ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 7(2016)
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Сачкова Л.Е.
Чтобы было понятно, о чем эта статья, хочу привести примеры запросов родителей детей из младшей группы детского сада, в которой я работаю.
«Моему сыну 3 года. Начали ходить в детский сад, и он стал часто болеть. Почему так? Что нам делать?»
«До трех лет моя дочка не могла быть ни с кем, кроме меня. Даже с бабушкой не оставалась. Сейчас пошли в детский сад, и она стала совсем нервной, закатывает истерики. Помогите нам, пожалуйста».
«Настенька ходит в сад нормально, но стала какая-то тихая, часто чувствует недомогание, остается дома. А до этого она практически не болела. С чем это может быть связано?»
Актуальность данного вопроса сейчас стоит как нельзя остро. Все чаще мы встречаемся с тем, что дети упорно не хотят идти в детский сад, часто болеют или придумывают себе заболевания. В чем же заключается причина данного явления?
Наши современные дети во многом отличаются от нас, поколения их родителей. Если нас в детстве насильно заставляли что-то делать или наказывали, и порой это помогало, то сегодняшние малыши могут лишь на время покориться (но последствия этого могут выражаться иногда в психосоматических заболеваниях, когда настоящей болезни нет, а все признаки присутствуют), а потом взбунтуются еще сильнее. Правило кнута и пряника сейчас неактуально. Нам приходится находить другие, более тонкие методы воздействия на ребенка. В первую очередь, надо учить наших детей слушать, слышать и уметь договариваться с ними.
Став мамой, я также столкнулась с этой проблемой.
Когда мой старший сын Миша в два годика пошел в детский сад, то мои родители не очень хотели этого и заранее постоянно жалели его. В итоге две недели из четырех он проводил с ними дома, мучаясь простудами и недомоганиями. Но как только я поняла подоплеку этой ситуации, и у меня с родителями состоялся важный разговор, в котором я объяснила сущность возникшей проблемы, то они все поняли правильно и постарались изменить свое поведение.
Вот тогда и мой малыш, как по волшебству, перестал болеть и стал ходить в детский сад с большим желанием. Помня об этом, позже бабушка и дедушка свои отношения с младшими внучками уже строили по другой схеме. Сейчас малыш вырос в кадета Михаила и успешно учится в Кадетском корпусе, дочка Анечка с удовольствием получает знания в средней школе, а 4-летняя Настенька очень переживает, когда по каким-либо причинам ей приходиться пропустить детский сад или занятия в бассейне.
Лучше, если решение отправить ребенка в детский сад будет общим, принятым, как говорится, «на семейном совете», сообща. Так как, если ребенок почувствует, что кто-то в семье считает его «несчастным, отданным чужим людям» (а ведь дети – очень тонкие психологи и умеют выделять нужное им в ваших словах, чувствах, отношениях), то именно к этому человеку он будет обращаться с просьбами оставить его дома. Если вы искренне и с желанием отпустите малыша к другим детям и взрослым, успокоите его и будете спокойно ждать встречи с ним вечером, тогда и он тоже будет с удовольствием ходить в детский сад.
А как же сделать привыкание ребенка к саду более легким и незаметным?
Для того, чтобы будущему воспитаннику было интересно и комфортно в саду, теперь надо готовиться заранее. Желательно за год до предполагаемого выхода в детский сад начать приучать ребенка к определенному режиму дня, чтобы уменьшить отличия между жизнью дома и жизнью в детском саду. Также мамам и бабушкам желательно узнать рацион питания в том детском саду, куда они планируют привести малыша. Сейчас очень большое внимание уделяется здоровому питанию, наполненному витаминами и необходимыми веществами для лучшего развития организма ребенка. Поэтому и в домашних условиях не забывайте обогащать детское меню полноценными продуктами.
Подготовка к поступлению в детский сад напоминает подбор почвы для пересадки цветов – чем тщательней вы выберете грунт, тем легче пройдет привыкание растения к новым для него условиям.
– Когда же лучше всего начать водить ребенка в детский сад? – спрашивают нас родители.
К 2,5-3 годам дети, чаще всего, уже бывают готовы сделать первый шаг от родителей и стремятся к общению со сверстниками. Поэтому данный возраст, по мнению педагогов и психологов, – самый оптимальный для начала посещения детского сада. Детское желание быть рядом с мамой пока еще очень велико, но жажда нового общения бывает сильнее. И здесь самое главное для родителей – поддержать ребенка в его стремлении.
Именно в этот момент очень важно, чтобы взрослые дома использовали ряд приемов, помогающих им и малышу успешно пройти период адаптации в детском саду.
Вот некоторые из таких доступных приемов.
В домашних беседах при ребенке рассказывайте друг другу больше интересного и завлекательного, что вы слышали и знаете о детских садах вообще. Например, «там у тебя появится много новых друзей», «там вы будете проводить интересные праздники», «там ты научишься играть в новые игры» и т. д. Отвечайте на вопросы малыша подробно, заинтересованно.
Приводя ребенка в детский сад, постарайтесь настраивать его на «еще один удивительно интересный день в детском саду с новыми друзьями». А забирая его домой, непременно спрашивайте, как он провел день: что интересного было у него в детском саду, что он узнал, во что играл, с кем подружился, что ему еще хотелось бы услышать и увидеть в детском саду. Этим вы настраиваете его на следующий позитивный день.
Помните, что желание ребенка быть рядом с вами – это нормально и естественно. Поддержите его своей любовью и помните – ему хорошо в детском саду, и скоро вы снова встретитесь, чтобы рассказать друг другу об открытиях этого дня и поделиться планами на будущее.
Родители, как любящие садоводы, ухаживают за своими детьми, как за самыми хрупкими и нежными цветами своего сада. Передавая своих малышей воспитателю, обязательно делитесь своим опытом и секретами по уходу за детьми. Воспитатели же, как опытные цветоводы, могут привнести свежие идеи и решения в вопросы воспитания. Чаще общайтесь и обменивайтесь опытом. Тогда совместными усилиями родителей и воспитателей мы сможем возродить цветочное великолепие нашего мира.
В дальнейшем мы продолжим публикации статей по данному вопросу и будем рады узнать:
– какие еще вопросы интересует вас?
– чем вы лично хотели бы поделиться из своего педагогического опыта?
– какие проблемные ситуации мы не затронули, а вас они интересуют?
Будем рады общению. Давайте вместе растить цветы нашей жизни!
|