Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
08:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017

Полякова Л.В. Методика оценивания коммуникативных учебных действий в ходе реализации программы «Разговор о правильном питании»
08.01.2018, 14:16

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ"

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

 Полякова Л.В.

Среди выделяемых Федеральным стандартом метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия. Общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации – важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного, плодотворного общения в целом.

Комплексная целевая программа «Разговор о правильном питании», формируя у детей основы культуры питания как неотъемлемой составляющей здорового образа жизни, развивает у них коммуникативные учебные действия, способствуя успешной социализации младших школьников, что в полной мере отвечает требованиям ФГОС, поскольку на занятиях по программе успешно происходит становление двух групп умений необходимых для формирования коммуникативных учебных действий:

  • умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах;

  • общие умения коммуникации – работа с различными источниками информации, выражение своих мыслей в устной и письменной форме, продуктивное слушание и чтение с пониманием.

Программа «Разговор о правильном питании» в МБОУ «Гимназия №2» г.о. Балашиха Московской области реализуется с 2008 года. С 2011 года программа является компонентом внеурочной деятельности. Учащиеся 1-2-х классов занимаются 1 час в неделю (34 часа). Таким образом, регулярность, систематичность, последовательность включения ребенка на занятиях «Разговора о правильном питании» в совместную с другими обучающимися деятельность соответствует первому условию формирования коммуникативных учебных действий.

На всех занятиях по программе осуществляется рефлексия каждого обучающегося, выступая связующим звеном между приобретенными теоретическими знаниями и личным опытом ребенка, что является вторым условием формирования умения коммуникации.

Третье условие для успешного формирования коммуникативных учебных действий – это освоение учебных действий от частного к общему. Структура программы в полной мере соответствует этому требованию.

«Разговор о правильном питании» формирует положительную мотивацию ученика к осознанному применению в жизни приобретенных им на занятиях знаний и умений – это четвертое условие развития коммуникативных навыков младших школьников.

Занятия по программе «Разговор о правильном питании» позволяют обеспечить регулярные, распределенные по времени специально организованные ситуации коммуникаций с другими участниками учебно-воспитательного процесса. Это дает возможность привлекать родителей для продуктивной совместной работы со своими детьми, успешно реализуя родительский компонент программы «Разговор о правильном питании».

Актуальность методики

Внеурочная деятельность – это безоценочное обучение. Как же проследить результативность реализации программы, степень сформированности у младших школьников мотивации к здоровому питанию, к здоровому образу жизни, динамику развития их коммуникативных умений?

Описание методики

Нами была применена методика, позволяющая достаточно объективно диагностировать уровень запоминания, сохранения и воспроизведения понятий по темам программы «Разговор о правильном питании» и, как следствие, сформированность коммуникативных учебных действий младших школьников в ходе ее реализации.

В основе методики лежит представление о памяти как о сосуде, в котором хранится вся информация, приобретаемая человеком в процессе его жизнедеятельности.

Цель методики: диагностика продуктивности вербальной памяти младших школьников на занятиях по программе «Разговор о правильном питании».

Диагностика продуктивности вербальной памяти проводится с помощью выявления количества свободных ассоциаций, возникающих у ребенка по заданной теме в течение 5 минут.

Материал для проведения: лист бумаги, ручка, часы с секундной стрелкой.

Правила проведения:

  1. Прочитать инструкцию и убедиться в правильности ее понимания.

  2. Точно зафиксировать начало и окончание работы по часам.

  3. Методику целесообразно применять по письменному варианту, начиная с 7-9 лет.

Инструкция проведения

Детям необходимо воспроизвести как можно больше слов относящихся к одной из тем программы «Разговор о правильном питании». В нашем случае была выбрана тема «Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной?», а словом для ассоциации – «каша».

Учащиеся приступают к работе по единой команде: «Начали». По истечении 5 минут работа завершается.

Результаты задания (число слов) учащиеся подсчитывают самостоятельно, далее итоги учитель заносит в таблицу. После изучения ее результатов видно, что детей можно условно разделить на три основные группы.

Первая группа – дети с высокими показателями продуктивности вербальной памяти. В нашем случае от 10 и более свободных ассоциаций. (Пример ответа: гречка, мед, варенье, сладкая, манка, пар, овсянка, сахар-соль, кастрюля, бабушка, завтрак, утро).

Вторая группа – та, в которую входят наибольшее число учащихся: это дети средними показателями продуктивности вербальной памяти (6-10 слов). (Пример ответа: пшеничная каша, молоко, масло, тарелка, дом, кастрюля, варенье, сахар).

Третья группа – учащиеся с самой низкой продуктивностью памяти (от 0 до 5 слов). Именно этим детям трудно дается учеба, они часто испытывают проблемы в коммуникации. (Пример ответа: вкусная, хорошая, красивая, полезная).

После подсчета результатов проводится занятие по теме. Объясняется новый материал, предлагается работа в группах, самостоятельный поиск информации, выполнение творческого задания совместно с родителями.

В нашем случае ученикам было предложено создать «Веселую азбуку здорового питания» по теме «Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной?». Активная работа учащихся и родителей вылилась в общеклассный проект, который был представлен на общегимназической конференции «ХХI век – шаг в будущее».

После завершения изучения темы проводится повторная диагностическая проба: дети снова пишут слова по свободным ассоциациям, но в каждой группе результаты оказываются выше первоначальных. Теперь учитель знает, как усвоена тема, и какими понятиями овладели учащиеся

Следует отметить, что проведение диагностической пробы вызывает неизменно положительный отклик у детей и стала традицией при изучении нового материала, т.к. сочетает в себе элементы игры и интеллектуального состязания.

Оценка эффективности методики

Методика оценки продуктивности вербальной памяти является простым и доступным средством для школьной практики. Методика обладает дифференцирующей способностью, поскольку индивидуальные результаты, получаемые с помощью методики, чрезвычайно широко варьируются.

1. Данная методика может быть широко использована как экспресс-контрольная работа.

2. Является надежным средством привлечения внимания учащихся к новой теме занятия.

3. С помощью данной методики можно существенно развивать память ребенка.

4. Применять методику возможно не только в школе, но и дома при самостоятельной работе, а также под контролем родителей.

5. Применять методику можно у дошкольников (по устному варианту).

6. Позволяет педагогу на ранних этапах выявить детей с особенностями речевого и развития и проблемами в коммуникации, своевременно скорректировать индивидуальный образовательный маршрут, обратившись к специалистам (логопеду, педагогу- психологу).

Методика была представлена педагогической общественности в:

2013 году на областном круглом столе «Модель организации деятельности ГПД в условиях организации ФГОС НОО»;

2014 году на региональном практико-ориентированном семинаре «Современные подходы к оцениванию образовательных достижений учащихся в начальной школе».

В апреле 2014 года был проведен мастер-класс «Развитие коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности при реализации целевых образовательных программ «Разговор о правильном питании «Все цвета кроме черного» на региональной научно-практической конференции «Педагогические достижения победителей ПНПО и лучших учителей общеобразовательных организаций – потенциал развития новой школы Подмосковья» на базе АСОУ.

В феврале 2016 года методика стала призером муниципального конкурса методических разработок по реализации программы «Разговор о правильном питании».

 

Использованная литература:

  1. М. М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 80.

  2. О.В. Запятая «Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся». Волгоград. Учитель, 2012.

  3. О.Ф. Потемкина «Как сделать урок интересным для учителя и его учеников». Москва. Издательство Института психологии РАН. 1993.

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 | Добавил: Admin | Теги: Полякова, Талантливый педагог, образование, правильное питание, дети. творчество
Просмотров: 548 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz