Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.10.2017
01:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [278]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [26]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017

Щенникова О.Г. Сказки на пальчиках...
16.04.2017, 17:22

 

ИНТЕРНЕТ-ЖУТРАНЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)

СКАЗКИ НА ПАЛЬЧИКАХ, ИЛИ УРОКИ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Щенникова О.Г.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, в полной мере реализовал свои таланты и способности, добился в жизни успехов. Но что является основой успеха? Можем ли мы помочь ребенку его достичь? Конечно, можем! Если научим его устанавливать дружеские отношения с людьми. И чем раньше у малыша сформируются эти навыки, тем ярче и интереснее будет его жизнь.

Чтобы ребенок был успешным, научите его говорить «спасибо» и «пожалуйста»; просить понравившуюся игрушку, а не отбирать ее; признавать свои ошибки и оплошности; извиняться; спрашивать разрешения; спокойно воспринимать отказ; в ситуации конфликта искать компромиссные решения, которые устроили бы всех и т.д. Тогда в любой ситуации малыш будет чувствовать себя уверенно и комфортно, а окружающие начнут его любить и уважать.

Какой ребенок признан окружающими? Психологи выделяют несколько степеней популярности детей среди сверстников. Популярный ребенок – это ребенок, которого любит большинство. Социально состоявшийся ребенок – это ребенок, который привлекает окружающих, у него довольно много друзей. Отверженный ребенок – ребенок, с которым общаются немногие (причины отвержения самые разные, иногда даже не поддающиеся логическому объяснению): агрессивный, истеричный, слишком пассивный, покорный, выглядит не так, как все. Незаметный ребенок – ребенок, которого просто не замечают, на которого не обращают никакого внимания.

Какие дети достигают социального успеха? Дети, обладающие чувством юмора. Чувство юмора помогает ребенку раскрыться эмоционально, стать оптимистом, уверенно смотреть в будущее. Чуткие дети, умеющие работать в команде. Они, не задумываясь, помогают другим. С ними интересно и надежно! Дети, которые умеют быстро вливаться в любую группу сверстников, которые активны, инициативны. Дети, которые умеют решать конфликты (принцип подражания). Дети, которые умеют управлять своими эмоциями и способны спокойно обсудить ситуацию, попытаться понять другого ребенка, который его обидел. Дети, которые умеют слушать и поддерживать беседу – интересные собеседники. Дети, обладающие лидерскими навыками.

Исходя из результатов диагностики детей, педагогов, наблюдений за педагогическим процессом в детском саду, мы выстроили свою работу в разных направлениях. Одним из этих направлений стала работа с детьми раннего возраста по развитию речи и навыков общения.

Взяв за основу программу «Уроки общения для самых маленьких» психолога Е.А. Чеберды, в которой подобраны сценарии сказок, вопросы для их обсуждения, а также диалоговые игры (закрепление новой формы поведения) к каждой сказке, целью которых является помощь малышу подняться на первую ступеньку лестницы социального признания (усвоить типовые модели поведения в жизненных ситуациях – знакомство, приветствие, прощание, просьба о помощи, приглашение в игру и т.д.), и дополнив данную программу элементами интерактивной программы по речевому развитию «Говорим с пеленок» Г.В. Маниченко, а также играми на общение программы «Музыка с мамой» авторов Екатерины и Сергея Железновых, я разработала программу адаптационно-развивающих занятий с детьми раннего возраста «Сказки на пальчиках, или уроки общения для самых маленьких».

Использование элементов программы Е. и С. Железновых также содействует обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого опыта детей, как предпосылок их успешного общего социального развития (музыка и пропевание текстов под музыку используется как средство социального развития). А вся программа занятий в комплексе служит средством развития социального интеллекта, в игровой форме и непринужденной обстановке учит малышей уверенно общаться в разных жизненных ситуациях, помогает развитию доброжелательных, толерантных отношений среди воспитанников, способствует усвоению правил культуры поведения.

