ИНТЕРНЕТ-ЖУТРАНЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)
СКАЗКИ НА ПАЛЬЧИКАХ, ИЛИ УРОКИ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Щенникова О.Г.
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, в полной мере реализовал свои таланты и способности, добился в жизни успехов. Но что является основой успеха? Можем ли мы помочь ребенку его достичь? Конечно, можем! Если научим его устанавливать дружеские отношения с людьми. И чем раньше у малыша сформируются эти навыки, тем ярче и интереснее будет его жизнь.
Чтобы ребенок был успешным, научите его говорить «спасибо» и «пожалуйста»; просить понравившуюся игрушку, а не отбирать ее; признавать свои ошибки и оплошности; извиняться; спрашивать разрешения; спокойно воспринимать отказ; в ситуации конфликта искать компромиссные решения, которые устроили бы всех и т.д. Тогда в любой ситуации малыш будет чувствовать себя уверенно и комфортно, а окружающие начнут его любить и уважать.
Какой ребенок признан окружающими? Психологи выделяют несколько степеней популярности детей среди сверстников. Популярный ребенок – это ребенок, которого любит большинство. Социально состоявшийся ребенок – это ребенок, который привлекает окружающих, у него довольно много друзей. Отверженный ребенок – ребенок, с которым общаются немногие (причины отвержения самые разные, иногда даже не поддающиеся логическому объяснению): агрессивный, истеричный, слишком пассивный, покорный, выглядит не так, как все. Незаметный ребенок – ребенок, которого просто не замечают, на которого не обращают никакого внимания.
Какие дети достигают социального успеха? Дети, обладающие чувством юмора. Чувство юмора помогает ребенку раскрыться эмоционально, стать оптимистом, уверенно смотреть в будущее. Чуткие дети, умеющие работать в команде. Они, не задумываясь, помогают другим. С ними интересно и надежно! Дети, которые умеют быстро вливаться в любую группу сверстников, которые активны, инициативны. Дети, которые умеют решать конфликты (принцип подражания). Дети, которые умеют управлять своими эмоциями и способны спокойно обсудить ситуацию, попытаться понять другого ребенка, который его обидел. Дети, которые умеют слушать и поддерживать беседу – интересные собеседники. Дети, обладающие лидерскими навыками.
Исходя из результатов диагностики детей, педагогов, наблюдений за педагогическим процессом в детском саду, мы выстроили свою работу в разных направлениях. Одним из этих направлений стала работа с детьми раннего возраста по развитию речи и навыков общения.
Взяв за основу программу «Уроки общения для самых маленьких» психолога Е.А. Чеберды, в которой подобраны сценарии сказок, вопросы для их обсуждения, а также диалоговые игры (закрепление новой формы поведения) к каждой сказке, целью которых является помощь малышу подняться на первую ступеньку лестницы социального признания (усвоить типовые модели поведения в жизненных ситуациях – знакомство, приветствие, прощание, просьба о помощи, приглашение в игру и т.д.), и дополнив данную программу элементами интерактивной программы по речевому развитию «Говорим с пеленок» Г.В. Маниченко, а также играми на общение программы «Музыка с мамой» авторов Екатерины и Сергея Железновых, я разработала программу адаптационно-развивающих занятий с детьми раннего возраста «Сказки на пальчиках, или уроки общения для самых маленьких».
Использование элементов программы Е. и С. Железновых также содействует обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого опыта детей, как предпосылок их успешного общего социального развития (музыка и пропевание текстов под музыку используется как средство социального развития). А вся программа занятий в комплексе служит средством развития социального интеллекта, в игровой форме и непринужденной обстановке учит малышей уверенно общаться в разных жизненных ситуациях, помогает развитию доброжелательных, толерантных отношений среди воспитанников, способствует усвоению правил культуры поведения.
