ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)
ИСТОРИЯ ПРО ВОДУ
занятие для детей старшего дошкольного возраста
Картунова Р.В., Бойцова Н.В.
Цель:
– узнать свойства воды;
– наблюдать, классифицировать и сравнивать воду в различных состояниях.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
– уточнить знания о свойствах воды: течет, не имеет формы, бесцветная, не имеет вкуса;
– закрепить знания о том, что снег и лед – это замерзшая вода;
– показать процесс испарения воды.
Развивающие задачи: тренировать в умении делать выводы, привлекать имеющиеся задачи для обсуждения проблемы.
Воспитательные задачи: тренировка умения выступать на публике, способность слушать товарищей.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Дети сидят полукругом на стульчиках.
В о с п и а т е л ь. Ребята, сегодня утром каким-то волшебным образом у меня на столе появилось письмо из сказочной страны. Из этого письма я узнала, что в сказочной стране случилась беда! Снежная Королева заколдовала все царство, и у них не осталось питьевой воды. Но прежде чем попасть в сказочную страну, нужно узнать, что такое вода, какая она.
Упражнение «Капли»
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и вытянуть вперед правую ладонь, после чего капает каждому ребенку на ладонь капельку воды. Тот, кто что-то почувствовал, может открыть глаза. Действие продолжается до тех пор, пока все дети не откроют глаза.
– Вы узнали, что это? (Вода). – А как вы это узнали?
– Сегодня мы поговорим о том, что такое вода, и какая она.
– Вода – это жидкость. Она может литься.
1. Упражнение «Переливание»
Оборудование: поднос; два прозрачных кувшина, в одном из которых до середины налита вода.
Один ребенок выполняет опыт по переливанию воды из кувшина в кувшин. Дети обсуждают, что вода течет, ее можно переливать.
– А где еще течет вода? (В реке, из водопроводного крана).
– Какого цвета вода? (Бесцветная).
– Что происходит с водой, если в нее добавить краску? (Окрашивается).
2. Упражнение «Окрашивание воды»
Оборудование: поднос, пробирки с водой.
Трое детей доказывают это с помощью упражнения. Дети обсуждают, какой цвет приобрела вода. Когда вода бывает цветной? Значит, вода окрашивается.
– Все твердые тела имеют форму. А какая форма у воды? (Вода не имеет формы).
3. Упражнение «Какой формы вода?»
Оборудование: поднос, сосуды различной формы, воздушный шар, кувшин с водой, воронка.
Дети с помощью воспитателя выполняют опыт по наполнению сосудов различной формы. Вода подкрашенная – для того, чтобы лучше видеть форму воды.
Дети обсуждают, какую форму приобретает вода в каждом сосуде.
– Вода приобретает форму сосуда, в который она налита.
– А чем пахнет вода? Имеет ли вода запах?
4. Упражнение «Есть ли запах у воды?»
Оборудование: тазик с водой, духи.
Дать детям понюхать воду, затем добавить духи в воду.
Сделать вывод: чистая вода не имеет запаха.
– А какой вкус у воды? (Чистая вода не имеет вкуса).
5. Упражнение «Вкус воды»
– Если добавить в воду соль, то вода станет какая? (Соленая). Сахар? (Сладкая). Лимон? (Кислая). Лимон и сахар? (Кисло-сладкая).
– Здесь подносы со стаканчиками воды. Возьмите любой, попробуйте воду, определите ее вкус, догадайтесь, что я добавила в воду.
(Дети обмениваются мнениями о вкусе воды с добавками).
– Сама по себе вода не имеет вкуса. На латинском языке вода звучит как «аква». В русском языке есть много слов с таким звучанием. Где вы слышали такие слова?
(Аквариум, акварель, акваланг, аквафреш, акваминерале).
Физкультминутка
Рассказываем стихотворение «Снеговик» с помощью рук.
– Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика.
– Что произошло со снеговиком? (Он растаял).
– Во что он превратился? (В воду).
– Снег и лед – замерзшая вода.
Звучит звон разбитого стекла, шум вьюги. Появляется Снежная Королева.
К о р о л е в а. Снежной Королевой называюсь я,
Вьюги да метели – все мои друзья.
Холод, лед и стужа во дворце моем.
Но вы пришли ко мне, ребята, хотите лед вы растопить и воду получить. 6. Упражнение «Вода изо льда или снега»
Оборудование: поднос, свеча в подсвечнике, миска со льдом или со снегом, ложка, спички. (Выполняет воспитатель).
К о р о л е в а. Что произошло со льдом? (Лед растаял, стал водой).
Получив воду, воспитатель продолжает нагревать ложку, пока вода не испарилась.
К о р о л е в а. Вода испарилась, стала паром. Вода может быть в трех состояниях: снег и лед – твердое; вода – жидкое состояние и пар. А сейчас отгадайте загадки.
1. Лежало одеяло – мягкое, белое.
Солнце припекло – одеяло утекло. (Снег).
2. Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Дождь).
3. На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град).
4. Было гладкое, прозрачное стекло, а под солнышком под ярким потекло. (Лед).
5. Сто ручьев с горы сбежали, под горою морем стали. (Вода).
В о с п и т а т е л ь. На столе лежат картинки, найдите изображения тех, кому нужна вода. И поясните, для чего нужна вода?
– А какая вода нужна человеку? (Пресная, чистая).
– Где есть такая вода? (В реках, озерах, родниках).
К о р о л е в а. Мне было очень интересно с вами. Благодаря вам, я поняла, нельзя забирать то, что принадлежит всем. Вы сумели, ребята, меня победить, сумели в моем сердце льдинки растопить. Пора прощаться с вами. До свидания! (Уходит).
В о с п и т а т е л ь. Вода необходима всему живому для поддержания жизни, без воды не могут жить люди, животные, растения, рыбы. Вода – самое ценное в жизни человека.
|