Предполагаемый результат занятий:

Ребенок сможет начинать и поддерживать разговор, будет уметь сглаживать конфликты, проявлять чуткость и заботу об окружающих. Кроха научится выстраивать отношения с самыми разными людьми. А это одно из самых важных качеств для успешного человека! Малыш с самого детства будет уметь ориентироваться в различных ситуациях и действовать соответственно им. Занятия помогут ребенку успешно адаптироваться к детскому саду.

Программа:

состоит из 15 основных занятий (занятия составлены таким образом, что любая его часть может использоваться как в контексте занятия, так и вне его, т.е. самостоятельно в течение дня в непосредственной образовательной деятельности);

развивает коммуникабельность, эмоциональную сферу малыша, речь, фантазию, словарный запас ребенка;

формирует социальный интеллект, первые навыки общения, артистические способности. Рекомендована для подготовки к детскому саду.

Используемые методики: сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия.

Приведу пример разработки одного из занятий в русле данной программы.

Занятие №1

«В гостях у Тимоши, или как тебя зовут?»

Цель и задачи: Развивать коммуникабельность. Учить понимать и контролировать свое собственное эмоциональное состояние, а также глубже понимать окружающих. Развивать речь детей: расширять активный и пассивный словарь. Развивать воображение, ассоциативное мышление. Учить детей подражать действиям взрослого, совершенствовать зрительное, слуховое восприятие и внимание. Понимать и выполнять элементарные инструкции, обусловленные ситуацией. Стимулировать сенсомоторное развитие. Формировать социальный интеллект, первые навыки общения: учить детей знакомиться, развивать артистические способности. Диагностика психического развития в игровой деятельности.

Материалы и оборудование:

  1. Аудиозаписи музыки «Приветствие», «Прощание», «Игра с мишкой» (программа «Музыка с мамой»).

  2. Атрибуты к пальчиковому театру: ширма, лужайка, кубики – домики, овечка Лиза, утенок Кряки, мышонок Мики, лягушонок Кваки.

  3. Сценарий сказки «Как тебя зовут».

  4. Корзина с пятью мишками.

  5. Цветное тесто для лепки.

  6. Корзина для яблок или банка для яблочного компота (ламинированный картон).

  7. DVD «Говорим с пеленок». Часть 1 «Яблоко».

  8. TV.

Х О Д З А Н Я Т И Я

Дети приглашаются в группу, им предлагается поприветствовать друг друга и гостей с помощью игры-приветствия (из программы «Музыка с мамой»).

– Дениска где? Дениска здесь.

– Ему привет споем.

Похлопаем Дениске

И ручкою махнем.

– А Катя где?..

– А гости где?.. И т. д.

Психолог обращает внимание детей на то, что среди гостей сидит их друг – медведь Тимоша (кукла би-ба-бо).

П с и х о л о г. Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости! (Звучит волшебная музыка). Тимоша пришел не один, а со своими сказочными друзьями. Утенок Кряки уже играет на лужайке. Рассаживайтесь поудобнее вокруг лужайки, сказка начинается! (Рассказывает сказку с помощью кукол из пальчикового театра).

Как-то раз Утенок играл на лужайке у дома, а его мама сидела в тенечке на лавочке. Тут из дома вышла Овечка со своей мамой. Сначала Овечка наблюдала за Утенком, а потом решила подойти к нему поближе.

О в е ч к а. Привет! (Дожидается, пока Утенок обратит на нее внимание). Меня зовут Лиза. А тебя как зовут?

У т е н о к. Кряки!

О в е ч к а. А сколько тебе лет? Мне уже два года!

У т е н о к. Мне тоже два года!

О в е ч к а. Вот здорово! (Оба радостно подпрыгивают). А у тебя есть друзья?

У т е н о к. Да.

О в е ч к а. А как их зовут?

У т е н о к. Кваки – он лягушонок. И Мики. Он мышонок. Очень-очень добрый!

О в е ч к а. А я Овечка. Мне можно с твоими друзьями познакомиться? А сколько им лет? Тоже два – как тебе и мне?

У т е н о к. Да… Я думаю, они обрадуются.

О в е ч к а. Вот здорово! Слушай, может быть, мы еще и живем недалеко друг от друга?