Предполагаемый результат занятий:
Ребенок сможет начинать и поддерживать разговор, будет уметь сглаживать конфликты, проявлять чуткость и заботу об окружающих. Кроха научится выстраивать отношения с самыми разными людьми. А это одно из самых важных качеств для успешного человека! Малыш с самого детства будет уметь ориентироваться в различных ситуациях и действовать соответственно им. Занятия помогут ребенку успешно адаптироваться к детскому саду.
Программа:
– состоит из 15 основных занятий (занятия составлены таким образом, что любая его часть может использоваться как в контексте занятия, так и вне его, т.е. самостоятельно в течение дня в непосредственной образовательной деятельности);
– развивает коммуникабельность, эмоциональную сферу малыша, речь, фантазию, словарный запас ребенка;
– формирует социальный интеллект, первые навыки общения, артистические способности. Рекомендована для подготовки к детскому саду.
Используемые методики: сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия.
Приведу пример разработки одного из занятий в русле данной программы.
Занятие №1
«В гостях у Тимоши, или как тебя зовут?»
Цель и задачи: Развивать коммуникабельность. Учить понимать и контролировать свое собственное эмоциональное состояние, а также глубже понимать окружающих. Развивать речь детей: расширять активный и пассивный словарь. Развивать воображение, ассоциативное мышление. Учить детей подражать действиям взрослого, совершенствовать зрительное, слуховое восприятие и внимание. Понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией. Стимулировать сенсомоторное развитие. Формировать социальный интеллект, первые навыки общения: учить детей знакомиться, развивать артистические способности. Диагностика психического развития в игровой деятельности.
Материалы и оборудование:
-
Аудиозаписи музыки «Приветствие», «Прощание», «Игра с мишкой» (программа «Музыка с мамой»).
-
Атрибуты к пальчиковому театру: ширма, лужайка, кубики – домики, овечка Лиза, утенок Кряки, мышонок Мики, лягушонок Кваки.
-
Сценарий сказки «Как тебя зовут».
-
Корзина с пятью мишками.
-
Цветное тесто для лепки.
-
Корзина для яблок или банка для яблочного компота (ламинированный картон).
-
DVD «Говорим с пеленок». Часть 1 «Яблоко».
-
TV.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Дети приглашаются в группу, им предлагается поприветствовать друг друга и гостей с помощью игры-приветствия (из программы «Музыка с мамой»).
– Дениска где? Дениска здесь.
– Ему привет споем.
Похлопаем Дениске
И ручкою махнем.
– А Катя где?..
– А гости где?.. И т. д.
Психолог обращает внимание детей на то, что среди гостей сидит их друг – медведь Тимоша (кукла би-ба-бо).
П с и х о л о г. Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости! (Звучит волшебная музыка). Тимоша пришел не один, а со своими сказочными друзьями. Утенок Кряки уже играет на лужайке. Рассаживайтесь поудобнее вокруг лужайки, сказка начинается! (Рассказывает сказку с помощью кукол из пальчикового театра).
Как-то раз Утенок играл на лужайке у дома, а его мама сидела в тенечке на лавочке. Тут из дома вышла Овечка со своей мамой. Сначала Овечка наблюдала за Утенком, а потом решила подойти к нему поближе.
О в е ч к а. Привет! (Дожидается, пока Утенок обратит на нее внимание). Меня зовут Лиза. А тебя как зовут?
У т е н о к. Кряки!
О в е ч к а. А сколько тебе лет? Мне уже два года!
У т е н о к. Мне тоже два года!
О в е ч к а. Вот здорово! (Оба радостно подпрыгивают). А у тебя есть друзья?
У т е н о к. Да.
О в е ч к а. А как их зовут?
У т е н о к. Кваки – он лягушонок. И Мики. Он мышонок. Очень-очень добрый!
О в е ч к а. А я Овечка. Мне можно с твоими друзьями познакомиться? А сколько им лет? Тоже два – как тебе и мне?
У т е н о к. Да… Я думаю, они обрадуются.
О в е ч к а. Вот здорово! Слушай, может быть, мы еще и живем недалеко друг от друга?
