ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
урок-путешествие
Бажина А.А.
Цель: воспитание гражданственности, чувства любви к Родине.
Задачи: обобщить знания учащихся о малых жанрах фольклора; развивать творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
– формирование умения подбирать тексты в соответствии с заданием;
– формирование умения работать в группе;
– знание произведений устного народного творчества;
– выразительное рассказывание произведений устного народного творчества;
– формирование умения создавать инсценировки и сценарии.
Ресурсы-оборудование: паззлы: загадки; карточки с заданиями; карта; музыкальное сопровождение; ноутбук; игры.
Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я
В е д у щ а я. Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Кто из вас знает, что такое устное народное творчество? Давайте с вами вспомним, какие виды устного народного творчества мы знаем. (Мифы, пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др.). Устное народное творчество – это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имен, созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали, своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть для того, чтобы было еще интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Итак, наше путешествие начинается! Во время путешествия необходимо соблюдать следующие правила: быть веселыми и активными; внимательно слушать вопросы; не шуметь; не перебивать друг друга; не перебивать другую команду. А теперь пришло время представиться командам. (Представление команд).
Первая команда _____________________________________________
Вторая команда______________________________________________
В е д у щ а я. Команды, готовы? (Д е т и: «Да»). Тогда начнем наше увлекательное путешествие. (Стук в дверь). Ребята, мы еще кого-то ждем? Как вы думаете, кто бы это мог быть? Давайте посмотрим. Ух, ты! Так это же почтальон! Ребята, как вы думаете, что он нам принес? Ну, конечно же, это карта, и она нам будет помогать. Мы с вами путешествуем по станциям, и выполняем задания за правильные ответы которых получаем жетоны. Победит та команда, которая наберет большее количество жетонов. Перед вами карта, посмотри на нее, наша первая станция «Частушечный переполох». Частушка – интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
Из команд выходят по 3 человека, по очереди исполняют частушки, получая жетон.
В е д у щ а я. Спасибо за выступление, присаживайтесь. Аплодисменты! Следующая станция называется «Пословицы». «Без пословицы не проживешь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают ее ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа.
Командам предлагается закончить пословицы, кто быстрее и правильнее это сделает, тот и выиграл; за каждую пословицу – жетон.
1-я к о м а н д а. Старый друг лучше… (новых двух).
Ученье свет, … (а неученье – тьма).
2-я к о м а н д а. Терпение и труд… (все перетрут).
Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).
В е д у щ а я. Следующая станция называется «Загадочная загадка». Загадка – это мудреный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нем догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.
Командам по очереди загадываются загадки, за каждый правильный ответ – жетон; отвечает один игрок команды.
1. Начинаем с загадок о человеке:
– Их не сеют, не сажают, \ Они сами вырастают. (Волосы).
– Два братца через дорогу живут, \ А друг друга не видят. (Глаза).
2. О доме: – Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок).
– Никого она не обижает, а все ее толкают. (Дверь).
3. Загадки про огород: – Сидит Игнатка на грядке, весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук).
– Красный нос в землю врос, \ А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен, \ Нужен только красный нос. (Морковь).
4. О природных явлениях: – Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга).
– Бело покрывало на земле лежало, \ Лето пришло, оно все сошло. (Снег).
5. О животных: – Молоко пьет, песенки поет,
Часто умывается, а с водой не знается. (Кот).
– С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака).
В е д у щ а я. Наша следующая станция «Игровая» В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Каждый игрок стремится показать силу, ловкость, выносливость, проявить смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. Русский народ не только хорошо трудился, но и любил отдыхать. Вот и мы с вами немного отдохнем. Станцуем танец под названием «Лавата».
Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося:
Дружно танцуем мы – тра-та-та, тра-та-та,
Танец любимый наш – это «Лавата».
Игра «Мои пальцы хороши, а у соседа лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют эти слова с движениями вправо-влево. Затем водящий дает другие задания:
– Мои плечи хороши, а у соседа лучше.
– Мои уши хороши, а у соседа лучше.
– Мои щеки хороши, а у соседа лучше.
– Моя талия хороша, а у соседа лучше.
– Мои коленки хороши, а у соседа лучше.
– Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
Игра на сообразительность. Детям надо построится по росту, по размеру обуви, по длине волос.
В е д у щ а я. Следующая станция называется «Мир сказок». В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. (Командам дается задание собрать из паззлов картинку и сказать, какая русская сказка изображена. После сбора картинки беседа по сказкам).
В е д у щ а я. Назови сказку и главных героев. О чем рассказывается в сказке? (Краткий пересказ по содержанию). Чему учит данное произведение? А теперь проверим смекалку наших капитанов. «Конкурс капитанов». (Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. Задания для всех одинаковые, каждый правильный ответ приносит 5 жетонов своей команде. Побеждает тот, кто выполнит задание правильно и быстро).
1. Поди туда – не знаю, куда, __________ то – не знаю, что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван-царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Аленушка, глаза.
В е д у щ а я. Какие у нас капитаны молодцы, и какие у них смелые и отважные команды! Давайте поаплодируем друг другу! Следующая станция называется «Скороговоркино». С помощью скороговорок тренировали правильную речь и произношение. Их нужно произносить как можно быстрее, но четко и выразительно. (Приглашаются по 2 желающих от команды, им выдаются карточки со скороговоркой. Через 2-3 минуты они должны их быстро проговорить. У кого лучше получится, тот объявляется самым скороговорящим).
1. От топота копыт пыль по полю летит. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
2. На дворе трава, на траве дрова. Проворонила ворона вороненка
В е д у щ а я. А теперь подведем итог нашего путешествия, ребята сосчитайте, сколько у вас звездочек. (Подводятся итоги, победители награждаются медалями 1 и 2 место). Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Спасибо всем за игру, все молодцы!
|