У т е н о к. Я вот в этом доме живу. (Показывает лапкой на один из кубиков). В первом подъезде! А Лягушонок – во втором.

О в е ч к а (радостно). Я тоже во втором! Мы недавно переехали. А еще у меня брат есть. Он большой и ходит в садик. Скоро и я тоже в садик пойду.

У т е н о к. Мы с друзьями тоже в садик пойдем. Там весело: много малышей, все вместе играют, веселятся, а взрослые им рассказывают много всякого интересного!

О в е ч к а. Значит, мы вместе будем в садик ходить! Вот как повезло! Ура! (Радостно прыгают, взявшись за руки).

П с и х о л о г. Малыши очень обрадовались тому, что живут в одном доме. Друзья отправились играть на лужайку, пойдемте и мы поиграем с ними. Тимоша привел с собой своих братишек и сестренок мишек – разбирайте их.

«Игра с мишками» (программа «Музыка с мамой»)

П с и х о л о г. Пока мишки спят, посмотрим, что делают Лягушонок, Мышонок, Овечка и Утенок. (Дети снова рассаживаются вокруг стола, педагог приглашает к диалогу ребенка). Давай, ты будешь играть за Лягушонка Кваки, а я – за Мышонка Мики! (Остальные дети – зрители).

П с и х о л о г. Привет! Как тебя зовут?

Р е б е н о к. Привет! Меня зовут Кваки! А как тебя зовут?

П с и х о л о г. Меня зовут Мики! Давай дружить?

Р е б е н о к. Давай!

Далее психолог приглашает к диалогу следующего ребенка с другими куклами.

Можно задать говорящим детям вопросы:

  1. Как поздоровалась Овечка Лиза с Утенком Кряки? (Привет!)

  2. Как представилась Овечка Лиза? (Меня зовут Лиза).

  3. Почему Овечка Лиза обрадовалась тому, что у Утенка Кряки так много друзей, и что они живут в одном доме? (Овечка найдет много друзей).

  4. Где еще можно познакомиться? (В садике, возле дома, в парке).

  5. Как еще можно познакомиться? (Привет! Как тебя зовут?).

П с и х о л о г. Дети, обратите внимание на то, сколько новых друзей у вас появилось! Давайте мы им что-нибудь подарим на память. Медведь Тимоша по секрету сказал мне, что его друзья очень любят яблоки. Подарим им яблочный компот? Предлагаю посмотреть сюжет о том, какими бывают яблоки. (Просмотр DVD, 30 сек.).

После чего психолог приглашает детей за стол.

П с и х о л о г. Посмотрите, это цветное тесто. Сделаем из него яблочки для компота. Но сначала разогреем пальчики.

Игра с пальчиками «Здравствуй, солнце золотое».

П с и х о л о г. Тесто теплое, мягкое. Потрогайте, возьмите его в руки. От него можно оторвать кусочек (показывает) и раскатать между ладонями шарик (первое формообразующее движение – раскатывание). Давайте покажем, как мы будем лепить.

Учитывая значение зрительного и кинестетической ориентировки в выработке двигательного навыка, психолог подсказывает детям способ действия, а также сам производит движения их руками.

П с и х о л о г. Ты уже слепила Катя, желтое яблоко? Оно получилось круглым?

Психолог и дети раскладывают яблоки в банку, одновременно можно закрепить названия цветов.

Проводится игра «Прощание» (из программы «Музыка с мамой»)

Для Катюши на прощанье мы помашем: «До свиданья». (2 раза).

И для Вари на прощанье мы помашем: «До свиданья».

Для Дениса на прощанье громко хлопнем: «До свиданья».

Для Артура на прощанье топнем ножкой: «До свиданья».

Для гостей мы на прощанье все помашем: «До свиданья».

Примечание. Так как в занятии постоянно идет смена деятельности, то его можно провести все сразу, в зависимости от интереса детей, а можно распределить в течение дня.

 

 

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 | Добавил: Admin
Просмотров: 120 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

Часы

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©2О09-2О17
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz