ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)
Обследование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи II уровня
Ли С.И.
В настоящее время количество детей с общим недоразвитием речи неуклонно растет. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р.Е. Левина, O.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Нарушения слогового оформления речи у детей с общим недоразвитием речи II уровня могут быть разнообразны (замены, пропуски, перестановки, повторения звуков и слогов, упрощение групп согласных) и непостоянны по характеру проявления. Эти нарушения отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематическое развитие ребенка, вызывают затруднения при овладении грамотой.
Целью нашей работы являлось выявление нарушения слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи средней возрастной группы до начала обучения.
В рамках нашего обследования были подобраны методические разработки (Р.Е.Левиной , А.К. Марковой, Л.Ф.Спировой, Г.В.Чиркиной). А.К. Маркова выделяет 14типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Немаловажным фактором, по нашему мнению, является учет предпосылок для формирования слоговой структуры слова на подготовительном этапе коррекции: оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации серийных движений и действий (А.Р.Лурия, И.Т.Власенко, Т.В. Ахутина, А.К. Маркова, Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова, Н.Ю. Сафонкина, Н.Я. Семаго)..
С целью выявления состояния слоговой структуры слова у детей с ОНР и его последующей коррекции, мы провели обследование на базе МДОУ детского сада № 22 комбинированного вида г. Лыткарино . В обследовании принимали участие 10 детей с возрасте 5 лет с нарушением речи -ОНР 2 уровня.
Обследование слоговой структуры слова у детей с ОНР включало четыре серии заданий.
- серия состояла из комплексов заданий, направленных на выявление состояния слоговой структуры в словах, словосочетаниях, предложениях.
Вторая - включала комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова.
Третья- включала комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического.
Четвертая серия состояла из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве) .
- результатам обследования мы пришли к следующим выводам. Слоговая структура слов, не содержащих стечений согласных и большого количества слогов не вызывает трудностей у 70 % детей c ОНР.
При воспроизведении слов слоговой структуры наибольшие трудности дети испытывали, когда мы просили повторить слова со стечением согласных в середине и в конце слова (100% не справились с заданием).
Самыми трудновыполнимыми оказались задания на воспроизведение односложных, двухсложных и трехсложных слов с двумя стечениями согласных . Все дети выполняли задания с большим количеством ошибок.
Исследование состояния слоговой структуры слова в словосочетаниях и предложениях у детей описываемой группы показало, что самостоятельное использование знакомых и доступных слов не вызывает трудностей, если нет необходимости изменять грамматическую форму слова.
В малознакомых и редкоупотребляемых словосочетаниях и предложениях слоговая структура искажается.
Анализ результатов выполнения заданий на наличие или отсутствие ритмических и структурных искажений в слове, показал специфические особенности восприятия у детей. Результаты обследования представлены следующими вариантами : а) искаженные эталоны принимались за нормативные слова, а нормативные были оценены как искаженные (к нормативным были отнесены квазислова – “самот” , ”басака”, “кавотка” , “акадаш”; к неправильным “собака”, “автобус “; б) искаженные и нормативные были оценены как правильные (“маталок”, “молоток”, “папата” лопата”).
- сложных параметров движений и действий показало, что одни дошкольники (6 человек) непродолжительно удерживали серии движений, а также воспроизводили некоторые темпо-ритмические модели. Затруднения детей выражались в изменении последовательности, амплитуды движений, упрощении двигательной программы.
4 дошкольника показали неспособность к удержанию двигательных серий, а также воспроизведению ритмических моделей любой степени сложности. Специфические особенности выражались в распаде начатых действий и переходе к хаотичным, аритмичным, бесцельным, неконтролируемым движениям.
При обследовании мелкой моторики у всех детей выявились негрубые нарушения статической организации движений пальцев рук: асинхронность выполнения проб на обеих руках одновременно (проба "коза"), неправильный выбор пальцев для создания позы ("наложение второго пальца на третий", "рога у коровы"), иногда дети использовали помощь второй руки. Трудностей в удержании поз не было. Исследование динамической координации движений пальцев рук показало, что у всех детей страдает плавность переключения движений в пробе "кулак-ребро-ладонь": выражены паузы между движениями, дети не могут сразу запомнить движения и их выполнение. В задании "пальчики здороваются" у 2 детей отмечалось недостаточное соединение или пропуск пальцев.
Обследование оптико-пространственной ориентации показало, что у детей экспериментальной группы выявляется наличие зеркальности при выполнении заданий на копирование движений, графических фигур, изменение направлений при построении предметных рядов
Полученные данные позволили определить и спланировать основные направления логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи II уровня.
|