ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 7(2016)
ИГРОВАЯ ГОСТИНАЯ
образовательное пространство как средство социализации
детей дошкольного возраста
Рузманова Н.С.
«В игре детей есть часто смысл глубокий»
И.Ф. Шиллер
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми: внимание, наблюдательность, сосредоточенность, коммуникабельность, креативность.
Однако надо помнить, что умение играть возникает у ребенка не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Умению играть следует учиться, значит, необходимо специально приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Современные требования к всестороннему развитию ребенка часто приводят к чрезмерному акцентированию внимания к учебным занятиям в ущерб игровой деятельности дошкольников. Родителей и современных педагогов, видимо, в большей степени устраивают занятия, где можно относительно быстро получить конкретный результат достижений ребенка. И очевидно, вследствие подобного «педалирования», игра уходит из детства малыша.
Как результат: представления современных детей о взрослом мире все более запутываются, а восприятие общечеловеческих ценностей и устройства мира взрослых, в силу своей разобщенности, затруднено. В итоге из-за этого наблюдается заметное снижение представлений детей о мире профессий, о социальных ролях, размываются или искажаются их представления о семейных ценностях.
Из-за недостаточной игровой проработанности сектора природной направленности у детей снижается уровень их знаний о мире животных и растений, времен года и многое из сферы естественнонаучных знаний. Вместе с этим растет тревожность перед будущим. Так, при вполне достаточной информированности детей о школе их представления об учебе в большой мере носят тревожный характер, что вызывает заметное напряжение и дальнейшее нежелание учиться.
Для преодоления современных негативных тенденций, с целью улучшения комфортного пребывания в группе и обогащения игры дошкольников мы оформили «игровую гостиную», в которой постарались создать условия для развития игровых навыков и стимулирования познавательной активности у дошкольников.
Образовательное пространство «игровая гостиная» позволяет ребенку участвовать как в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, так и при необходимости уединиться. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной зоне есть островок для разных видов деятельности: двигательной, игровой, экспериментально-поисковой, изобретательной, конструктивной, сюжетно-ролевой и т. д.
Например, для индивидуально-дифференцированного отдыха детей в гостиной предусмотрены «тихие уголки»: кресло – кокон, листок, мягкие диваны, домики. Здесь каждый ребенок может при желании уединиться и самостоятельно поиграть с любимой игрушкой.
Для появления чувства защищенности и усиления психологической комфортности в уголках развивающего пространства всегда висят рисунки и другие работы детей, выполненные в разнообразных видах техники и способствующие детской активности.
Наличие разных островков обеспечивает право ребенка на любимое занятие, где реализуются его индивидуальные интересы, склонности и потребности. К примеру, островок конструирования и экспериментально-поисковой деятельности способствуют развитию любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей. Здесь дети открывают и развивают для себя возможности моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами.
Для учета специфики возрастных особенностей «игровая гостиная» предусматривает соответствующую возрастную адресованность присутствующего в ней оборудования и материалов. Так, дети среднего дошкольного возраста развивают игровое взаимодействие в сюжетно-ролевых играх: магазин, у врача, на кухне, в парикмахерской. А дети 5-6 лет уже достаточно свободно занимаются конструированием, экспериментами, работой с микроскопом, знакомством с новыми книгами и настольными играми.
Для учета полоролевых особенностей предметно-развивающая среда отвечает интересам как мальчиков, так и девочек. Например, для мальчиков 5-6 лет есть мастерская с образцами изготовления разнообразной техники, а для девочек – парикмахерская и набор для изготовления браслетов и бус из бисера и т.д.
Основной эффект работы гостиной заключается в новизне игрового пространства и альтернативности его содержания, что позволяет педагогу стимулировать произвольность и развивать сферы интересов ребенка, проводить занятия различной сложности.
Как показали наблюдения, образовательное пространство «игровая гостиная» есть удобное, положительно зарекомендовавшее себя педагогическое звено, которое успешно выступает в качестве средства социализации детей дошкольного возраста и является незаменимым атрибутом для повседневного использования ее в практической воспитательной деятельности.
|