пребывают в исследуемой ситуации и проверяют на своем жизненно-игровом опыте предположение и варианты поведения, и решения проблемы в подобной ситуации.
Основная цель подобного обучения:
– формирование у детей чувства опасности;
– привитие им навыков безопасного обращения с бытовыми приборами;
– ознакомление с правильным поведением во время пожара, при общении с незнакомыми людьми.
Работа на подобных уроках ведется в двух направлениях:
1. Создание игровой проблемной ситуации, поиск путей ее решения, проигрывание сценки, определение правил поведения в подобной ситуации;
2. Совместная театральная инсценировка детей и взрослых; определение правил поведения по итогам инсценировки.
Виды театральной деятельности:
– театр на фланелеграфе;
– настольный театр;
– кукольный театр;
– театр игрушек.
Приведу пример методической разработки для детей 1-2 классов по теме «Правила противопожарной безопасности».
Совместная театральная инсценировка педагога и обучающихся
Тема: «Пожарная безопасность»
Цель: отработать последовательность первоначальных действий в случае возникновения пожара.
Задачи инсценировки:
1. знакомство обучающихся с основными причинами пожаров;
2. определение правил поведения при обращении с огнем и возникновении опасных ситуаций.
Оборудование: макеты теремка (игрушечный домик) и поляны, фигурки зверей, игрушечные модели пожарной машины и скорой помощи; условные обозначения – фигурки «огонь», «петарды», «угольки».
Если в инсценировке участвуют дети с глубокими нарушениями зрения, то проводится предварительная индивидуальная работа:
– ощупывание макетов, фигурок настольного театра, соотнесение их образа с реальными объектами;
– определение расположения макета и фигурок на столе и относительно друг друга;
– предварительное проигрывание всех ситуаций.
Действия с фигурками выполняют 5-6 обучающихся. Роли можно распределить заранее или по ходу игры. Текст может читать учитель, или инсценировка может быть заранее подготовлена с детьми. Для трансляции действий всему классу используется документ-камера и интерактивная доска.
Содержательная часть
«Жили-были в теремке…»
настольный театр
У леса на опушке живут звери в избушке: лягушка, зайчик, волк, лиса и мышь-норушка. Живут они, не тужат: песни поют, пироги пекут. А петух на подоконнике им играет на гармонике.
1-я ситуация:
Раз пошли все прогуляться,
На качелях покачаться.
Мышка дома лишь осталась,
Пирожки печь обязалась.
Только все сошли с крылечка,
Мышка села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Мышка тихо повздыхала, посидела
И пошла к столу: «За дело!».
Хочет яйца взбить
Да и тесто замесить.
И совсем-то позабыла,
В печке дверцу затворить.
Уголек-озорник выскочил из печки.
Соскочил он на полено,
Перед печкой выжег пол.
Задымилось все кругом!
Идет дым столбом!
Мышка лапками всплеснула
И окошко распахнула…
Вопрос 1: Что произошло дальше?
Действия детей: Дети прикрепляют фигурки – обозначения пламени к разным частям макета «Теремок».
Вывод: Мышка поступила неправильно: распахнула широко окно. Подул ветер, раздул пламя, начался настоящий пожар.
Вопрос 2:
– Как должна была действовать мышка, чтобы не допустить пожара?
Выводы: Мышка должна была следить за огнем в печке, закрывать плотно дверцу. Сухое дерево (полено), а также полотенца, тряпки не должны находиться близко к огню, плите. Небольшое возгорание можно было потушить самостоятельно (залить водой), если горят не электроприборы.
Вопрос 3:
– Как должна вести себя мышка во время пожара?
Проигрывание ситуации:
1) Мышка звонит лесным пожарным – 01.
2) Мышка выходит через дверь на улицу, если фигурка, изображающая пламя, не перекрыла дверь.
3) Мышка покидает дом через окно, если это невозможно, то стоит у окна, прижав к носу мокрую ткань и ждет помощи.
4) Подъезжает пожарная машина. Пожарный-медведь спасает мышку и тушит пожар.
Выводы:
– При пожаре нужно вызывать пожарную команду по телефону 01.
– Необходимо покинуть помещение через ближайший свободный выход.
– При невозможности уйти от огня нельзя прятаться, нужно стоять у окна, закрыв лицо мокрой тканью, и ждать помощи.
2-я ситуация:
Быстро дни бегут вперед,
В теремке живет народ.
Новый год уж к ним идет!
В ярком свете теремок,
В нем звучит тяжелый рок.
Вышли звери на опушку,
Пляшут не жалея ног.
«Перед домом на полянке
будем зажигать петарды,
«Я петарды сам создал, –
зайчик весело сказал,
В них порох, свечки, мишура.
Сейчас взорвется все. Ура!»
И тут произошел хлопок.
Вспыхнул, взвился огонек!
Вот он змейкой торопливой
по сухой скользит траве.
Вот косматой, рыжей гривой
полыхает на коре…
Вопрос 1:
– Продолжите фразу: «Пожарные приехали, огонь потушили,
А зверюшки… (домика лишились)». Что произошло дальше?
Проигрывание ситуации. Дети убирают макеты деревьев, ставят сухие веточки. Вместо теремка – камешки-угольки. Звери сидят вокруг угольков. Они плачут. У зайца грязные ушки и мордочка, он жалуется на боль в обожженной лапке. На поляну въезжает машина «Скорой помощи» и увозит зайца.
Выводы:
1. Нельзя пользоваться самодельными петардами.
2. Нельзя запускать петарды в лесу и вблизи жилых зданий.
3. При возникновении пожара необходимо вызвать пожарную команду и «Скорую помощь».
3-я ситуация:
У волка была привычка –
Зажженные спички,
Шагая, бросать тут и там.
Серый волк Тимофей чиркнул спичкой –
Чуть не поджег домик зверей!
Лесной народ прибежал,
Волка отругал:
«Нельзя со спичками играть!
Надоело нам теремок от пожара спасать!
Ты, волк, правила должен знать.
Тебя в лесную школу нужно послать».
Вопрос 1:
– Какие правила должен узнать волк в лесной школе?
Проигрывание ситуации и выводы:
Дети берут себе понравившегося героя сказки «Теремок» и от его имени рассказывают волку правила пожарной безопасности.
|