Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
08:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017

Кривицкая А.З. Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Березовая роща». Урок русского языка в 7 классе
27.01.2017, 18:20

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)

Кривицкая Анжела Зигмундовна – учитель МБОУ Мелиховская СОШ Усть-Донецкого района Ростовской обл.

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ И.И. ЛЕВИТАНА

«БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»

урок русского языка в 7 классе

Кривицкая А.З.

Цель урока (для учителя): создать условия для подготовки к сочинению-описанию, вспомнить алгоритм описания картины, развивать навыки работы с текстом – умение выбирать нужную информацию, сравнивать, обобщать и делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемый результат (для учащихся): ученики научатся отвечать на вопросы по содержанию картины и уметь описывать природу, отбирать материал для написания сочинения.

Учебные задачи:                                               

направленные на достижение личностных результатов обучения:

– воспитывать любовь к родной природе;

– создавать внутреннюю мотивацию к учению.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

– овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;

– формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

– формировать умения работать в информационно-образовательной среде;

– формировать умение планировать и вести учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

– развивать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи

направленные на достижение предметных результатов обучения:

развивать навыки создания текста по теме, работы с текстом.

С О Д Е Р Ж А Н И Е   У Р О К А

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

1. Приветствие. Самоопределение к деятельности.

Приглашение на экскурсию. Материал на сайте:

http://www.youtube.com/watch?t=20&v=tHjCNGAtKK8

Ученики высказывают свои впечатления от видео.

У ч и т е л ь. Какие чувства, эмоции возникли у вас после просмотра? Такие же эмоции испытывают поэты, писатели, художники от встречи с прекрасным. Эти впечатления отражаются в произведениях искусства. Одно из них рассмотрим сегодня.

2. Тема записана на доске (Слайд 1): «Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Березовая роща».

Чтение стихотворения А. Прокофьева «Береза». (Слайд 2). Учащиеся формулируют цели и задачи урока, записывают тему в тетрадь. Ученики показывают умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

1. Актуализация знаний

1) Вспомните, из каких частей состоит сочинение.

2) Создайте в тетради таблицу, включающую основные пункты композиции сочинения.

части сочинения

ключевые фразы для создания текста

Вступление

 

Основная часть

 

Заключение

 

Данная таблица будет заполняться по ходу работы на уроке.

2. Сообщение нового материала

Рассказ о художнике И.И. Левитане. Подготовленный ученик воспроизводит текст, сопровождаемый своей презентацией с использованием пейзажей художника и историей написания картины «Березовая роща».

Остальные заполняют первую часть таблицы «Вступление».

Чтение записей в колонке «вступление». Обсуждение и дополнение ответов учащимися.

– Повторение определения пейзажа. (Слайд 3). «Пейзаж – жанр изобразительного искусства, где основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа». «Пейзаж» в переводе с французского языка означает «вид местности» (по-немецки – «ландшафт»).

Расширение понятия «пейзаж». Введение понятия «мотив».

У ч и т е л ь. Существует много видов пейзажей, но их можно классифицировать по сюжету, который называется «мотив пейзажа». Например, это может быть мотив дороги, мотив реки, леса, далей. Пейзажи, в основе которых лежит один и тот же мотив, могут создавать разные образы природы. (Слайд 4).

Работа по картине. Накопление материала для сочинения. Запись во второй колонке таблицы.

– Определите мотив картины «Березовая роща».

– Какие чувства, переживания вы испытываете, созерцая эту картину?

– Захотелось ли вам оказаться на этой поляне, потрогать стволы берез, сорвать цветок или травинку, погладить листочек, принюхаться к волнующим ароматам леса?

– Сообщение о Плесской роще (из справочных материалов).

– Каково настроение картины?

– Опишите изображенные на картине объекты.

– Цветовая гамма картины. («Березовая роща» И. Левитана привлекает внимание своим цветовым ритмом, чередованием горизонтальных полос: нижняя – темно–зеленый покров травы, средняя – белые стволы берез и верхняя – опять густые зеленые тона).

– Какое настроение создают чередования светлых и темных полос? Свет и тень на полотне. (Солнечные лучи, проникая сквозь листву, освещают все предметы, создавая впечатление двигающихся теней).

– Почему А.П. Чехов назвал картину «улыбкой художника»?

– Какие мысли рождаются у вас, когда вы смотрите на эту картину?

Чтение второй колонки. Обсуждение и дополнение ответов учащимися.

Составление плана. Запись в тетради.

3. Добывание знаний и практическое применение. Работа в группах.

У ч и т е л ь. Картину можно написать не только красками, но и словом. (Учащимся предлагается раздаточный материал с текстами стихов русских поэтов).  Задание: исследуйте текст с точки зрения использования в нем изобразительно-выразительных средств, помогающих автору создать образ березы или картину лесного пейзажа.

– Перечитайте стихи еще раз и подумайте, какие строки вы могли бы взять в качестве эпиграфа к сочинению-описанию? Запишите эпиграф в тетрадь.

«Береза» (Всеволод Рождественский)

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла, –
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза – и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется – в шуме березы
Есть что-то от русской души.

«Береза» (Сергей Городецкий)

Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рожденная, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.

Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озерных.
Тянул, смеясь, веселый Лель
Лучи волосьев черных.

И сам Ярила пышно увенчал
Концы волос зеленой кроной
И, заплетая, разметал
В цвету лазурном цвет зеленый.

«Смотри, как роща зеленеет...» (Федор Тютчев)

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, –
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины...

Работа по учебнику. Упр.№№ 474-476. («Русский язык». 7 класс. под ред. М.М. Разумовской и др.).

– Какие изобразительные средства использованы автором в тексте упражнения 474?

– В какой части сочинения можно использовать данный текст?

– Определите основную мысль текста упражнения 475.

– Какой может быть основная мысль вашей работы?

Работа над заключением. Прочитайте текст. (Слайд 5). «Какое русское, какое очаровательное дерево – береза. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Береза – это воистину крестьянское дерево. В нем и русская печь и половик, и хомутовская рубашка, и курочка ряба, и даже молоко которое пьют по всей земле. Всматриваясь в березовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь мозолистые трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу.

А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках поднимающиеся к голубому куполу неба, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами, светлоокую. И вспоминается много-много русских имен, таких же милых и светлых. Смотришь на березу и слышишь хороводные песни, переливчатые звуки гармошки, балалаечные вариации, обязательно вспоминаешь юность и детство, и в душе любовно обнимаешь это дерево, как самое тебе дорогое».

– Определите главную мысль текста. Как можно использовать данный текст при написании заключения? (Другие варианты заключения).

– Какое место занимает природа в вашей жизни?

– Какие картины всплывают перед вашими глазами при слове «природа»?

– А при словах «береза» или «березовая роща»?

– Вспомните о символическом значении березы в жизни нашей страны.

Чтение записей в колонке «заключение». Обсуждение ответов учащихся.

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Рефлексия. Форма проведения в технологии АМО – «Ресторан». Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане, и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте… (Слайд 6).

Домашнее задание – написать сочинение.

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 | Добавил: Admin
Просмотров: 1693 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz