Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
12:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017

Абрамян Л.А., Демьянова И.В. , Дымочко А.В. , Шмарова О.А. Сундучок сказок
08.11.2017, 00:03

Сундучок сказок

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Дымочко А.В. , Шмарова О.А. 

 

пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

С введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта комплексом основных характеристик дошкольного образования (развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка). В связи с этим, профессиональная деятельность педагогов должна предполагать поиск новых оптимальных подходов к формированию этих качеств. На наш взгляд, одним из путей развития данных целевых ориентиров является планомерная и систематичная работа по развитию творческого воображения и, как следствие, творческого мышления. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Воображение старших дошкольников — это необходимая ступень в развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий.

Применение лишь традиционных методов и средств является, в современных условиях, недостаточным. Необходимо использовать возможности современных образовательных технологий, что позволит оптимизировать образовательный процесс.

Программа «Сундучок сказок» направлена на развитие творческого мышления и воображения у старших дошкольников.

Цель и задачи программы:

Цель программы развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, оригинальных способов решения заданных задач, а как следствие, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Задачи программы:

задачи в обучении:

  1. Научить выражать свои чувства, настроения и переживания так, чтобы быть понятыми окружающими;
  2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
  3. Научить невербальному общению с окружающими;

4. Научить понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям.
задачи в развитии:

1.Развивать творческие способности и продуктивное воображение дошкольников посредством пластики тела;

2. Способствовать речевому развитию детей, обогащению активного словаря;

3. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

4. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;

5. Развивать произвольное внимание, образное мышление, образ «Я».
задачи в воспитании:

1. Приобщать детей к музыкальной культуре;
2. Формировать художественно-эстетический вкус детей.

3. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

4. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Новизна и отличительные особенности программы:

1. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

В своих играх дети старшего дошкольного возраста учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Поэтому все занятия основаны на игровой деятельности детей.

2. При построении занятий мы используем три основных закона развития творческого воображения, сформулированных Л.С. Выготским:

  • Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Отсюда следствие: помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
  • Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта.
  • Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

В программно-методический комплекс вошли: систематизированные варианты игровых заданий и упражнений, игры, конспекты НОД; дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей; методы целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей.

В работе с детьми мы используем следующие методы и технологии ТРИЗ:

  • Психологический тренинг (активизация зрительного, тактильного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов) – развиваем восприятие;
  • «Метод маленьких человечков» (живая и условно-символическая модели)- развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
  • Метод эмпатии, дорисовывания фигур, типовые приемы фантазирования, придумывание загадок, историй, сказок развивают воображение, мышление, речь.
  • Применение проблемного метода и мозгового штурма учит видеть противоречие, формулировать и разрешать его. Это формирует задатки диалектического мышления.

При использовании творческих заданий учитываем следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.

  • Принцип открытости.

Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.

  • Принцип деятельности.

Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности.

  • Принцип обратной связи.

Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.

  • Принцип интеграции.

Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний.

  • Принцип личностной ориентации.

Мы стремимся к тому, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно; дети были ориентированы на успех и мотивацию успешности.

Структура занятия:

Занятия составлены таким образом, что по завершении определенного блока, итогом стал составленный детьми небольшая сказка, придуманная и проигранная ими с помощью движений, мимики, пантомимики.

В своей работе мы, добиваясь поставленной цели, одновременно решаем задачи речевого, музыкального и коммуникативного развития.

Содержание занятий речевой направленности включает в себя знакомство с соответствующими возрасту народными и авторскими сказками, системный анализа сказочного сюжета ( по методике И.Н. Мурашковской), выявление наиболее понравившихся и запомнившихся сказочных героев, анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "Да-Нет" (Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.), составление творческих рассказов по картине (Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б.), а также дидактические игры, направленные на формирование творческого мышления дошкольников (Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Результатом этих занятий становится создание детьми с помощью ТРИЗ – технологий новых образов и составление с их использованием новых сказок).

Занятия музыкального – коммуникативного блока направлены на развитие пластики тела. Они носят сюжетный характер и основаны на результатах занятий речевой направленности. Дети дошкольного возраста с помощью музыки заменяют слова и образы жестами, так как детям дошкольного возраста легче выразить свои впечатления, чувства и эмоции, полученные из книг, через пластику своего тела. Обогащая музыкально-слуховые навыки детей, мы учим их понимать, что движения, жесты, мимика и пантомимика имеют свой смысл, с их помощью можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно «рассказать» целую историю, не издавая ни звука. И в этом детям помогают тщательно подобранные музыкальные произведения. Музыка оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Она помогает двигаться ритмично, выразительно, координировано, передавая придуманный детьми образ. Характер музыкального произведения придает выразительность движениям тела. Постепенно движения ребенка становятся «музыкальными» даже в отсутствии музыки.

Содержание занятий включает в себя образные миниатюры, танцевальные комбинации, этюды, творческие задания, направленные на пластическое создание придуманных детьми образов, а также (игры, направленные на коммуникативное развитие, сотрудничество, партнерские отношения).
Формы, методы работы

Средством педагогического воздействия на развитие творческого мышления дошкольников является система творческих заданий. Позиция педагога – партнерская, побуждающая детей к активности, свободе самовыражения.

 

Средства обучения, используемые при работе с детьми: нstyle="line-height:150%">аглядно-дидактический материал, компьютерные презентации, ТСО, современные медийные средства (компьютер, принтер).

 

Формы и режим занятий:

Форма обучения:очная– групповая

Режим занятий:

Организационно-педагогические условия

Программа реализуется в условиях дошкольного учреждения. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 30 минут. Для проведения занятий должна быть создана необходимая материально-техническая база: помещение для группы детей (групповая комната и музыкальный зал), методическое оборудование (игрушки, наглядные пособия и картинки), принадлежности для творчества ( при необходимости: цветная бумага, картон, краски, пластилин, клей, различные природные и бросовые материалы), шаблоны, книги, сказки.

Программа рассчитана на весь учебный год, 30 занятий.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

Развитие творческого потенциала личности ребенка, а также таких качеств, как творческая фантазия и воображение, наблюдательность; ассоциативное и образное мышление, коммуникабельность, формирование партнерских отношений в группе.
Механизм выявления образовательных результатов программы:

Результаты реализации программы выявляются на итоговых занятиях с помощью наблюдения за детьми, а также с помощью диагностики, которая проводится два раза: входящая и итоговая. Процедура диагностики проходит в виде игровых упражнений. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим детей предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Данная батарея тестов составлена на основе батареи, предложенной Е.Туник несколько сокращена для реализации данной программы. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса (Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты, Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона,Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности).

Формы подведения итогов реализации программы: публичная презентация результатов программы на итоговом педагогическом совете.

Учебно-тематическое планирование

пп

Блоки, темы, методы и приемы

Количество часов

Речевой блок

Музыкально – коммуникатив-ный блок

Интегрированое занятие

Всего

1

Введение.

Входная диагностика творческого мышления:

1

1

-

2

2

Русская народная сказка «Лиса и кувшин»

1

1

1

3

3

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

1

1

1

3

4

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

2

2

1

5

5

П.Бажов «Серебрянное копытце»

2

2

1

5

6

Н.Телешов «Крупеничка»

2

2

1

5

7

В.Катков «Цветик – семицветик»

2

2

1

5

8

Итоговая диагностика творческого мышления:

1

1

-

2

 

Всего часов:

12

12

6

30

             

 

Список использованной литературы опубликован в сборнике "Образование. Дети. Творчество"8(2017)

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 | Добавил: Admin
Просмотров: 829 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz