ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)
МЫ ВСЕ В ОТВЕТЕ ЗА ЧИСТОТУ НА ПЛАНЕТЕ
детско-родительский экологический проект
Пряничникова М.В.
Тема: «Проблему отходов разумно решать, и станет планете легче дышать».
Цель: создание условий для сохранения чистоты в доме, во дворе, детском саду.
Вид проекта: творческо-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники: семья Никитиных (мама – Елена Александровна, ведущая; сын Гриша 6 лет), воспитатель группы для детей с ТНР – Пряничникова М.В.
Актуальность: ежедневно в городе выбрасывается огромное количество бытовых отходов, большую часть из которых составляют отходы из пластмассы. Залежалый мусор прямая угроза здоровью и даже жизни горожан. Пластиковые бутылки, изделия из пластмассы и полиэтилена, пробки не перегнивают в почве, поэтому их нельзя закапывать или выбрасывать на землю. В наше время количество мусора зависит от уровня потребления. Неразумное и чрезмерное потребление привело к увеличению количества мусора.
Гипотеза: если разумно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными то, можно сохранить наш дом и окружающую среду чистыми и красивыми.
Задачи:
для взрослого: 1. Дать представление, ребенку о негативном влиянии пластмассовых отходов на природу. 2. Научить ребенка из отходов пластмассы делать предметы, полезные в быту.
для ребенка: 1. Узнать о том, что происходит с пластикой бутылкой после того, как ее выбросят. 2. Научиться делать из пластиковой бутылки полезные предметы.
Предполагаемый результат:
Знает о последствиях загрязнения бытовыми отходами окружающей среды и поэтому старается выбирать продукты, расфасованные в безопасную для человека и природы упаковку.
Освоил технику работы с пластиковой упаковкой.
Продукт проектной деятельности:
– персональная выставка поделок в мини-музее группы из бытовых отходов, пластмассы;
– настольный театр по авторской сказке «Приключение пластиковой бутылки»;
– выпуск агитационных листов «Вторая жизнь – возможна!»
– каталог «Предметы, которые меня удивляют»
– сборник фотографий и рисунков «Я за чистую планету!»
– видеообращение «Не спешите выбросить!»
Р Е А Л И З А Ц И Я П Р О Е К Т А
В е д у щ а я. Как-то раз Гриша обратил мое внимание на то, что в квартире скопилось много пластиковых бутылок. (Слайд №2). «Что же мы будем с ними делать?» – поинтересовался сын. Я попросила Гришу помочь отнести мусор в контейнер. Бутылки не помещались в руках, нам пришлось сложить их в пакет. Когда мы пришли к мусорному контейнеру, то обнаружили, что он переполнен. В контейнере и вокруг него лежало много разного мусора, в основном это были отходы из пластмассы: бутылки, крышки, стаканчики, баночки и т.д. (Слайд №3). Гриша спросил:
– Мама, почему столько мусора?
– Мусор не успевают вовремя вывозить
– Куда увозят мусор?
– На городскую свалку
– Что такое свалка? Что с мусором делают на свалке? Можно наш пакет с мусором оставить на земле? (Слайд №4).
Гриша задавал вопросы, и я предложила ему вместе поискать ответы в Интернете. Пакет с мусором мы обратно отнесли домой. Из информации в Интернете мы выяснили, что объем мусора растет год от года и представляет собой страшное зрелище. (Слайд №5). Мусор – это источник многих болезней, скопление всевозможных паразитов. (Слайд №6).
Только представьте, что каждый из нас в год выбрасывает 300 кг мусора, в
сравнении: столько весит взрослый медведь. (Слайд №7). Свалки мусора убивают живую природу. (Слайд №8). Чтобы мусора стало меньше, на городских свалках его сжигают или закапывают в землю. (Слайд №9).
– Мама, а если мы наши бутылки сожжем или закопаем, что будет?
И мы решили провести эксперимент: часть пластиковой бутылки подожгли,
а вторую часть закопали в землю цветочного горшка. (Слайд №10).
После проведенного эксперимента мы выяснили:
- Бутылка не горела, а плавилась, при этом дым щипал глаза, трудно было дышать; это же происходит, когда мусор горит на свалке, выделяется
едкий, вредный дым и не дает дышать всему живому вокруг. (Слайд №11).
2. С бутылкой, закопанной в землю, ничего не произошло.
Оказывается, чтобы пластмасса перегнила в земле, ей требуется 200 лет, поэтому изделия из пластика нельзя закапывать или выбрасывать на землю. Об этом мы прочитали в познавательной энциклопедии, в разделе «Научные факты». (Слайд №12).
– Мама, на свалках так много мусора, что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше?
Я предложила сыну задать этот вопрос папе и бабушке.
- Папа посоветовал стараться меньше покупать продуктов в упаковках из пластмассы.
Гриша твердо решил пить сок из бумажной коробки, а не газировку из пластиковой бутылки. (Слайд №13).
- Бабушка подсказала: из ненужных вещей сделать нужные и полезные для дома и сада предметы. (Слайд №14).
