Главная
Регистрация
Вход
Среда
22.11.2017
06:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [278]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [29]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017

Дурченко Л П. Воспитательная работа с "трудными" девушками
16.10.2017, 11:53

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С «ТРУДНЫМИ» ДЕВУШКАМИ

Дурченко Л.П.

На фоне больших успехов в воспитании человека все нетерпимее становятся отклонения от норм социалистического общежития. Эти отклонения тем более не совместимы с понятием «девушка», «женщина», «мать». Вот почему в последнее время с большой тревогой в прессе и по Центральному телевидению пишут и говорят о девичьей жестокости, об имеющихся фактах безобразного поведения девушек, не вяжущихся с женственностью, нежностью, материнством. Даже незначительное отклонение, имеющие место пробелы в воспитании девушек не могут оставаться вне поля зрения педагогов и общественности. Учитывая это, крайне важно, чтобы учитель мог не только распознать эти отклонения, правильно их диагностировать, но, главным образом, – предотвращать их, владея методикой перевоспитания «трудных» детей. Именно он должен вовремя заметить, если у школьника появились те или иные отклонения, увидеть их истоки и принять меры к их устранению.

Говоря о «трудных», мы имеем в виду психически нормальных девушек, в поведении которых, однако, встречаются существенные отклонения от норм поведения. Негативное поведение этих девушек обусловлено главным образом недостатками воспитания, а трудность обусловлена сложностью работы с ними учителей, родителей, общественности.

В школе, в сравнении с девушками, трудные мальчики и юноши составляют почти 95%. Таких девушек сравнительно немного, но они крайне сложны и требуют исключительно тонкого подхода. Еще А.С. Макаренко предупреждал, что в деле перевоспитания нет ничего труднее девочек, «побывавших в руках». Как бы долго ни болтался на улице мальчик, в каких бы сложных и незаконных приключениях он ни участвовал, как бы ни «топорщился» он против нашего педагогического вмешательства, но, если у него есть (пусть самый небольшой) интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому, что мальчик этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно всегда измерить и заполнить. Девочка же, которая рано, почти в детстве, начавшая жить половой жизнью, не только отстала и физически, и духовно: она несет в себе глубокую травму, очень сложную и болезненную. Со всех сторон на нее направлены «понимающие» глаза, то трусливо похабные, то нахальные, то сочувствующие, то слезливые. Всем этим взглядам одна цена, всем одно название: преступление. Они не позволяют девочке забыть о своем горе, она поддерживает вечное самовнушение в собственной неполноценности, и в одно время с ущербностью личности у этих девочек уживается примитивная глупая гордость.

Другие девушки – зелень против нее, «девочки», в то время, когда она уже женщина, уже испытавшая то, что для других тайна, уже имевшая над мужчиной особую власть, знакомую ей и доступную. В этих сложнейших переплетах боли и чванства, бедности и богатства, ночных слез и дневных заигрываний нужен дьявольский характер, чтобы наметить линию и идти по ней, создать новый опыт, новые привычки, новые формы осторожности и такта.

Часто отождествляют понятие «трудные» с понятием «разболтанные». Между тем это разные вещи. Порой тихие девочки приносят больше хлопот, чем беспокойные озорные мальчики.

Взрослые иногда довольствуются тем, что девушка не дерется, не курит, как мальчик. Но если девушка надломлена морально, развращена, она более трудна в перевоспитании, чем мальчик. У девочек трудности в направлении развития характера, интересов, склонностей, которые происходят вне школы, касаются их личной жизни, здоровья и нравственности. Учителя же, как правило, наиболее полную характеристику дают старшеклассницам по их отношению к школьной учебе и общественной работе. Лишь немногие педагоги могут охарактеризовать внешкольную жизнь старшеклассниц. По мнению ученого Э.Г. Костяшкина, возникает сложная педагогическая задача – умение тактично направлять общение девочек, особенно из 7-8 классов, когда между ними и юношами природа протягивает незримую естественную связь, которая легко может наполниться самым дурным содержанием, особенно если у девушек недостает забот и серьезных увлечений.

У трудных старшеклассниц появляется особо выраженный интерес к общению, не связанному с учебой и школьной общественной деятельностью. Если к этому прибавить, что в школе и дома девушку ругают за недочеты в учебе, иногда к тому же дома держат в «ежовых рукавицах», то, чтобы реализовать свое «я», как женской повзрослевшей личности, девушка идет туда, где ее принимают такой, какая она уже действительно есть. Более того, у некоторых таких учениц появляется чувство «превосходства» и над одноклассниками-зубрилками, и тем более над «маменькиными сынками».

