ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Подоплелова Е.М.
Разноплановые занятия физической культурой являются одним из основных направлений деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Как показал опыт работы с детьми дошкольного возраста, организация физкультурных занятий, подвижных и малоподвижных игр, упражнений требует от педагога тщательного знания индивидуальных особенностей ребенка данного возрастного периода.
Инструктор по физической культуре просто обязан хорошо владеть методическими приемами и разнообразными формами работы, умениями выстраивать правильную структуру занятий, которая позволит использовать большее количество игровых действий. От этого зависит интерес ребенка к физической культуре вообще, тренинг его моторной памяти и формирование у него положительного восприятия последовательно возрастающих физических нагрузок.
Наряду с традиционными видами физкультурных действий психическое здоровье ребенка, его эмоциональную комфортность и позитивное настроение в процессе общения со взрослыми и сверстниками обеспечивает внедрение передовых здоровьесберегающих технологий. К подобным видам технологий относятся психогимнастика, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, игротерапия, элементы театрализации.
Нагрузку на занятиях, при проведении спортивных игр необходимо дозировать по мере развития детей. Следует помнить, что у дошкольников относительно быстро наступает утомляемость, и на первых порах возникают трудности в самостоятельном овладении нужными действиями, ориентировкой в пространстве и др. Это отмечается в прыжках с места, в нарушении координации и точности движений, а в спортивных играх с элементами театрализации детям свойственна маловыразительная (иногда неадекватная) мимика, неумение пользоваться такими, казалось бы, простыми средствами как пантомимика, жест, поза. Для развития этих качеств педагогами обычно используются известные игры «Зеркало», «Хмурилки-улыбалки», «Море волнуется», «Робот» и др.
Слабое развитие мышц туловища дошкольников способно привести к неправильной осанке. При ухудшении осанки могут нарушаться функции дыхания и кровообращения, деятельность печени и кишечника, возникают проблемы со зрением и многофункциональные изменения в позвоночнике, что приводит к серьезным заболеваниям. Чтобы этого избежать, приходится уделять особое внимание формированию у детей привычки ходить и сидеть выпрямившись, сдвинув лопатки, подняв подбородок. На рост и формирование опорно-двигательного аппарата помимо физических воспитательных воздействий оказывают свое влияние и такие факторы окружающей среды, как полноценное питание, свежий воздух, подбор мебели, освещенность.
Основными формами физического воспитания дошкольников являются: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные занятия, прогулки на свежем воздухе (которые также включают в себя малоподвижные и подвижные игры, специальные коррекционные упражнения), гимнастика после сна, ритмическая гимнастика, индивидуальная работа, спортивные праздники и развлечения, физкультминутки в ходе каждого занятия, проводимого воспитателем.
Ежедневно педагогами используются игры и задания, способствующие совершенствованию физиологических систем ребенка с использованием спортивных игр и упражнений, что соответствует требованиям дошкольной педагогики, справедливо утверждающей, что основным видом деятельности в этот возрастной период является игра. Содержание игр предусматривает развитие двигательных навыков, физическое развитие разных групп мышц с опорой на взаимосвязь с речью и мышлением.
Физические упражнения, применяемые на физкультурных занятиях с дошкольниками, делятся на две подгруппы: общеразвивающие упражнения и специальные. Общеразвивающие упражнения укрепляют мышцы ног, рук, спины, шеи, живота, улучшают подвижность позвоночника. Для них хорошо использовать современное оборудование, включая мягкие модули и детские тренажеры. Но неизменно полезными остаются и традиционные упражнения с гимнастическими палками, мячами, скакалками и др.
В раздел общеразвивающих упражнений также введятся специальные игровые задания на развитие мелкой моторики рук и ног, на формирование микроориентировки (игра «Город», «Транспорт» с тренажером каталкой, «Моталочки»). Выбор содержания занятия, дозировка физической нагрузки зависит от возраста детей, а также индивидуальных свойств каждого ребенка.
Эффективны групповые игры, в которых воспитательные задачи основаны на привлечении детей к хорошо известным объектам: птицы, деревья, облака. К таким играм относятся также забрасывание мяча в кольцо, метание мяча, элементы волейбола и баскетбола, имитация детьми действий в разные времена года (сбор цветов, подражание повадкам насекомых, полету снежинок).
Помимо программных спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол), подвижных игр («Затейники», «Вышибалы», «Пожарные на ученье»), на физкультурных занятиях и на прогулке широко используются следующие игры:
– 3-4 года – «Найди свой домик», «Где звенит?», «Попади в цель», «Найди, где спрятался», «Кто первым увидит?»;
– 5-6 лет «Сделай фигуру», «Бездомный заяц», «Кто больше соберет предметов с завязанными глазами», «Прятки».
Как уже было упомянуто ранее, большую роль играет использование на занятиях спортивного инвентаря и атрибутов к играм. К ним предъявляется ряд требований: они должны быть яркими, иметь четкий контур и достаточный размер, художественно выполнены, быть приятными на ощупь. Такие атрибуты повышают мотивацию в игре, на занятиях по физической культуре. При этом необходимо учитывать время год, возраст ребенка.
Однако в основе организации общих физкультурных занятий и упражнений непременно должно быть и четкое знание требований, предъявляемых к тому или иному воспитаннику. Специальные упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей физического развития и психомоторики ребенка.
Элементы театрализации, включаемые в физкультурные занятия, позволяют усиливать их игровое начало, повышая заинтересованность детей. Современное воспитание требует творческого мышления, нестандартного подхода к проведению занятий, праздников и досугов, поэтому следует приветствовать, если инструктор по физической культуре работает вместе с детьми в русле сказочных образов: доктора Айболита, Лесовика, Карлсона. Думается, справедливо, если креативный воспитатель по физическому развитию способствует еще и творческому развитию детей.
Первые основы для самобытных проявлений человека закладываются именно в дошкольном возрасте. Существует немало песен, яркой изобразительной музыки, которые дают детям и на занятиях по физической культуре возможность действовать творчески. Целесообразно предлагать им разнообразные задания, со временем усложняющиеся. Например, сначала передать в движении характерные особенности сказочного персонажа, опираясь на приобретенные в процессе знаний навыки, а также свой личный, хотя и небольшой опыт. Подобное сочетание музыки, движения и театрального начала находит свое отражение в образных упражнениях и спортивных играх, которые являются интересными для детей видами деятельности. Тогда дети изображают отдельных персонажей – сказочных или реальных, отражают в соответствующих движениях повадки животных и птиц, а также трудовую деятельность людей и т.д. Элемент драматизации заставляет дошкольников перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. В некоторых играх присутствует элемент соревнования (кто скорее, лучше, более четко выполнит то или иное задание, кто окажется более ловким и т.д.).
Несмотря на сложности при подготовке занятий, даже ответственность, какая характерна именно для физкультурной работы дошкольного учреждения, неоспоримым остается тот факт, что дети-дошкольники очень любят физкультуру: она помогает им самоутверждаться, приобретать уверенность в своих силах, быть более творческими и реализовать себя как личность. Регулярные, правильно организованные физкультурные занятия и физические упражнения благоприятно влияют на нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы, нормализуют работу органов дыхания, стимулируют работоспособность.
А включение в сложившуюся систему физического воспитания дошкольников игровых элементов позволяет не только способствовать повышению эффективности инновационной работы по здоровьесбережению, но и своевременно осуществлять выявление факторов риска детей, что полностью соответствует современным требованиям ФГОС.
Использованная литература:
-
Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье. Физическое воспитание детей 3-7 лет. М., 2015.
-
Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. М., 1992.
|