У т е н о к. Я вот в этом доме живу. (Показывает лапкой на один из кубиков). В первом подъезде! А Лягушонок – во втором.
О в е ч к а (радостно). Я тоже во втором! Мы недавно переехали. А еще у меня брат есть. Он большой и ходит в садик. Скоро и я тоже в садик пойду.
У т е н о к. Мы с друзьями тоже в садик пойдем. Там весело: много малышей, все вместе играют, веселятся, а взрослые им рассказывают много всякого интересного!
О в е ч к а. Значит, мы вместе будем в садик ходить! Вот как повезло! Ура! (Радостно прыгают, взявшись за руки).
П с и х о л о г. Малыши очень обрадовались тому, что живут в одном доме. Друзья отправились играть на лужайку, пойдемте и мы поиграем с ними. Тимоша привел с собой своих братишек и сестренок мишек – разбирайте их.
«Игра с мишками» (программа «Музыка с мамой»)
П с и х о л о г. Пока мишки спят, посмотрим, что делают Лягушонок, Мышонок, Овечка и Утенок. (Дети снова рассаживаются вокруг стола, педагог приглашает к диалогу ребенка). Давай, ты будешь играть за Лягушонка Кваки, а я – за Мышонка Мики! (Остальные дети – зрители).
П с и х о л о г. Привет! Как тебя зовут?
Р е б е н о к. Привет! Меня зовут Кваки! А как тебя зовут?
П с и х о л о г. Меня зовут Мики! Давай дружить?
Р е б е н о к. Давай!
Далее психолог приглашает к диалогу следующего ребенка с другими куклами.
Можно задать говорящим детям вопросы:
-
Как поздоровалась Овечка Лиза с Утенком Кряки? (Привет!)
-
Как представилась Овечка Лиза? (Меня зовут Лиза).
-
Почему Овечка Лиза обрадовалась тому, что у Утенка Кряки так много друзей, и что они живут в одном доме? (Овечка найдет много друзей).
-
Где еще можно познакомиться? (В садике, возле дома, в парке).
-
Как еще можно познакомиться? (Привет! Как тебя зовут?).
П с и х о л о г. Дети, обратите внимание на то, сколько новых друзей у вас появилось! Давайте мы им что-нибудь подарим на память. Медведь Тимоша по секрету сказал мне, что его друзья очень любят яблоки. Подарим им яблочный компот? Предлагаю посмотреть сюжет о том, какими бывают яблоки. (Просмотр DVD, 30 сек.).
После чего психолог приглашает детей за стол.
П с и х о л о г. Посмотрите, это цветное тесто. Сделаем из него яблочки для компота. Но сначала разогреем пальчики.
Игра с пальчиками «Здравствуй, солнце золотое».
П с и х о л о г. Тесто теплое, мягкое. Потрогайте, возьмите его в руки. От него можно оторвать кусочек (показывает) и раскатать между ладонями шарик (первое формообразующее движение – раскатывание). Давайте покажем, как мы будем лепить.
Учитывая значение зрительного и кинестетической ориентировки в выработке двигательного навыка, психолог подсказывает детям способ действия, а также сам производит движения их руками.
П с и х о л о г. Ты уже слепила Катя, желтое яблоко? Оно получилось круглым?
Психолог и дети раскладывают яблоки в банку, одновременно можно закрепить названия цветов.
Проводится игра «Прощание» (из программы «Музыка с мамой»)
– Для Катюши на прощанье мы помашем: «До свиданья». (2 раза).
– И для Вари на прощанье мы помашем: «До свиданья».
– Для Дениса на прощанье громко хлопнем: «До свиданья».
– Для Артура на прощанье топнем ножкой: «До свиданья».
– Для гостей мы на прощанье все помашем: «До свиданья».
Примечание. Так как в занятии постоянно идет смена деятельности, то его можно провести все сразу, в зависимости от интереса детей, а можно распределить в течение дня.
|