Предложение бабушки заинтересовало Гришу, и мы стали искать образцы поделок в интернете, журналах. Так у нас появился каталог «Предметы, которые нас удивляют».
Изготовление поделок из пластиковых бутылок оказалось очень увлекательным и занимательным. (слайд №15). Теперь нам захотелось поделиться своим увлечением с друзьями, знакомыми, соседями. Мы выпустили агитационные листы «Вторая жизнь – возможна!», развесили их на дверях подъездов нашего, соседних домов и в детском саду. Сын очень переживал из-за увиденных в Интернете фотографий свалок мусора, уродующих красоту природы, он стал рисовать похожие уголки природы, но без мусора. У нас появился сборник фотографий и рисунков «Я за чистую планету!» (слайд №16).
Старший сын Илья, разделяя переживания младшего брата, предложил записать видеообращение с призывом «Не спешите выбросить!», где наглядно показать, что ненужным предметам можно найти новое, полезное применение. Ведь повторное использование пластиковых бутылок – это забота об экологии нашей планеты. Видеообращение Илья разместил в Интернете на сайте YouTube. Это же обращение было размещено на официальном сайте нашего детского сада «Жемчужина» и предложено вниманию родителей в холле детского сада.
Мы вместе с Гришей любим сочинять забавные истории, и вот когда мы мастерили очередную поделку у нас получилась сказка, которую Гриша назвал «Приключение пластиковой бутылки».
Мы с Гришей покажем и расскажем вам эту сказку. (Приложение №1).
Заключение:
Участие в проекте позволило нам осознать то, о чем мы и не задумывались: «Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды!»
Вспомните мультфильм «Валли», где исчезло все, кроме мусора на планете.
Чтобы сохранить наш дом и окружающую среду чистыми и красивыми, давайте разумно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными.
Ребята, я знаю, что вы скоро начнете сеять семена цветов. Мы с Гришей предлагаем их посеять вот в такие кашпо, они из пластиковых бутылок. Кашпо с цветами можно будет украсить подоконники веранды. На следующей неделе я снова приду к вам в гости, чтобы научить этой поделке. А эти кашпо мы с Гришей подарим гостям, может они тоже захотят превращать ненужные предметы в полезные поделки.
Приложение №1.
Авторская сказка «Приключение пластиковой бутылки»
На полке магазина жила-была пластиковая бутылка с газированной водой. Бутылка была красивая, пузатая. Она стояла на полке и ждала, когда же ее кто-нибудь купит. Однажды в магазин пришел мальчик Женя, ему хотелось пить, и он купил газировку. Бутылка обрадовалась: наконец-то у нее появится настоящий друг. Но Женя выпил газированную воду, а бутылку бросил на землю, во дворе дома. Лежит бутылка и тихонечко плачет.
Бежит мимо мышонок и спрашивает:
– Пи-пи, чего, бутылка, плачешь?
– Меня Женя выбросил, возьми, мышонок, меня к себе.
– Нет, не возьму, – отвечает мышонок, – ты слишком большая, в норку не поместишься.
Мышонок убежал, а бутылка осталась лежать во дворе.
Скачет лягушонок.
– Ква-ква. Ты чего лежишь тут одна? – спрашивает лягушонок.
– Со мной никто дружить не хочет – отвечает бутылка – может, ты, лягушонок, будешь моим другом?
– Нет, – отвечает лягушонок, – бока у тебя гладкие, скользкие, с них в воду нырять неудобно. И поскакал дальше.
Опять бутылка осталась одна-одинешенька.
Идет кошка, увидела бутылку, мяукнула:
– Мяу. Как ты тут оказалась?
– Женя выпил газированную воду, а меня выбросил, я ему не нужна, может, я тебе пригожусь, кошка?
– Нет, – отвечает кошка, – молока у тебя нет, зачем ты мне нужна?
И пошла кошка дальше по своим делам.
Никто не захотел взять бутылку с собой, пока не вышел во двор на прогулку Гриша. Смотрит он: на земле бутылка лежит. Гриша спрашивает:
– Кто же это мусор во дворе раскидывает? Непорядок.
Услышал Гриша, что бутылка плачет, пожалел ее и говорит:
– Не плачь бутылка, я тебя к себе домой заберу, была ты мусором во дворе, а станешь полезным предметом в доме.
И смастерили Гриша с мамой из бутылки красивую карандашницу. Стоит карандашница у Гриши на столе и очень гордится новым делом – держать карандаши. А вы ребята, когда увидите пустую бутылку на земле, подойдите, послушайте, может, она тоже плачет и ждет своих друзей?
Приложение №2
Обращение:
– Уважаемые взрослые, меня зовут Гриша, и я хочу спросить у вас. Посмотрите, разве в таком мире вы хотите жить, такое наследство оставить нам, своим детям? А ведь многое что вы спешите выбросить, можно еще успешно использовать дома, на садовом участке, сделать своими руками игрушку или сувенир и подарить друзьям. Давайте начнем все вместе с сохранения чистоты в доме, во дворе, в родном городе!
|