ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ"
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Полякова Л.В.
Среди выделяемых Федеральным стандартом метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия. Общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации – важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного, плодотворного общения в целом.
Комплексная целевая программа «Разговор о правильном питании», формируя у детей основы культуры питания как неотъемлемой составляющей здорового образа жизни, развивает у них коммуникативные учебные действия, способствуя успешной социализации младших школьников, что в полной мере отвечает требованиям ФГОС, поскольку на занятиях по программе успешно происходит становление двух групп умений необходимых для формирования коммуникативных учебных действий:
-
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах;
-
общие умения коммуникации – работа с различными источниками информации, выражение своих мыслей в устной и письменной форме, продуктивное слушание и чтение с пониманием.
Программа «Разговор о правильном питании» в МБОУ «Гимназия №2» г.о. Балашиха Московской области реализуется с 2008 года. С 2011 года программа является компонентом внеурочной деятельности. Учащиеся 1-2-х классов занимаются 1 час в неделю (34 часа). Таким образом, регулярность, систематичность, последовательность включения ребенка на занятиях «Разговора о правильном питании» в совместную с другими обучающимися деятельность соответствует первому условию формирования коммуникативных учебных действий.
На всех занятиях по программе осуществляется рефлексия каждого обучающегося, выступая связующим звеном между приобретенными теоретическими знаниями и личным опытом ребенка, что является вторым условием формирования умения коммуникации.
Третье условие для успешного формирования коммуникативных учебных действий – это освоение учебных действий от частного к общему. Структура программы в полной мере соответствует этому требованию.
«Разговор о правильном питании» формирует положительную мотивацию ученика к осознанному применению в жизни приобретенных им на занятиях знаний и умений – это четвертое условие развития коммуникативных навыков младших школьников.
Занятия по программе «Разговор о правильном питании» позволяют обеспечить регулярные, распределенные по времени специально организованные ситуации коммуникаций с другими участниками учебно-воспитательного процесса. Это дает возможность привлекать родителей для продуктивной совместной работы со своими детьми, успешно реализуя родительский компонент программы «Разговор о правильном питании».
Актуальность методики
Внеурочная деятельность – это безоценочное обучение. Как же проследить результативность реализации программы, степень сформированности у младших школьников мотивации к здоровому питанию, к здоровому образу жизни, динамику развития их коммуникативных умений?
Описание методики
Нами была применена методика, позволяющая достаточно объективно диагностировать уровень запоминания, сохранения и воспроизведения понятий по темам программы «Разговор о правильном питании» и, как следствие, сформированность коммуникативных учебных действий младших школьников в ходе ее реализации.
В основе методики лежит представление о памяти как о сосуде, в котором хранится вся информация, приобретаемая человеком в процессе его жизнедеятельности.
Цель методики: диагностика продуктивности вербальной памяти младших школьников на занятиях по программе «Разговор о правильном питании».
Диагностика продуктивности вербальной памяти проводится с помощью выявления количества свободных ассоциаций, возникающих у ребенка по заданной теме в течение 5 минут.
Материал для проведения: лист бумаги, ручка, часы с секундной стрелкой.
Правила проведения:
-
Прочитать инструкцию и убедиться в правильности ее понимания.
-
Точно зафиксировать начало и окончание работы по часам.
-
Методику целесообразно применять по письменному варианту, начиная с 7-9 лет.
Инструкция проведения
Детям необходимо воспроизвести как можно больше слов относящихся к одной из тем программы «Разговор о правильном питании». В нашем случае была выбрана тема «Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной?», а словом для ассоциации – «каша».
Учащиеся приступают к работе по единой команде: «Начали». По истечении 5 минут работа завершается.
Результаты задания (число слов) учащиеся подсчитывают самостоятельно, далее итоги учитель заносит в таблицу. После изучения ее результатов видно, что детей можно условно разделить на три основные группы.
Первая группа – дети с высокими показателями продуктивности вербальной памяти. В нашем случае от 10 и более свободных ассоциаций. (Пример ответа: гречка, мед, варенье, сладкая, манка, пар, овсянка, сахар-соль, кастрюля, бабушка, завтрак, утро).
Вторая группа – та, в которую входят наибольшее число учащихся: это дети средними показателями продуктивности вербальной памяти (6-10 слов). (Пример ответа: пшеничная каша, молоко, масло, тарелка, дом, кастрюля, варенье, сахар).
Третья группа – учащиеся с самой низкой продуктивностью памяти (от 0 до 5 слов). Именно этим детям трудно дается учеба, они часто испытывают проблемы в коммуникации. (Пример ответа: вкусная, хорошая, красивая, полезная).
После подсчета результатов проводится занятие по теме. Объясняется новый материал, предлагается работа в группах, самостоятельный поиск информации, выполнение творческого задания совместно с родителями.
В нашем случае ученикам было предложено создать «Веселую азбуку здорового питания» по теме «Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной?». Активная работа учащихся и родителей вылилась в общеклассный проект, который был представлен на общегимназической конференции «ХХI век – шаг в будущее».
После завершения изучения темы проводится повторная диагностическая проба: дети снова пишут слова по свободным ассоциациям, но в каждой группе результаты оказываются выше первоначальных. Теперь учитель знает, как усвоена тема, и какими понятиями овладели учащиеся
Следует отметить, что проведение диагностической пробы вызывает неизменно положительный отклик у детей и стала традицией при изучении нового материала, т.к. сочетает в себе элементы игры и интеллектуального состязания.
Оценка эффективности методики
Методика оценки продуктивности вербальной памяти является простым и доступным средством для школьной практики. Методика обладает дифференцирующей способностью, поскольку индивидуальные результаты, получаемые с помощью методики, чрезвычайно широко варьируются.
1. Данная методика может быть широко использована как экспресс-контрольная работа.
2. Является надежным средством привлечения внимания учащихся к новой теме занятия.
3. С помощью данной методики можно существенно развивать память ребенка.
4. Применять методику возможно не только в школе, но и дома при самостоятельной работе, а также под контролем родителей.
5. Применять методику можно у дошкольников (по устному варианту).
6. Позволяет педагогу на ранних этапах выявить детей с особенностями речевого и развития и проблемами в коммуникации, своевременно скорректировать индивидуальный образовательный маршрут, обратившись к специалистам (логопеду, педагогу- психологу).
Методика была представлена педагогической общественности в:
– 2013 году на областном круглом столе «Модель организации деятельности ГПД в условиях организации ФГОС НОО»;
– 2014 году на региональном практико-ориентированном семинаре «Современные подходы к оцениванию образовательных достижений учащихся в начальной школе».
В апреле 2014 года был проведен мастер-класс «Развитие коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности при реализации целевых образовательных программ «Разговор о правильном питании «Все цвета кроме черного» на региональной научно-практической конференции «Педагогические достижения победителей ПНПО и лучших учителей общеобразовательных организаций – потенциал развития новой школы Подмосковья» на базе АСОУ.
В феврале 2016 года методика стала призером муниципального конкурса методических разработок по реализации программы «Разговор о правильном питании».
Использованная литература:
-
М. М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80.
-
О.В. Запятая «Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся». Волгоград. Учитель, 2012.
-
О.Ф. Потемкина «Как сделать урок интересным для учителя и его учеников». Москва. Издательство Института психологии РАН. 1993.
|