Девушки активными внешкольными связями компенсируют свои неудачи в учебе, тайно или явно гордясь своими успехами у юношей.

  • для учителя в том и состоит, что трудные девочки порой ничем не выделяются на общем фоне учащихся. Этим они часто отличаются от трудных мальчиков, шумных, непокорных, дерзких, нарушения которых обнаруживаются сразу же по мере их совершения.

Еще в свое время А.С. Макаренко очень резко выступал против сложившейся практики работы с детьми: «Мы ожидаем, пока ученик совершит тот или иной поступок, и тогда начинаем его “воспитывать”. Ученик, не совершающий проступков, нас не занимает, – куда он идет, какой характер развивается в кажущемся его внешнем порядке, мы не знаем и узнавать не умеем… Иногда мы замечаем их существование, но, во-первых, они нам не мешают, а во-вторых, мы все равно не знаем, что с ними делать».

Отрицательные проявления у девушек подчас глубоко скрыты, что не мешает иной ученице тлетворно влиять на целый класс. Что у девушки на душе? Куда она ходит? С кем встречается? О ком думает? Кого любит? Знают ли об этом взрослые? Иногда не знает даже мать, а тем более – учитель.

Главная причина появления «трудных» – чаще всего результат просчетов, пробелов школьно-семейного воспитания. И, в первую очередь, – семейного. Для девочек гораздо большую роль, чем для мальчиков, играет семья. Вот почему распад семьи, семейные неурядицы, пренебрежительное, грубое отношение отца и матери, пьянство и т. д. девочка воспринимает очень болезненно, иногда с трагическим исходом.

Когда же в семье неустроенный, хаотичный быт, когда матери не до дочери, когда нет тепла домашнего очага, появляется чувство одиночества, незащищенности, ожидание и страстное желание, чтобы кто-то пожалел…

Отсутствие внимания, ласки, обстановка безрадостного детства, а иногда, наоборот, излишняя заласканность, избалованность, слепая родительская любовь, вседозволенность толкают девочку в компанию сомнительных дружков и подруг – куда угодно, лишь бы подальше от собственного дома, от школы, где иногда тоже не до нее, где с ней устали нянчиться, где она тоже «лишний» человек.

Учителю в школе иногда трудно выделить девочек со слабо выраженными нервно-психическими расстройствами. А такие девочки поддерживают широкие контакты с психически здоровыми школьницами и, таким образом, могут оказывать влияние на их половое поведение.

Общей причиной ранней и подчас патологической сексуальности психопатичных подростков можно считать чрезмерное развитие инстинктивности на фоне явно недостаточного формирования морально-этических установок или неправильное отношение личности к своевременно развивающемуся нормальному половому влечению. Такие девочки обнаруживают неумеренное и примитивное кокетство.

Умственно отсталые же девочки вообще доверчивы, легко дают себя увлечь, при недостаточном половом воспитании не знают, как себя вести при сексуальных домогательствах. Выраженная склонность к подражанию «иметь друга, как все» заставляет их одеваться и краситься в исключительно провокаторной манере. Девочки из неблагополучных семей из желания испытать к себе теплое отношение неразборчивы в выборе друзей. Часто они становятся жертвами асоциальных групп ребят. Долг воспитателя – не допустить, чтобы такие не совсем психически здоровые девочки оставались без внимания или, что еще хуже, подвергались насмешкам одноклассников.

Инфантильные девочки с запоздалым половым развитием могут также оказаться трудным объектом воспитания, так как они будут искать гораздо более рискованных подтверждений своей женственности. При этом запаздывание на несколько лет менструации позволяет порой ей в соответствующей ситуации надеяться на то, что она сможет ответить на мужскую благосклонность любым смелым шагом, ничем не рискуя. Такая девочка может давать советы подобного поведения и своим одноклассницам.

Однако и преждевременное половое развитие таит в себе достаточно сложностей. Раннее пробуждение сексуальности, вопреки даже благоприятным домашним условиям, может толкнуть девочку к ранним половым контактам. Такая девочка также становится развратительницей сверстниц. Это определяет необходимость более раннего, в соответствии с реальным развитием, полового просвещения и воспитания.

Факты подтверждают, что большое влияние на поведение девушек оказывает отрицательный пример в семье. Большинство девушек, ведущих аморальный образ жизни, объясняя свое поведение, указывают, что началом всему было пристрастие к спиртному еще в семье, когда они выпивали за одним столом с родителями или подражали им тайком.

