ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 7(2016)
УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!
Шандрина Т.Г.
Цель:
– учить детей старшего дошкольного возраста умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам;
– использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой);
– закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно настроению, переданному в произведении;
– развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение;
– закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания
Оборудование и материалы: бумага, краски, кисти, зубные щетки, стеки, репродукции картин (И. Левитан «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень» и др.), разноцветные листья для игры.
Использованные методы: набрызг (разбрызгивание капель краски с помощью зубной щетки и стеки), рисование деревьев кулачком, ладошкой, пальчиковая живопись при изображении листьев и плодов
Коррекционные задачи:
– развитие внимания;
– развитие памяти;
– развитие наглядно-образного мышления;
– сенсорное развитие;
– развитие мелкой моторики.
Словарная работа: золотая осень, листопад, дуновение ветра, хмурые деньки, очей очарованье, унылая пора.
Предварительная работа: чтение стихов русских поэтов; рассматривание репродукций с картин И. Левитана «Золотая осень», И. Бродской «Опавшие листья», В. Поленова «Золотая осень»; слушание музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года»; прогулка в парк, сбор осенних листьев, оформление гербария, рассматривание открыток и иллюстраций, рисование листьев, деревьев разными способами. Подготовка фона для рисования «Золотой осени» различными методами (набрызг, рисунок стекой).
Х О Д З А Н Я Т И Я
На мольберте представлены две известные детям картины.
Картину И. Левитана «Золотая осень» дети уже знают, но их вниманию представлена репродукция новой картины художника И. Остроухова «Осень золотая».
Введение в тему
Под звуки музыки (П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года») воспитатель читает пушкинские строки: «Унылая пора! Очей очарованье!..»
– Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Основная часть
Проводится разбор образов, изображенных на картинах, и художественных средств, с помощью которых они воплощены, по вопросам воспитателя.
– Какое время года описал А.С. Пушкин в этих строках?
– Что изобразил на своей картине художник И. Остроухов?
Воспитатель обращает внимание детей на передний план картины.
– Какими красками нарисовал художник деревья?
– А листья?
– Какая цветовая гамма подобрана – теплая или холодная?
Дети отвечают на вопросы, если возникают трудности в ответе,
то воспитатель помогает наводящими вопросами.
По окончании разбора воспитатель делает обобщение ответов детей.
– Осень имеет свой характер, она каждый день меняет свое настроение: осень волнуется, ласкается, хмурится, радуется, плачет, нехотя прощается с теплым летом. Художник – человек наблюдательный, он отражает капризы природы в своих пейзажах.
Физкультминутка
В о с п и т а т е л ь. Ребята, давайте поиграем.
Воспитатель проводит игру-импровизацию «Ветер-озорник и шаловливые листья».
Дети играют с листьями различного цвета, воспроизводя через собственные движения их стремительный полет, тревожный трепет, плавное падение – спуск.
По окончании игры листья раскладываются по цветам в корзинки такого же цвета (повторение цвета).
Творческая деятельность
В о с п и т а т е л ь. Сейчас вы превратитесь в художников. Как бы вы изобразили деревья нетрадиционным способом?
Воспитатель вспоминает с детьми разные изобразительные приемы: как можно нарисовать дерево различными способами (ладошками, кулачками).
Самостоятельная работа детей
Каждый из детей рисует дерево выбранными ими разными способами и украшают его листьями.
По окончании все осенние пейзажи объединяются в один общий.
В о с п и т а т е л ь. Дети, посмотрите, из всех ваших рисунков, сложенных у нас получается настоящий осенний лес. Давайте отойдем от рисунков на несколько шагов назад и рассмотрим их внимательно все вместе.
Дети любуются своими рисунками.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, расскажите, какие способы каждый из вас использовал,
чтобы нарисовать свое осеннее дерево.
Дети рассказывают какими способами они рисовали деревья и листья.
В о с п и т а т е л ь. А теперь попробуйте сравнить свой рисунок с
теми картинами, которые нарисовали профессиональные
художники. В чем сходство ваших рисунков с картиной, и есть ли
разница. В чем заключается отличие, если оно есть.
Дети сопоставляют свои рисунки с репродукциями, выставленными на мольбертах: картины И. Грабаря «Осенний день»,
В. Бальницкого-Бируля «Осенний ветер», И. Горлова «Осень».
Рефлексия
Воспитатель подводит итоги занятия, дети отвечают на поставленные вопросы.
– Что нового вы узнали сегодня?
– Чем вы занимались?
– Что вам понравилось на занятии?
– В начале занятия вы услышали стихи поэта А.С. Пушкина об осени, которые начинались словами «Осенняя пора! Очей очарованье!» Можно ли сказать «очей очарованье» о ваших рисунках и картинах художников?
|