Любопытны и другие характеристики «трудных» старшеклассниц. Так, анализ свободного времени этих девушек показал, что о ни часто посещают кино, ночные клубы, дискотеки, но очень мало читают, а если и читают, то, в основном, «книжки про любовь». Мышление у них утилитарно, воображение бедно, речь слабо развита. Многие из девушек подвержены аффектному поведению, вспыльчивы, невыдержанны, обладают устойчивым упрямством. У некоторых искаженные представления о добре и человечности: они не осознают чужого горя, зато их неприятности должен разделять «весь мир». Часто все это является следствием нравственного инфантилизма. Отсутствие нужных навыков способствует отрицательному отношению к труду. Труд для таких девушек – неприятная необходимость. Часто матери, сознательно облегчая им жизнь, считают, что дочь еще «наработается», «пусть за матерью отдохнет» и т.п., воспитывают дочерей по принципу: «Нам было трудно – пусть им будет полегче». Они невольно сами способствуют тому, что у девочек отсутствует привычка трудиться.

У многих педагогически запущенных девушек обнаруживается чрезмерно раннее осознание принадлежности к женскому полу. Чувство любви и связанной с этим близости у «трудных» девушек является тем фокусом, на котором сконцентрированы все помыслы и устремления, а ранние половые связи оказывают неблагоприятное влияние на развитие их личности.

У некоторых девушек искажены представления о взаимоотношениях полов. Особенно заметно у «трудных» расхождение между знаниями морали и реальным поведением. «Понимаю, что делаю нехорошо, а иначе не могу – нет ни воли, ни характера», – таков наиболее частый ответ девушек.

Перевоспитание педагогически запущенных девушек требует от педагогов уделить главное внимание развитию нравственных качеств, не достающих данной девушке, и преодолению отрицательных качеств, стремлению найти хотя бы небольшие задатки положительного в характере девушки, опереться на это положительное, укрепить веру в себя, определить реальные перспективы развития и совершенствования положительных качество личности. Перевоспитание не должно сводиться к отдельным педагогическим мерам. Нужна система педагогических воздействий на девушек со стороны школы, семьи и общественности. Эта система срабатывает и дает положительный результат при следующих условиях:

– правильный режим жизни девушек и организация их деятельности в воспитательном коллективе (включение их в активную общественную деятельность, труд и т.д.);

– осмысление, оценка, самооценка своего поведения и воспитания;

– научно обоснованная система морально-полового воспитания;

– индивидуальный подход в сочетании с коллективными формами воздействия;

– единство усилий школы и родителей в перевоспитании девушек.

Главное же в перевоспитании – индивидуальный подход к личности, начинающийся с установления контакта между педагогом и девушкой. Воспитатель ни в коей мере не должен проявлять антипатий, напоминать о прошлых увлечениях девочки. Только опора на интересы, положительные качества позволит добиться успеха в этой работе. При использовании различных методов перевоспитания нужно относиться к девушкам с глубоким уважением, доверием, обращаться без снисходительности и высокомерия.

По отношению к «трудным» девушкам особенно умело должны применяться методы поощрения и наказания. А.С. Макаренко никогда не применял к девушкам такой меры наказания, как арест. Недопустима стандартизация этих методов, когда девушки заранее знают, какое будет поощрение или наказание за тот или иной поступок. Методы наказания и поощрения оказывают воздействие только тогда, когда исходят от уважаемого, авторитетного педагога, в противном случае это приносит вред, так как закрепляет отрицательную сторону поведения.

«Трудные» – это чаще всего несчастные, обездоленные. Трудно, а иногда и невозможно оградить девочку от того, чтобы отец не бросил семью, не пил, грубо не относился к ней и матери и т.п. Но сколько бывает случаев, когда можно было помочь девочке, а момент этот все-таки упустили, «проглядели». А ведь как необходимо в это время ласковое слово, внимание такой девочке.

Мир чувств девочек очень сложен. И если в трудный момент не прийти ей на помощь, что-то может сломаться в ней. Нужна неотложная помощь взрослых, внимание и забота, чтобы не появились озлобленность, пустота и безразличие в глазах девочки, чтобы не произошло превращение девочки в воспитанницу спецшколы.

Только последовательное, систематическое решение задач морально-полового воспитания старшеклассниц, единство действий со стороны школы, семьи и общественности, продуманный отбор и применение различных методов и приемов, учет результатов работы могут обеспечить эффективность борьбы за спасение «трудных» девочек. А эта эффективность будет зависеть от целого ряда психолого-педагогической, нравственной и эмоционально-волевой культуры, умения установить контакт с девушками и атмосферу доверия; психолого-педагогической готовности учителя, владения методами и формами морально-полового воспитания.

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 | Добавил: Admin
Просмотров: 14 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

Часы

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©2О09-2О17
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz